2011: рубикон для среднего класса
2011: рубикон для среднего класса
Украинский средний класс стоит на боксерском ринге. Напротив него, поигрывая капой, стоит власть – огромный, стероидный соперник, за последние несколько месяцев расправившийся со всеми своими оппонентами. Средний класс недоумевающее смотрит, как ему зашнуровывают перчатки и скороговоркой объясняют правила. Он до сих пор не может поверить в cлучившееся – ещё совсем недавно он наблюдал за схватками лишь из полумрака зрительского зала. Но теперь, неожиданно для него самого, ему предстоит биться за себя и собственное будущее.
Он и в страшном сне не мог себе представить подобной картины. Казалось, что почти идиллическая картина жизни украинского буржуа не предвещает никаких потрясений. Последние несколько лет он никого не трогал, предпочитая нагуливать жирок за пределами освещенного ринга, где по 15 раундов кряду бились политики всех мастей. Он привычно заносил взятки во все проверяющие инстанции, ездил отдыхать за границу и расплачивался за взятые на авто и квартиру кредиты. Он даже почти не играл на предвыборном тотализаторе, предпочитая оставлять это занятие более азартным и политизированным бюджетникам. Был, правда, грех – в конце 2004-го года, поверив обещаниям светлого будущего, он даже стоял с транспарантами на улице. Но быстрое разочарование в новых победителях не заставило себя долго ждать – свернутый плакат с наивным требованием «бандитам – тюрьмы» был вскорости заброшен на антресоли.
Средний класс перестал следить за политическим рингом. Чемпионы и претенденты, их схватки и матчи-реванши трогали его куда меньше, чем курс валют, что каждое утро проносились бегущей строкой на деловых телеканалах. Ещё однажды у него случился рецидив активности: когда в начале 2010 года он поверил очередному претенденту из мира профессионального политбокса. Ведь тот казался таким своим, с его сдержанной логикой украинского штольца и замашками сильного и расчетливого бойца. Напрасно твердили знатоки, что у Сергея Тигипко за спиной не одна договорная схватка – среднему классу слишком сильно захотелось поболеть ЗА кого-то, а не ПРОТИВ всех. Но и этот опыт оказался неудачным. Пробившийся в тройку лидеров претендент очень скоро перешел в команду нового старого чемпиона.
«Ну и ладно», — решил средний класс. Будь по-вашему. В конце концов, новый победитель, в изнурительной схватке сломивший своего длинноволосого оппонента, обещал поумерить рвение государственных опричников вкупе с пятилетними налоговыми каникулами. Чем не вариант?! Оказалось – не вариант! Очень скоро ощутивший вкус победы чемпион стал использовать свои кулаки за пределами ринга. «К черту конфуцианство с его рефлексиями о недолговечности силовых побед, — решила власть, — отныне критерий качества стальные кулаки и тестикулы, всё остальное от лукавого»
Первым делом чемпион отложил на пару лет общеукраинские политические состязания. Затем изменили и сами правила, позволившие власти выходить на ринг с кастетом и дубинкой. Один за одним потенциальные претенденты вылетали из мира политического спорта. Их дисквалифицировали, «валили» на допинг-контроле, особо строптивых сажали в тюрьмы. Народ начал привыкать к тому, что криминальные сводки начали подменять спортивные трансляции. Очень скоро политический бокс из разряда соревнования перешел в категорию уличной драки с заведомо известным результатом.
Когда в стране не осталось боксеров, способных принять вызов, власть решила отомстить и болельщикам. Медленно заживающие синяки и шишки победителя сочли достаточным основанием для того, чтобы проучить азартных любителей спорта. Из-под пера триумфаторов один за другим появлялись новые кодексы и законы, которые должны были сполна возместить чемпиону и его тренерскому штабу все понесенные ими издержки. Народ, имевший наглость делать ставки на избитых претендентов, не достоин жалости – и власть полным ходом начала отучать его от политического спорта.
И вот, наконец, подошла роль среднего класса. Ему не простят его пассионарности и активности. Того, что он оказался способен выжить в 90-е – и не угодить в разряд вечно зависящих от власти бюджетников. Ему припомнят желание жить в государстве, подотчетном народу. Ах, он хочет независимых судов и неподкупных правоохранителей? Ну тогда впишем в Налоговый кодекс право на внеочередные проверки. Он смеет этим возмущаться? Тогда убираем пункт об изъятии документации с фирм лишь по решению суда.
Вся эта активность нового чемпиона по отношению к среднему классу объясняется лишь одним – страхом. Чемпион понимает, что не отвечает запросам общества и боится, что спрос родит альтернативное его кандидатуре предложение. Он не забыл, что украинские буржуа в курсе, по каким правилам идут бои на традиционно конкурентных политических площадках развитых стран. Ему не нужно мировое признание его заслуг – достаточно намертво прибитого к стенке единожды выигранного чемпионского пояса.
А потому сегодня средний класс, нелепо озираясь, стоит на ринге напротив отъевшегося за прошедший год противника. Он не был готов к драке и не хотел её, но теперь ему просто не оставили выбора. Среднему классу срочно нужна команда. Он не справится без интеллектуалов, которые объяснят ему, зачем нужно биться. Он не обойдется без новых политиков, которые научат его технике боя. Ему, в конце концов, нужны болельщики, которые поставят на него в этой, казалось бы, абсолютно проигрышной ситуации. Он не может надеяться ни на кого больше – просто потому, что на этот ринг во всем мире давно махнули рукой.
Но это его бой. У него только два выхода. Он может превратиться под ударами власти в кровавое месиво и вылететь за канаты. Либо же ему срочно придется учиться бить и уходить от ударов. Терпеть боль и идти в атаку. Третьего не дано.
Павел Казарин