Советская символика: как серпом по Западу
Советская символика: как серпом по Западу
Битвы за умы бывают не менее ожесточенными и стратегически важными, чем битвы за территорию. Иногда успешный итог битвы за умы делает ненужной последующую битву за территорию: территория сдается без боя. Сегодня полем битвы за умы россиян становится в т. ч. наша с вами история. Точнее, советская история – неотъемлемая составная часть нашей истории. Очень неоднозначная, как и вся история человечества, со своими светлыми и темными сторонами, но именно по причине своей контрастности и насыщенности цветов очень мощная по выразительности, очень важная и значимая часть истории. Истории нашей страны, без которой не было бы сегодня нас с вами. И еще много чего и кого не было бы.
И вот сегодня этот исторический пласт является и полем битвы, и, одновременно, объектом удара. По нашей истории, по нашей памяти бьют изо всех пропагандистских пушек, поливают котлами кипящей клеветы, замешанной на желчи и злобе. Не брезгуют никаким оружием. Бьют и спереди, и с тыла, и свои, и чужие. Разбираться в истории, аккуратно отделяя зерна от плевел, черное от белого, достойное от недостойное, у бьющих желания нет. Никакого. Цель одна: представить советскую историю этаким одним большим бараком, пустым, зловещим и гулким, как сохранившиеся бараки концлагеря Освенцим, который освобождали советские солдаты. Чтобы если и вспоминали об этой истории, то исключительно со страхом, ненавистью и отвращением. Потому что страх и ненависть зачастую движут самими борцами с советской историей. Но никак не взвешенность и объективность.
Еще недавно они шумно праздновали распад СССР, поздравляя себя с этой «триумфальной победой». А сегодня с изумлением обнаружили, что несколько поторопились с празднованиями. СССР нет на карте, но он продолжает жить в памяти многих людей в России, бывших постсоветских республик и даже бывших социалистических государств Восточной Европы. СССР живет в памяти людей, которые ностальгируют по той стране и в угоду творцам нового миропорядка отчего-то не желают очернять свою историю, всю, без разбора, не желают втаптывать в грязь память о своих предках, об их подвигах и достижениях... да просто память об их достойной жизни, которую советское гражданство и даже партбилет не делали автоматически недостойной и преступной. Точно так же, как чечетка, исполняемая на мертвом советском медведе сегодняшними борцами с советским наследием, автоматически не делает их порядочными людьми. Они-то, конечно, считают иначе, хотя во время оно сами были законопослушными советскими гражданами, а многие даже состояли в той самой КПСС и сделали неплохую карьеру.
Сегодня же, обнаружив, что СССР до основанья извести не удалось, они спешат добить его, добить в сознании и памяти людей, встречая в этом вопросе полное понимание и поддержку со стороны западных ниспровергателей советской истории. У этих аргументация еще проще и примитивнее. Эти, как топором, орудуют набором ржавых стереотипов, в которых для них и сосредоточена вся история – и советская, и вообще российская. Этим топором они и пытаются добить ностальгию по СССР, потому как страшно: а вдруг медведь оживет и поднимется, нахлобучив на голову ушанку с красной звездой? Жуть.
Надо добить, добить, пока не поздно. И тут уж следует забыть о пресловутой толерантности и демократичности, но действовать жестко, тоталитарными средствами, ибо цель оправдывает средства, как говорили… Ну, неважно. В общем, запрещаем вспоминать о СССР хорошо – только плохо, только с омерзением. Приравниваем СССР к гитлеровской Германии – и, таким образом, те, кто тепло вспоминает о советском периоде, автоматически приравниваются к неонацистам (и тут уже пусть пеняют на себя: в суде им мозги быстро вправят куда надо). Да, и вот звезды эти тоже надо запретить. В таком государстве, как Литва, которая благодаря СССР неслабо увеличила свою территорию, использование и публичная демонстрация советской символики уже запрещены законом.
