Одолеет ли Путин Медведева?

13.05.2011 в 15:11
Одолеет ли Путин Медведева?

Одолеет ли Путин Медведева?

ИноСМИ

 

Из-за идеологического раскола в России между тяготеющим к советским временам Путиным и прозападным Медведевым Соединенным Штатам сложно вырабатывать свою российскую политику. Но не исключена и более трудная перспектива: возвращение Путина к власти в 2012 году. Обама должен подать Москве мощный сигнал сейчас, а не позднее.

На прошлой неделе, прямо накануне празднования 66-й годовщины Дня Победы, российский премьер-министр Владимир Путин объявил, что сыт по горло многопартийной демократией в России. Вместо нее Путин предложил создать народный фронт – этакое хитроумное изобретение, которое будет состоять из его правящей партии «Единая Россия», женских, природоохранных организаций, профсоюзов, а также коммунистов и националистов.

Такой отход от демократии свидетельствует о глубоком идеологическом расколе между Путиным и его политическим протеже президентом Дмитрием Медведевым. Медведев, будучи «младшим партнером» в правящем тандеме страны, неоднократно заявлял, что Россия должна соответствовать Западу, в том числе, в вопросах главенства закона, укрепления демократии, свободы СМИ, отсутствия цензуры в интернете и серьезной борьбы с коррупцией.

За соперничеством двух этих людей скрывается глубокие идеологические расхождения, отражающие 150-летнюю конфронтацию между «западниками» и «славянофилами» (сегодня их лучше называть «евразистами», поскольку это в большей степени отражает их геополитические предпочтения и предназначение). Из-за таких кардинально противоположных ориентиров возникает и конфликт в политике.

Не признав эти расхождения, западные руководители, ответственные за принятие решений, никак не смогут понять двух российских лидеров – их мировоззрение, амбиции и устремления, а также выработать соответствующую политику в отношении  России. А нынешний политический сезон в этой стране будет решающим. Он определит, с какой Россией придется иметь дело США и Западу: с раздражительным партнером, или со страной, ищущей союза с Китаем на основе противодействия либеральным ценностям. Эти решения будут иметь последствия буквально для всего – от военных бюджетов до поставок нефти.

Рискованная игра Вашингтона

Администрация Обамы сделала Медведева своим основным дипломатическим собеседником. Но в этом есть одна загвоздка: Путин остается «национальным лидером» России и реальной властью, стоящей за троном – и восседающей на нем.

В апреле этого года вице-президент Байден пригласил Путина посетить Вашингтон, сделав это в момент, когда он и Медведев совершают свои маневры в преддверии президентских выборов 2012 года. В том же месяце Путин выступил со своим ежегодным отчетом в Государственной Думе, который явно противоречил медведевским призывам к всесторонним реформам, названным им «модернизацией». Основополагающие принципы модернизации Медведева изложены в опубликованном недавно докладе его собственного мозгового треста Институт современного развития (ИНСОР), носящем название «Россия 21-го века: образ желаемого завтра».

Идеологи Медведева

Среди идеологов Медведева Вячеслав Сурков (так в тексте, Суркова зовут Владислав – прим. перев.) и Игорь Юргенс. Сурков, будучи заместителем главы президентской администрации, большую часть своего времени посвящает управлению и организации политической системы, включая партии, выборы и средства массовой информации. Это путинский – а сейчас и медведевский – Карл Роув (Karl Rove), или Дик Моррис (Dick Morris)*.

Юргенс, превратившийся из профсоюзного аппаратчика советской эпохи в высокопоставленного руководителя российской торговой палаты (так в тексте, Юргенс - вице-президент Палаты промышленников и предпринимателей России – прим. перев.), это птица высокого полета. Он возглавляет медведевский мозговой трест ИНСОР. Юргенс играет роль этакого питбультерьера Медведева.

Во время недавней презентации доклада ИНСОР Юргенс сказал, что «страна не сможет двигаться вперед, пока ею правят страх… воровство, взяточничество, мошенничество, рэкет и цинизм». Он сравнивает Путина с Леонидом Брежневым в последние годы его правления. Этот советский руководитель правил страной на протяжении 18 лет в эпоху, получившую название «застой».

Но рекомендации ИНСОРа никак не сопоставимы с мировоззрением сегодняшней российской элиты, которая окружает Путина.

Окружение Путина

Это элита государственников, и в ее состав входят высшие офицеры спецслужб, вооруженных сил, руководители военно-промышленного комплекса, государственных корпораций, а также часть бизнесменов. Это смесь империалистов и националистов. Они выступают за такое будущее для России, в котором она будет отдалена от Запада, базируясь на своих имперских корнях и христианском православии.

