Премьер Тимошенко. Воспоминания о будущем
Премьер Тимошенко. Воспоминания о будущем
События последних месяцев и мнения авторитетных мужей показывают: шансы вернуться во власть у Юлии Тимошенко есть, причем немалые. Когда бы речь шла о малоизвестном политике, можно было бы гадать: а что же будет дальше. Но в этом случае всегда можно оглянуться и посмотреть: а что же было.
Единственная женщина в череде украинских премьеров пришла к власти сразу же после Оранжевой революции, когда вера добрых двух третей (если не больше) населения Украины в светлое будущее была необычайно сильна. Вера в демократически избранного президента, вера в "принцессу Майдана", вера в команду единомышленников, вера в то, что все у нас будет хорошо. Не сложилось.
А как все начиналось...
Тогда, на рубеже 2004-2005 годов новой власти достался солидный кредит доверия со стороны граждан. И то, что парламент утвердил нового премьера и ее команду впечатляющим количеством голосов - 373 - казалось, подтверждает чаяния многих украинцев. Но за зрелищем, от которого у зрителей перед телевизорами разве что не наворачивались слезы на глаза, стояло многое. В том числе то, что в эпоху президентства Кучмы антагонисты Леонида Даниловича могли назвать "интриги". Но новая прогрессивная власть просто затянула процесс распределения должностей.
Стоит напомнить, что исполнять обязанности премьера Тимошенко, согласно президентскому указу, начала еще 24 января, а вызвавшее фурор голосование Рады произошло уже 4 февраля. Весь этот срок (не считая предыдущих месяцев политической "дележки") президент и все заинтересованные лица пытались утрясти будущий состав Кабмина.
Премьерство Тимошенко было очевидным: иной вариант народ власть имущим бы не простил. Хотя многим хотелось занять этот почетный пост. Собственно, немало времени ушло на поиск приемлемой властной альтернативы для Петра Порошенко, который стал секретарем СНБО с несколько туманной формулировкой: "с расширенными полномочиями". Амбиции "самого сладкого политика", как потом выяснилось, были удовлетворены ненадолго, и под знаком противостояния "Тимошенко-Порошенко" прошло все время "медового месяца" "оранжевой" власти и объективной реальности.
Тогда же на первый план выскользнули и социалисты, которые получили солидное количество портфелей, как на их сравнительно скромный вклад в революционный процесс. Да и в целом, инициативу в формировании правительства забрал себе Виктор Ющенко - уж очень много на высоких государственных должностях оказалось давних соратников именно президента, а Тимошенко кроме ее поста могла утешить разве что судьба Александра Турчинова, возглавившего СБУ.
Как бы то ни было, в управление Юлии Владимировне отдали не просто комплект "революционных звезд" (ведь все же были на слуху, практически каждое имя вызывало вал ассоциаций), но и довольно разношерстную по многим параметрам команду. У одних (как, например, министр культуры Оксана Билозир), не было заметного и нужного политического и управленческого опыта, другие были слишком явными и яркими сторонниками президента, их вполне можно заподозрить в выполнении контролирующей функции (такую миссию "злые языки" возложили на вице-премьера по вопросам широко разрекламированной административной реформе Романа Безсмертного), да и от гнета идейно-экономических расхождений никто не избавлял: с одной стороны социалисты - "отнять и поделить", с другой - Терехин и Пинзенык, которые далеко не во всем разделяли социалистические методы управления экономикой были характерны и для премьера.
В любом случае, правительство должно было работать, и работать оно начало. Начало вполне успешно, что спустя несколько недель было зафиксировано и в ходе социологического опроса, проведенного Центром им. Разумкова, когда выяснилось, что "в целом" деятельность правительства одобряют 71,9 процента граждан, поддерживают "оранжевый" Кабмин во всех начинаниях - 36,4%, а отдельные шаги власти - 35,3%.
