Богатство. Рыбный Очаков

23.01.2018 в 17:29

Только страны, у которых есть прошлое, имеют будущее. Прошлое это богатство, что-то вроде фамильных ценностей. Так просто и ясно изложил универсальный  взгляд на историю старый морской волк Иван Тихонович Соломатин, закончив, пыхнул трубкой, обдав слушателей тонким ароматом английского табака.

Из кабинета в очаковском доме Соломатина виднелось море, а в окна николаевской квартиры заглядывал Днепро-Бугский лиман. Осознанное стремление сохранить в целостности водные ресурсы принуждало садиться за письменный стол, проводить дни в архивах, копаться в старых газетных публикациях. Благо на пенсии можно себе позволить такую роскошь. 

 

Все свое детство Соломатин провел в Очакове. Учился в классах, летом горбил спину  в рыбацкой артели, осваивал   премудрости  древнего ремесла, принимал участие в экспедициях на Березанский лиман, нырял с аквалангом местного спортивного клуба в поисках сокровищ, неделями промышлял мидиями на Кинбурне. В общем, жил жизнью рядового пацана в городке с морем.

Незаметно пробежало время, правнук грека-контрабандиста и внук красного морского офицера, закончил одесскую мореходку, и вышел на нелегкую  стезю морского бродяги.

В его жизни все сложилось правильно. Ближе к  середине первого десятилетия нового века, он вернулся в Очаков, преподавал, рыбачил. Однако больше присматривался к новой бытности родного края.

Знавал Очаков  веселые времена. Жизнь здесь кипела, и рыба ловилась, и отдыхающих было погуще - приезжали отведать знаменитых очаковских мидий.

Соломатин  застал расцвет рыболовецкого промысла в Очакове, Черноморке , на Кинбурне. Очаковский рыбколхоз именовали «Черноморец»,  и  в  70-80-е он имел современную рыболовецкую флотилию, состоящую из 2 траулеров, 21 сейнера, 18 мотобаркасов.  Соломатин часто вспоминал как выходил в море на  ударном  СЧЗ-34.

 

Отдельная бригада  рыбколхоза размещалась в  живописном селе Черноморка. Правда местные называли селение по-старинке Бейкуш (Дальний). После войны именно  сюда принудительно переселяли жителей  Закарпатья. Переселенцы возродили древнюю культуру виноградарства на этой жаркой засушливой земле. Соломатин  потирал руки от удовольствия, когда до него дошла весточка от знакомого  про то, что местное вино обогнало по вкусу и качеству своих французских соперников. Хозяина винокурни Бейкуш Шнейдериса Соломатин в глаза не видывал, но радость обуяла – выйти на такой рынок дело очень тонкое и сложное.  В Бейкуше лоза видит воду, что еще нужно хорошему вину.

Бейкушевские рыбалки  промышляли скумбрию и хамсу. Бригадный  рыболовецкий флот состоял из  7 сейнеров, 3 мото/баркаса, 7 скумбрийных кошелей, 7 хамсовых и 11 станковых неводов. Флотилия базировалась в Березанском лимане, тогда еще богатом рыбой.

 

Здешние изобильные воды испокон веков потчевали людей  скумбрией. В старые  времена эту ценнейшую и полезнейшую для человеческого организма рыбу прозывали баламутом. Между тем, Соломатин из  училища помнил, что одесситы баламутом  называли «пожилую» скумбрию, средне возрастную именовали качалкой, а молоденькую звали чирусом.  Жители Южной Пальмиры обожали  скумбрийку, иногда именуя её на европейский  манер макрелью.

Скумбрия холодного копчения, арифметика полезности - 17% жирности, витамин В12,  нежная, без мелких костей – настоящее золото. А уж  с каким искусством коптили баламута  рыбных дел мастера, знают  разве что партийные и советские работники, да столичные чиновники. До сих пор пальчики облизывают и ловят витающий  деликатесный запах скумбрийных и осетровых  балыков.  

На Кинбурнской косе  был местный рыб/колхоз с забавным названием «Сознательность» («Свідомість»). Главное занятие колхозников состояло в добыче кефали из озер, общей площадью 15 кв.км., которые природными и искусственными протоками соединялись  с Ягорлицким лиманом. Каждый год из озер вылавливалось 150-200 цнт. кефали,  ценной промысловой рыбы. Имеются 4 разновидности этой высококлассной вкуснятины: пиленгас, лобан, остронос, сингирь. Первые 2 вида значительно превышают остроносов и сингирей. Последние мелкие и встречаются редко. Кефаль  приятный кулинарный изыск. Соломатин справедливо считал, что вяленая кефаль – непревзойденная закуска к пиву, куда там плоскому лещу.

 

Богатство и расточительство - тема живо занимавшая Соломатина. Куда исчез рыболовный флот? По каким причинам очаковщина стала неспособной кормить народ рыбой и рыбопродуктами?

 

Продолжение….

Комменты оставляйте, пожалуйста, на  https://www.facebook.com/elena.kabashnaya

 

 

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив