"Движуха", "митинг игрушек" или становление гражданского общества?
"Движуха", "митинг игрушек" или становление гражданского общества?
Инопресса
Московская мэрия наконец одобрила маршрут шествия оппозиции 4 февраля, сообщают СМИ, пытаясь разобраться, в России структурируются гражданские инициативы, определяются политические платформы протестующих или общественное брожение больше напоминает флешмоб? Так, в Барнауле медвежата, человечки из "Лего" и персонажи "Южного парка" были расставлены в виде митингующих с лозунгами "Я за честные выборы".
Теперь, когда московская мэрия все-таки одобрила маршрут шествия 4 февраля, главной помехой для антикремлевских демонстрантов остается русская зима, замечает в блоге на сайте The Wall Street Journal журналист Александр Коляндр.
Организаторы подчеркивают, что митинг после шествия будет непродолжительным: "Не нужно морозить людей". Блоггеры предрекают, что многие не выйдут на улицу, другие публикуют инструкции, как утеплиться.
Между тем 4 февраля 1991 года - при температуре минус 15 - состоялся крупнейший антикоммунистический митинг, напоминает автор.
Российская полиция недобро смотрит на демонстрантов-оппозиционеров, даже пластмассовых и в 5 см ростом, замечает The Guardian. "Полиция Барнаула попросила прокуратуру проверить юридическую законность недавней акции протеста, когда десятки маленьких кукол - медвежата, человечки из наборов "Лего", персонажи "Южного парка" - были расставлены в виде митингующих и снабжены транспарантами "Я за честные выборы" и "Вор должен сидеть в тюрьме, а не в Кремле", - рассказывает журналистка Мириам Элдер.
"Мы полагаем, что это все-таки несанкционированное публичное мероприятие", - сказал о "митинге" игрушек заместитель начальника УВД Барнаула по охране общественного порядка.
Активисты выставили игрушки после того, как власти несколько раз отказали в согласовании демонстрации типа митингов за честные выборы, прошедших в Москве. Прохожие хихикали, зато полицейские дотошно переписали все транспаранты. "Это не первый случай", - пишет газета, упоминая об обществе "Синие ведерки" и арт-коллективе "Война".
В России повеяло "арабской весной", пишет в статье на сайте Die Welt Юлия Смирнова. Недовольных граждан объединяет нежелание и впредь терпеть несправедливость молча.
"Перед массовыми акциями протеста в декабре российские интернет-пользователи голосовали за тех, кого они хотели бы видеть выступающими на митинге: наибольшую поддержку получили не известные оппозиционные политики, а популярные писатели, журналисты и музыканты, позиция которых близка взглядам разгневанных граждан", - отмечает журналистка. При этом протест носит не столько политический, сколько личный характер. Люди вышли на улицы, так как почувствовали, что их обманули, что их честь задели. Теперь Лига избирателей хочет направить эту волну протеста на реализацию таких конкретных проектов, как подготовка наблюдателей на выборах.
Гражданские инициативы, продолжает Юлия Смирнова, существуют в России уж несколько лет, но общественности до сих пор было мало что известно об их работе. Основную проблему автор видит в том, что участникам различных неполитических объединений с трудом удается объединиться вокруг определенных политических требований. "В конце концов, всегда проще декларировать, что тебе что-то не нравится, чем то, как ты планируешь сделать это в будущем сам", - замечает журналистка.
Социолог "Левада-центра", с которым она побеседовала, избегал в связи с волной протеста говорить о каком-либо политическом движении. По его словам, к событиям последнего времени больше подходит определение "движуха" - как реакция на действия политической элиты. Эксперт не берется предсказать, насколько эти общественные настроения повлияют на результат президентских выборов, однако полагает, что, скорее всего, прежнее спокойствие в социум не вернется.
The Washington Post комментирует, как на изменения в российском обществе реагирует государственное ТВ.
На протяжении шести дней после декабрьских парламентских выборов телевидение игнорировало уличные протесты, которые начали сотрясать страну, говорится в статье, но, когда протестующие вышли на Болотную площадь 10 декабря, туда прибыли съемочные группы центрального российского телевидения. "Как говорят знающие люди, в 15:00 поступило указание: можете выходить в эфир", - сообщает корреспондент Уилл Ингланд.
"Последовавшие за тем телерепортажи носили нейтральный характер и излагали факты - казалось, что телевидение, центральный инструмент удержания Владимира Путина у власти, наконец уступило давлению общества. Но увлечение прямыми трансляциями оказалось недолгим: в январе поводок снова стал коротким", - говорится в статье. Путину надо победить на выборах, и после недель двойственности и неопределенности контролируемое государством телевидение вернулось к старым, знакомым методам.
Так, съемочная группа НТВ выследила лидеров гражданской оппозиции, возвращавшихся со встречи с американским послом Майклом Макфолом. Телеканал обвинил их в том, что они ходили за деньгами, которые США якобы выделили на финансирование протестов, говорится в статье.
ЦИК не допустил к участию в президентских выборах Григория Явлинского, сообщает своим читателям L'Express. Лидер партии "Яблоко" убежден, что это политическое решение мог принять только Владимир Путин: "Всех людей, которые не согласны с тем, что происходит в России, которые хотят другой перспективы - открытой, демократической, европейской, современной - этим политическим решением не допускают до выборов", - сказал Явлинский.
Действительно ли появление у российской оппозиции потенциального лидера, которого она до сих пор лишена, так опасно для Кремля? Власть предпочитает давать дорогу более послушным оппозиционерам, говорится в статье. Зарегистрированные на сегодняшний день кандидаты - коммунист Зюганов, популист Жириновский, лидер левоцентристской "Справедливой России" Миронов - входят в эту категорию, пишет издание, замечая, что "сложнее классифицировать случай Михаила Прохорова".
"Есть риск, что власти попытаются настроить нас друг против друга и расколоть", - предсказывал в начале года оппозиционер Сергей Удальцов, осознающий недостаток единства в рядах манифестантов, объединенных только своим неприятием Путина. Ближайшим испытанием станет митинг оппозиции 4 февраля, указывает издание.