Жизнь и смерть одного премьерства
Сразу же Юлия Тимошенко продемонстрировала тягу к решению проблем, которые многих заставили насторожиться. Стремление увеличить расходы на "социалку" понятно и логично: этим лозунгам нужно говорить "спасибо" за солидный приток электората, да и по типу управления Тимошенко скорее "социально ориентированный", чем сугубо "рыночный" политик. Но деньги на покрытие возросших нужд общества (те же 8 тысяч гривен на новорожденных) откуда-то надо было брать. Тогда и вспомнилась громкая вариация темы "Вор должен сидеть в тюрьме" - "Бандитам - тюрми". Тут же заговорили о люстрации и реприватизации, что в одинаковой степени напугало затихшую было оппозицию. Впрочем, многим членам Партии регионов грозило и то, и другое.
Если реприватизация "Криворожстали" таки состоялась, хоть уже и после ухода правительства Тимошенко, а "люстрационные" дела (Колесников, Щербань и иже с ними - как часто вспоминал эти фамилии глава МВД Юрий Луценко) благополучно канули в Лету, то тягу к "ручному управлению экономикой" премьер продемонстрировала во времена "бензинового кризиса".
Тогда попытки удержать бензин "в норме" (95-й по 2,99, было и такое) во время посевной и сразу после нее методом установки граничных цен привели к широко известному "заговору нефтетрейдеров", подорожанию светлых нефтепродуктов после того, как цены "спустили с поводка" и острому конфликту президента и премьера. По слухам, кризис на рынке нефтепродуктов едва не стоил Тимошенко власти уже тогда - в мае 2005 Ющенко публично раскритиковал ее ценовую (да и не только) политику в присутствии российских поставщиков топлива, а Верховная рада приняла законопроект о снижении акцизов на светлые нефтепродукты и отмену пошлины на их ввоз. Со временем ситуация стабилизировалась, бензин "честно и рыночно" подорожал, а Тимошенко усидела в своем кресле.
Кроме этих моментов, непосредственно связанных с методами управления самой "мадам премьер", первое "оранжевое" правительство запомнилось скандалами, которые сопровождали множество инициатив. Скандал вокруг реэкспорта нефтепродуктов впервые заставил громко заговорить о Романе Зварыче, а вопрос образования окончательно закрепил за ним статус несимпатичного массам политика. Логичная попытка министра здравоохранения Николая Полищука заставить выпускников медицинских вузов отработать в селе государственные деньги, потраченные на их образование, вызвала волну негодования. Программа "Контрабанде - стоп" не только пополнила бюджет, но и спровоцировала глухое недовольство многих бизнесменов, связанных с экспортом-импортом. Поддержка НАТО и Европы, которые поначалу радостно приветствовали смену власти в Украине, во-первых, не радовала значительную часть парламентариев, не говоря уже об их электорате, во-вторых, все равно во многом была растрачена зря. Юридическая (а-ля Юрий Луценко) и этическая (а-ля Николай Томенко) люстрация захлебнулась, не успев толком начаться...
Все попытки решать проблемы и управлять государством сопровождались еще и комплексом "подковерных", а порой и более, чем явных, конфликтов в уже упоминавшихся плоскостях: Порошенко - Тимошенко, Секретариат - правительство, президент - премьер. Страна, затаив дыхание, наблюдала за происходящим. Наблюдала до августа 2005, когда глава Секретариата президента Александр Зинченко ушел в отставку, дав на прощание скандальную пресс-конференцию, в ходе которой он обвинил в коррупции пропрезидентских Порошенко и компанию. Волна взаимных обвинений всех ветвей власти быстро превратилась в цунами. Трехсторонние переговоры: кого оставить, кого уволить затягивалось. Гром грянул 8 сентября 2005 - Ющенко отправил в отставку всех.
Тимошенко. Reloaded?
В сентябре 2005 Юлия Тимошенко ушла, но обещала вернуться. Ушла с впечатляющей потерей рейтинга - 26% в сухом остатке (тогда как еще в августе он составлял 32%, а в апреле, до всколыхнувшего и рядовых граждан топливного кризиса, 47%). И действительно готова к возвращению уже сейчас, в 2007 году.
То, что рейтингу Юлии Владимировны помогло пребывание в оппозиции, причем не к кому-нибудь, а к Партии регионов (противостояние с президентом, как видно по предыдущим цифрам, ее в глазах избирателей не красит) видно невооруженным глазом - на досрочных парламентских БЮТ взял более 30 процентов голосов. То, что Юлия Тимошенко - самый вероятный претендент на пост премьера - не настолько очевидно, но вполне прогнозируемо, ибо хорошо вписывается в формат в мучениях рожденной демократической коалиции. А вот каким может быть "премьерство Тимошенко-2"?