Монархисты, а также российские православные интеллектуалы и философы оказывают большое влияние на Путина. Один из его любимцев это Иван Ильин – стойкий монархист и антикоммунист, который в 1930-е годы одобрительно писал о фашизме.

Поборником Ильина в России является также друг Путина и обладатель Оскара кинорежиссер Никита Михалков. Он сформулировал идеологию «просвещенного консерватизма», а также стал автором националистического манифеста на 10000 слов «Право и Правда».

В усиливающейся какофонии «битвы докладов», как выразился российский Центр национальной стратегии, опус Михалкова звучит как громкий призыв вернуться к православию, героизму, личному самопожертвованию и государственной мощи. Его вышедший недавно фильм «Утомленные солнцем 2: Цитадель» это яркий пример талантливого обращения в свою веру при помощи кинематографа.

В своих фильмах и манифестах Михалков пытается адаптировать девиз романовской империи 19-го века «Православие, самодержавие, народность», применив его к реалиям 21-го века. Он призывает к «солидарности» между народом и его правителями – отсюда и путинский «народный фронт». Михалков превозносит государство, но умаляет значимость прав человека.

Путин вторит Сталину: «Слабых бьют»

Путин своими предостережениями, прозвучавшими в отчете перед Думой, вторит Михалкову и Сталину, который как-то произнес ставшую знаменитой фразу о том, что «слабых бьют».

Выступая в Думе, Путин сказал: «Если ты слаб, обязательно найдется кто-то, кто захочет приехать или прилететь и посоветовать, в какую сторону двигаться, какую политику проводить, какой путь выбирать для своего собственного развития. И такие с виду вполне доброжелательные ненавязчивые советы в общем-то казались и неплохими, но за ними на самом деле стоят грубый диктат и вмешательство во внутренние дела суверенных государств».

Путин, подчеркнуто противореча Медведеву и Юргенсу, выступает против «шараханий, необдуманных экспериментов, замешанных на неоправданном подчас либерализме или, с другой стороны, социальной демагогии». Это тоже явно михалковская позиция: антилиберальная и антикоммунистическая, но государственная и империалистическая.

Подъем новых правых

Михалков пытается ухватить антииммигрантскую риторику быстро усиливающихся неонацистских маргиналов России, разбавить ее и сделать частью националистического политического мейнстрима. Его «Право и Правда» это попытка использовать русскую культуру в качестве инструмента социальной интеграции, а также воспользоваться усиливающимися антииммигрантскими настроениями и позициями.

Московская элита знает, что выступающие против иммигрантов новые правые усиливают свои позиции по всей Европе, о чем свидетельствует растущая популярность Марин Ле Пен (Marine Le Pen) во Франции, победа на выборах «Истинных финнов» в Финляндии, а также укрепление позиций в обществе Датской народной партии и голландской Партии свободы. В России, как и везде, защитное поведение культурных и этнических групп способно привести к насилию и дестабилизации в обществе.

Западноевропейские лидеры, в том числе, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, французский президент Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель все чаще говорят о провале и даже гибели мультикультурализма. Путин и его друг Михалков хотят остаться у власти в результате избирательного цикла 2011-2012 годов, нейтрализовав при этом усиливающийся русский фашизм, и одновременно не допустив политической победы реформаторов во главе с Медведевым и Юргенсом.

США должны подать России мощный сигнал

Вполне возможно, что они получат то, чего добиваются, и в связи с этим администрации Обамы надо проснуться и признать эту приближающуюся реальность. Еще четыре года авторитаризма могут свести на нет даже весьма скромные достижения российско-американской «перезагрузки», привести к ограничению свободы в интернете, а также ускорить процесс эмиграции из России самых лучших и талантливых ее умов.

Администрация должна предупредить политический класс России, что за сохранение нынешнего положения вещей с его антиамериканской пропагандой, коррупцией, подавлением политической оппозиции и давлением на российских соседей Москве придется заплатить.

Другой взгляд: как добиться потепления в российско-американских отношениях

Против российских руководителей, допускающих вопиющие нарушения закона и занимающихся отмыванием денег, надо ввести запреты на выдачу виз, а их собственность за рубежом следует подвергнуть тщательной проверке, как предлагают члены американского Конгресса. Безусловно, США должны преследовать свои интересы в отношениях с Москвой, но об отстаивании своих ценностей забывать тоже нельзя.

Ариэль Коэн, "Christian Science Monitor", США

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив