Байден разрешил бить вглубь России американскими ракетами. Изменит ли это ход войны?
Байден разрешил бить вглубь России американскими ракетами. Изменит ли это ход войны?
По словам американских официальных лиц, президент Байден дал разрешение Украине впервые использовать дальнобойные ракеты для ударов вглубь России.
Предполагается, что ракеты будут впервые применяться для поражения российских и северокорейских войск в Курской области, утверждают чиновники.
Решение Байдена — ключевое изменение в политике США. Оно разделило его советников на два лагеря и было принято за два месяца до прихода в Белый дом избранного президента Дональда Трампа, который обещал сократить дальнейшую поддержку Украины.
По словам чиновников, разрешение использовать ракеты дальнего радиуса действия ATACMS (армейский тактический ракетный комплекс) дано украинцам в ответ на неожиданное решение России ввести в бой северокорейские войска.
Президент Байден начал ослаблять ограничения на использование американского оружия на российской территории после того, как в мае Россия осуществила прорыв через границу в направлении Харькова — второго по величине города Украины.
Чтобы помочь украинцам в обороне Харькова, Байден разрешил им использовать высокомобильную артиллерийскую ракетную систему, или HIMARS, с дальностью действия около 50 миль (80,5 км) для поражения российских войск на приграничной территории. Но президент Байден не разрешал Украине применять для защиты Харькова более дальнобойные ATACMS с дальностью полета около 190 миль (306 км).
Чиновники не ожидают, что это решение кардинально изменит ход боевых действий. Однако, по их словам, одной из целей смены политики является послать сигнал северокорейцам, что их войска уязвимы перед ракетными ударами и что больше военнослужащих отправлять не стоит.
Как утверждают официальные лица, хотя украинцы, скорее всего, для начала будут использовать ракеты против российских и северокорейских войск, угрожающих им в Курской области, президент Байден может разрешить им применять оружие и где угодно.
Некоторые американские чиновники опасаются, что ракетные удары по российской территории натолкнут президента Владимира Путина на мысль ответно применить силу в отношении Соединенных Штатов и их союзников.
Но другие официальные лица считают, что эти страхи чересчур раздуты.
Российская армия развивает наступление на укрепленные позиции ВСУ в Курской области силами 50000 военнослужащих, в том числе из Северной Кореи, с целью возврата всей территории, захваченной украинскими войсками в августе.
Украинцы смогут наносить удары ракетами ATACMS по местам скопления российских и северокорейских войск, значимым экземплярам военной техники, логистическим узлам, складам боеприпасов и путям снабжения в глубине российской территории.
Эти меры помогут украинцам снизить эффективность военного союза России и КНДР.
Со времени начала начала российской агресси против Украины в феврале 2022 года вопрос, вооружать ли Украину ракетами дальнего радиуса действия ATACMS, был особенно чувствительным.
Некоторые сотрудники Пентагона возражали против выделения Украине ракет, потому что их запасы у армии США ограничены. Кое-кто из чиновников Белого дома опасался, что президент Путин пойдет на расширение географии конфликта, если предоставить украинцам ракеты.
Сторонники более агрессивной стратегии в адрес Москвы утверждают, что президент Байден и его советники слишком легко поддались запугиванию враждебной риторикой Путина. Они считают, что чересчур медленное наращивание администрацией Байдена помощи украинцам ставит их в невыгодное положение на поле боя.
Сторонники подхода Байдена считают, что он оказался во многом успешным для предотвращения жесткого ответа со стороны Москвы.
Разрешение наносить дальнобойные удары по российской территории может изменить переменные в этом уравнении. В августе украинцы перешли границу России и начали собственное наступление в Курской области, захватив часть ее территории.
С тех пор у американских чиновников нарастает беспокойство по поводу состояния украинской армии, растянутой вдоль протяженной линии фронта при одновременном российском наступлении на востоке, в направлении Харькова и теперь под Курском.
Появление на российской территории более 10 тысяч северокорейских военнослужащих и реакция на то Байдена совпали по времени с подготовкой Трампа к возвращению в Белый дом с заявленной целью быстро завершить конфликт.
Трамп не особо распространялся о том, как он урегулирует конфликт. Но избранный вице-президент Джей Ди Вэнс озвучил план, согласно которому русским будет позволено удерживать украинскую территорию, занятую их войсками.
В Киеве надеются, что на будущих переговорах получится обменять территорию, которую ВСУ заняли в Курской области, на удерживаемые Россией украинские земли.
Если российское наступление на силы ВСУ под Курском окажется успешным, у Киева в итоге почти или совсем не останется территорий, которые можно предложить для обмена Москве.
Президент Украины Владимир Зеленский долго испрашивал разрешения у Соединенных Штатов и их союзников на удары ракетами дальнего действия по российской территории.
Британия и Франция предоставили Украине ограниченное количество ракет Storm Shadow и SCALP с дальностью полета около 155 миль (250 км) — меньше, чем у американского ракетного комплекса.
Хотя лидеры Франции и Британии озвучили поддержку требований Зеленского, они не хотели позволять украинцам использовать их ракеты на российской территории, пока Байден не даст им соответствующее разрешение с ATACMS.
Президент Байден оказался более рисковым, чем его коллеги из Британии и Франции, и его советники разделились во мнениях, как поступить.
Некоторые из них ссылались на недавние предупреждения американской разведки, что в ответ на удары дальнобойными ракетами ATACMS вглубь России Путин может отдать приказ войскам или разведслужбам отомстить Соединенным Штатам и их европейским союзникам, возможно с помощью летального оружия.
Разведка предупредила о нескольких вероятных ответах России, в том числе учащение случаев поджогов и диверсий на объектах в Европе, а также, возможно, летальные удары по американским и европейским военным базам.
По словам чиновников, Байден изменил свою позицию, тщательно изучив решение России направить в бой против Украины северокорейские войска.
Также, как они заявляют, мнение президента поколебалось из-за опасения, что наступающей российской армии удастся преодолеть сопротивление ВСУ под Курском, если не позволить украинцам защитить себя с помощью дальнобойных ракет.
Американские чиновники утверждают, что не верят в возможность таким образом изменить ход конфликта.
Но, по их словам, Байден счел, что возможные плюсы — Украина сможет дотянуться до определенных важных целей, иначе недосягаемых, и США отправят сигнал Северной Корее, что ей придется дорого поплатиться за участие в войне — перевешивают опасность эскалации.
Перед Байденом стояла такая же дилемма год назад, когда разведка США сообщила, что Северная Корея предоставит России баллистические ракеты дальнего действия.
Тогда Байден согласился выделить несколько сотен дальнобойных ракет ATACMS для использования украинцами на своей территории, в том числе на анексированом Россией Крымском полуострове. Они дополнили ограниченные поставки ракет Storm Shadow и SCALP из Британии и Франции.
После этого Украина многократно применяла эти ракеты для нанесения ряда согласованных ударов по российским военным целям в Крыму и на Черном море.
В итоге неясно, сколько таких ракет сохранилось в арсенале украинцев для использования в Курской области.
The New York Times, США