К аналогичным мерам то ли на общеевропейском, то ли на общемировом пространстве призывает статья с пылким заголовком «К черту Сталина!» популярного в Европе французского интернет-ресурса Agora Vox. Материал в плане авторства безымянный, ибо представляет собой редакционную статью. Но, судя по тону статьи, редакция вещает от лица «всего прогрессивного человечества». Оно и понятно, с таким-то названием ресурса – практически «глас народный» (agora – народное собрание в Древней Греции, vox (лат.) – голос). Хотя, может, и «рыночный глас»: агорой, как известно, эллины называли и площадь для торговли.
«Мне захотелось выразить свое мнение… после моей последней поездки в Москву со своими коллегами – французскими журналистами, – пишет редакция. – Витрины с сувенирами – в т. ч. и в соборе Василия Блаженного! – пестрят изображениями серпа и молота. Западные и российские туристы спешат купить майки сомнительного качества с тошнотворными лозунгами типа «Я работаю в КГБ» или «Я люблю Ленина».
Торговать майками (любыми, с советскими или антисоветскими лозунгами) в храме – это, безусловно, безобразие. Но авторов (автора?) редакционной статьи возмущает не это, а то, что майки с советскими лозунгами и символикой в принципе производятся и свободно продаются. «Что особенно мне хотелось бы подчеркнуть – это реально существующая, увы, возможность навязать XXI веку личность столь символическую, как Сталин, и наоборот, формальная законная возможность преследовать людей за защиту этого диктатора или, по меньшей мере, связанной с ним символики, – подчеркивает редакция. – В 2005 году принц Гарри, младший сын принца Чарльза (наследника британского престола. – Прим. авт.), явился на вечеринку, посвященную колониальной Африке, в костюме нацистского офицера африканского корпуса, со свастикой на рукаве. Общественное мнение было скандализовано, все были возмущены. Помимо принесения публичных извинений, принц искупил свою вину, сражаясь в войсках в Афганистане. Почему? Потому что некоторые символы, по единодушному мнению международного сообщества, нельзя затрагивать, нельзя с ними шутить. Память миллионов живущих о миллионах своих предков, высланных, замученных, убитых, не может этого принять».
Так вот, оказывается, за что расплачиваются талибы – за дурошлепство принца на светской вечеринке! Хотя Его Высочество, помнится, заявлял, что ему просто нравится воевать в Афганистане, а про искупление вины за оскверненную память миллионов предков ничего не говорил. За свою выходку Гарри, впрочем, извинился, а принц Чарльз в наказание и назидание отправил сына на экскурсию в Освенцим: вечеринка, куда Гарри явился в нацистской форме, состоялась за две недели до 60-летней годовщины освобождения концлагеря. Который, повторяю, освободили советские солдаты – с красными звездами на шапках, фуражках, пилотках, на крыльях самолетов и башнях танков, с серпом и молотом на боевых знаменах. Теперь французское издание предлагает поступить с памятью об этих солдатах и миллионах их советских соотечественников, погибших в войну, так же, как поступил с памятью жертв гитлеризма принц Гарри, – осквернить.
«Почему же мы… по-прежнему терпимо относимся к символам сталинизма? – вопрошает редакция. – Эмблема с изображением серпа и молота несет символическую нагрузку, связанную с СССР, с его преступным и бесчеловечным режимом, погубившим намного больше человеческих жизней, чем нацизм. Впрочем, все советские режимы были бесчеловечными. И Сталин, названный «самым эффективным правителем России» в недавно изданных российских учебниках истории, – не единственный, кто в этом повинен. Решительным и окончательным осуждением советского режима и его символов международное сообщество сослужило бы хорошую службу русскому, украинскому и другим народам Советского Союза».
Да уж. Кому, как не французам, знать, что для русских и украинцев хорошо, а что – нет! Серп и молот как советская эмблема, правда, появились до прихода Сталина к власти – в 1918 году... но какое это имеет значение для западных знатоков советской истории? Сталин, Ленин, Советы, большевики, комиссары, «комми», водка, медведи, матрешка, балалайка – это и есть вся история русских варваров. Какие тут еще могут быть нюансы?..