Вполне вероятно, что Юлия Владимировна не откажется от давних наработок, о которых уже упоминалось: стремление поуправлять рынком "руками", ритуальные танцы вокруг газовой тематики и мечты о реприватизации. Политолог Дмитрий Выдрин считает, что "украинские политики по натуре лыжники, все любят ездить по проторенной лыжне. К тому же, наша система, в том числе экономическая, хороша тем, что ее нельзя быстро изменить ни худшую, ни в лучшую стороны".
Приватизационный процесс обещался народу уже давно, как впрочем, ему обещалось и возвращение вкладов советских времен и прочие социально-финансовые радости. Есть ли на это деньги? Сомнительно. Бюджет и так уже имеет дефицит в 4,8 миллиарда гривен, а манящая перспектива получить деньги "нетрудовым" путем слишком соблазнительна. Жива еще в памяти перепродажа "Криворожстали", инициированная правительством Тимошенко, результатом которой стали "не лишние" почти 4,8 миллиарда долларов для бюджета. Тема незаконности приватизации различных предприятий всплывает с завидной частотой, да и не обязательно что-то забирать, чтобы потом продать: всегда в запасе есть вяло распродаваемый "Укртелеком", пока еще нетронутая "Укразалізниця", да и мало ли что в стране можно продать государственного...
Критична ситуация не только с наполняемостью бюджета, но и с инфляцией. Уже давно инфляция-2007 превысила прогнозируемую изначально Кабмином цифру в 7,5%. Так, по итогам ноября, по данным Госкомстата, инфляция составляла уже почти 14%, а Минэкономики исправило данные и рассчитывает уже на 14,5-процентную инфляцию... Тогда, если мерять кризисность положения повышением цен, то сейчас в Украине кризисы крупным оптом, нет разве что "капустного". Решать проблему нужно срочно, и будущему премьеру хорошо бы постараться и не впасть, по российскому образцу, в замораживание цен и ручное управление экономикой. Юлия Тимошенко таки во многом склонна к "дирижизму", но тут важна "золотая середина": использовать административные рычаги для решения экономических проблем. "Насколько успешно по "золотой середине" удастся пройти Юлии Тимошенко зависит от ее команды. Пока успешной в экономическом плане команды нет. Ей (команде Тимошенко - "Подробности) нужна свежая кровь" - сказал "Подробностям" директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
К тому же для амбициозного политика заманчивые перспективы открываются в связи с новыми окологазовыми проблемами Украины. Глобально изменить ситуацию невозможно. Но если хоть что-то успешно "порешать"...
Успешное решение любых проблем способствует значительной прибавке к рейтингу. А Юлия Тимошенко в первую очередь политик. Триумфальное возвращение к власти и подтверждение нового, пусть уже меньшего, но ощутимого кредита доверия не только вернет веру людей во власть, но и... Просто поможет государственным деятелям. Демократическая коалиция все активнее заговорила об общем кандидате на пост главы государства на следующих выборах, не исключено, что Юлии Владимировне было бы приятно видеть в этой роли себя. Да и партийным строительством удобнее заниматься на фоне общих успехов. И пока в НУ-НС поговаривают об объединении в мега-партию, представитель БЮТ Андрей Шкиль сообщил, что после формирования правительства их политическая сила плотно задумается о слиянии трех компонентов ("Батьківщина", Украинская социал-демократическая партия и ПРП) в единое целое. К слову о ПРП: этот сторонник - ощутимое приобретение премьерства Тимошенко, которой удалось сработаться с "пчелоносными" Томенко, Пинзеныком, Терехиным, и которых БЮТ "подобрал" на последних парламентских выборах, после того, как обиженные "Нашей Украиной" прп-исты пошли в 2006 на выборы самостоятельно и проиграли.
Удачное премьерство может принести Тимошенко массу дивидендов. А неудачное... Неудачное во многом можно списать на происки политических врагов. Раньше был Порошенко, теперь есть активно демонизируемый Балога... А из оппозиции тоже можно успешно стартовать в президенты.