Украина-2011: бедность и деспотия
Украина-2011: бедность и деспотия
Уходящий год стал годом политических перемен и социальных потрясений для простых украинцев. Заканчивается он концентрацией власти, арестами оппозиционеров и подготвкой к взрывоопасным социальным реформам. Во внешней политике Янукович идет курсом Ющенко, но все больше напоминает Кучму.
За десять месяцев правления президента Виктора Януковича удалось поменять Конституцию, превратив Украину, по сути, в президентскую республику. Причем, минуя традиционные законодательные процедуры. Команда нового гаранта называет все это красивым словом «стабилизация». Политологи — чреватым волнениями авторитаризмом.
Хаос времен Ющенко и Тимошенко, перманентной войны между ветвями власти, действительно, позади. Но главная интрига для Украины-2011: выбор между авторитаризмом-лайт и полицейским государством. Применение силы против предпринимателей на Майдане, беспрецедентные по массовости для постсоветского пространства аресты министров Тимошенко, уголовные дела против оппозиционеров — все это «первые звоночки».
Переоценивать авторитарные «наклонности» Януковича, конечно, не стоит. Украина не Белоруссия, в один голос говорят депутаты оппозиционных фракций. Президент уже и так закрутил все возможные гайки. Так называемая админреформа сконцентрировала все активы в руках трех основных ФПГ, оставив за бортом всех остальных.
Чтобы получить максимально выгодный политический эффект, для начала нужно закрутить гайки до конца, отпустив потом на полоборота. Так было с Налоговым кодексом, который принимали в условиях массовых протестов. Сначала правительство Азарова взвинтило налоги, поставив под угрозу полного уничтожения малый и средний бизнес, а потом пошло на уступки, учтя лишь некоторые пожелания предпринимателей и разогнав недовольных.
Похоже, новая власть так будет действовать во всем. На 2011 год у нее амбициозные планы: после налоговой и административной реформ провести столь же жесткую пенсионную, принять Жилищный кодекс, который ставит под сомнение институт частной собственности на жилье. Страну ждет новое повышение цен на газ, рост пенсионного возраста для женщин на пять лет и на два года для мужчин, массовое сокращение чиновников низшего звена, максимальное урезание льгот и социальных выплат.
Между тем, Украина все плотнее садится на иглу кредитов МВФ, выполняя все его взрывоопасные требования. В 2011 году по кредитам нужно будет отдать порядка $5 млрд. По оценкам экономистов, их у страны нет. Деньги от приватизации Одесского припортового завода и «Укртелекома» не покроют затрат. Снизить цену на российский газ Украине не удалось. В 2011 году Киеву придется платить еще больше, учитывая формулу цены на газ в привязке к стоимости нефти, а та уже дорожает.
По справедливости, власть могла бы возложить часть бремени по выплатам долгов на олигархов, которые стали сначала причиной кризиса, а потом — его бенефициарами, удвоив состояние в ходе слияний и поглощений. Тем более, что налогов они фактически не плятят: крупнейшие компании Украины зарегистрированы в офшорах. Но, поднимая налоги всем, власть не спешит делать то же самое с крупным бизнесом: торжествено обещанное закрытие налоговой дыры на Кипре отложено на 5 лет.
Все это влечет за собой новые акции протеста. Смены власти ожидать не стоит: выразителя интересов нищего населения и ограбленного среднего класса среди украинских политических сил нет, а хищников за рубежом все происходящее здесь пока вполне устраивает. Но, согласно недавнему соцопросу, 43% респондентов отмечают революционные настроения. И власть их боится. «Есть такое понятие «грань прочности», — откровенно признался в интервью газете «Сегодня» ответственный за работу с пророссийским электоратом в Партии регионов Вадим Колесниченко. — Сейчас идут налоговая, пенсионная и другие реформы, если в этот период ВЫСТОИМ, то можно переходить и к вопросу языка».Кстати, о языках. Еще меньше стоит ожидать, что власть выполнит обещания по реальной интеграции с Россией и предоставлению русскому языку особого статуса. Местные выборы закончились, а парламентские, которые по конституции должны состояться в марте 2011 года, явно перенесут на осень 2012. А раз нет выборов, значит, нет и необходимости заигрывать с плебсом. Президентским ФПГ не выгодна тесная кооперация с российским капиталом, ведь они конкуренты по всем основным отраслям. СП в энергетике, судостроении, авиапроме — только на бумаге.
В геополитическом плане Янукович, по сути, продолжает политику Ющенко. От НАТО отказались только потому, что туда все равно не примут, но курс на эфемерную евроинтеграцию повторяется как заклинание. Безвизовый режим с ЕС – химера. Есть планы по подписанию Соглашения о политической ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом уже в 2011 году. Но, согласно опросу 45 украинских политологов, Россия будет активно блокировать этот процесс. Надеяться на присоединение Украины к Таможенному союзу не стоит. А внешняя политика сведется к тому, что громоздкий деспот Янукович будет вальсировать между Западом и Москвой. Единственная разница с Кучмой: тот хоть не спотыкался в танце об имена собственные.
Анна Стешенко