Сталин Сталиным, но, черт возьми, ведь это возглавляемая Сталиным страна, ее солдаты с советской символикой на фуражках и знаменах спасли от Гитлера в т. ч. и Францию, которая в июне 1940 года капитулировала перед Гитлером, а в мае 1945-го фельдмаршал Кейтель, увидев французскую делегацию во время подписания Акта о капитуляции Германии, изумленно воскликнул: «Как?! И французы нас победили?!» С советскими летчиками плечом к плечу сражались французские летчики авиаполка «Нормандия-Неман». И не кривились при виде красных звезд. Неужели память о подвиге советских солдат не заслуживает элементарного уважения со стороны сегодняшних европейцев? Неужели уважения у них не достает даже на столько, чтобы удержаться от указывания гражданам другой страны, что им чтить и помнить, а что – осуждать и запрещать? Нет, «благодарным» европейским (да и не только европейским, но и многим нашим, доморощенным) потомкам мало вымарать советскую историю беспросветно черной краской – им непременно нужно уравнять победителей и побежденных, поставить вне закона самую символику страны-победительницы, заретушировать, обесцветить, вытравить этот победный образ из сознания людей. Зачем? Не затем ли, чтобы передать лавровый венец победителя и освободителя на вечное пользование Западу? Самоканонизироваться, так сказать.
«Если бы Ленин и его агенты просто взяли на вооружение светлые марксистские идеи равенства, солидарности, левые ценности, столь лелеемые в Европе, – разве бы они пришли к авторитарному и тоталитарному режиму?» – спрашивает нас редакция Agora Vox. А к чему в итоге пришла Великая Французская революция, начинавшаяся под девизом «Свобода, равенство, братство»? К главному своему символу – гильотине. К террору, рекам крови, горам трупов. Но никому из вменяемых людей в России и в голову не придет требовать преследования людей, восхваляющих Марата и Робеспьера, запрещения «Марсельезы» и трехцветного стяга Французской Республики. Это – история французов, и им в первую очередь и надлежит с ней разбираться. Точно так же никому сегодня в голову не приходит требовать запрещения символики, связанной с Наполеоном и эпохой его правления. Хотя «чудовище», как называли Бонапарта просвещенные европейцы, в свое время подчинило себе пол-Европы. Но никто извне не указывает французам, как им относиться к своей истории.
Россиянам указывают. Не просто указывают: суют им другую историю, переписанную, перекроенную, перекрашенную, выскобленную и выхолощенную. Не получилось победить СССР на реальном поле боя – пытаются реваншироваться на историческом фронте. Это гораздо безопаснее и гораздо выгоднее. Выигранная битва за умы порой обеспечивает господство и контроль более надежно, нежели выигранная битва за территорию. Сейчас главное – поднажать, затравить, загнать краснозвездного медведя в угол! «Европейский парламент и ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) сделали важный шаг, осудив наряду с нацизмом и сталинизм, – с удовлетворением констатирует Agora Vox. – Общественному мнению в Европе и во всем мире пора вновь подтвердить эту позицию и осудить советский режим и все его символы. И пора, безусловно, прекратить продавать – и покупать! – советскую символику, означающую смерть, депортации, концентрационные лагеря, геноцид. Точно так же, как и свастику. В рамках подъема отношений с Россией совершенно необходимо окончательно перевернуть эту страницу истории, если мы хотим строить европейское будущее».
Насчет маек с советской символикой все понятно: не нравится – не покупай. Покупай майки, например, с изображением грудастых девиц или покемонов, если они соответствуют твоим представлениям о светлом европейском будущем. Только и всего. Правда, в этом светлом европейском будущем термины «мать» и «отец» будут, видимо, изъяты из официального (а впоследствии, может быть, и из неофициального) употребления – как в США. К этому все и идет. От россиян же, если они хотят когда-нибудь попасть в это светлое завтра, требуется еще больше: им придется забыть не только об «отцах» и «матерях», но и о достижениях миллионов своих предков, которые жили в неправильной, с точки зрения строителей европейского будущего, стране. Проще говоря, им придется отбить память. Или самим, или им помогут. И будущее сразу станет светлым... Вопрос: для кого? Видимо, лишь для того, кто боится СССР даже спустя 20 лет после его распада. Точнее, боится Россию, не желающую поголовно впадать в беспамятство.
Игорь Чебыкин