Мы - патриоты, чернокожим у нас не место

11.12.2008 в 17:12
Мы - патриоты, чернокожим у нас не место

Мы - патриоты, чернокожим у нас не место

Лига чемпионов. Болельщики петербургского 'Зенита', которые этим вечером поедут в Мадрид, нетерпимо относятся к цветным игрокам и болельщикам. Они выражают свое недовольство с помощью жестоких расистских акций.

Он не почувствовал, как лезвие ножа вонзилось ему в спину, а затем в живот. 'Я думал, меня дубасят кулаками', - с улыбкой говорит Майра Мкама. Трое скинхедов нанесли ему семь проникающих ранений. Он лежал на мерзлом асфальте в темном переулке на северной окраине Санкт-Петербурга. Бритоголовые наносили удары бесшумно, не выкрикивая оскорблений. Удар следовал за ударом, минута за минутой . . . Майра наконец выдавил из себя крик. И нападающих как ветром сдуло.

Это произошло 11 ноября 2007 года, около полуночи. 24-летний Майра Мкамба шел на встречу с приятелем, чтобы вместе с ним выпить пива за здоровье своей любимой команды - петербургского 'Зенита', - выигравшей чемпионат России. Знает ли он, почему в ту ночь лишился почки? 'Да, - вздыхает он. - Из-за моего цвета кожи'. Молодой человек, чей отец из Танзании, а мать из России, унаследовал кожу цвета кофе с молоком.

Жизнь в постоянном страхе

Его родственники считают, что расистски настроенные фанаты 'Зенита' напали на Майру, чтобы на свой лад отпраздновать победу своего клуба. Сам он так не думает. Это было просто так, ни за что. Лиц он не видел, только бритые головы. Слишком расплывчатое описание для полиции. Никто так и не узнает личности скинхедов, но точно одно - быть темнокожим в России, значит жить в постоянном страхе.

Центр 'Сова', московская правозащитная организация, в 2007 году зарегистрировала 86 убийств африканцев и кавказцев, совершенных на расистской почве. Директор центра Александр Верховский уже в этом году уже насчитал 80 подобных убийств. Большинство преступлений совершается в Москве. Однако и Санкт-Петербург, второй по значимости город России, не остался в стороне: всего месяц назад посреди бела дня там был зарезан тоголезец. В апреле 2006 года выстрелом в голову из помпового ружья, украшенного свастикой, был убит сенегалец.

'Я не могу ходить на стадион'

'Нужно все время быть настороже', - говорит Дезире Дефо. Этот 42-летний камерунец, живущий 17 лет в России, президент ассоциации African Center, рассказывает, что может в одиночку, даже в позднее время ходить в театр или кино. 'Но, - говорит он, - в городе существует место, куда мне путь заказан - на стадион. Это опасно для жизни'. 'Действительно, я ни разу не видел чернокожего на трибунах', - с удивлением отмечает Вадим Тюльпанов, спикер Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, приближенный президента Дмитрия Медведева и Владимира Путина - все они болеют за 'Зенит'.

Именно на скромном стадионе 'Петровский' (22 000 мест) 'Зенит' сделал себя имя в Европе. Команда - самая богатая в России, в чьем распоряжении благодаря ее спонсору 'Газмому' находится бюджет в 100 миллионов евро - в 2008 году выиграла кубок УЕФА и Суперкубок, обыграв этим летом в Монако 'Манчестер Юнайтед'. Зенит, который не смог выйти в плей-офф престижной Лигой чемпионов, но продолжающий бороться за Кубок УЕФА, принимал на своем стадионе знаменитые клубы (в том числе туринский 'Ювентус' и мадридский 'Реал').

12 марта, когда 'Зенит' играл с марсельским 'Олимпиком' его болельщики, не терпящие цветных, продемонстрировали себя во всей красе. Они встречали игроков 'Олимпика' в знаменитых белых капюшонах Ку-Клукс-Клана, подражали крикам обезьян и бросали бананы. На одной из трибун болталась повешенная за шею плюшевая обезьянка в майке марсельского клуба. 'Это было забавно', - бросил 22-летний Дмитрий, болельщик 'Зенита', который по его словам входит в группу поддержки, близкую к неонацистским движениям. 'Нам важно показать неграм, что они - негры. Мы - патриоты своего города, черным место не у нас, а на деревьях в Африке'. Дмитрий разговаривал с нами по телефону. Мы договорились о встрече, но он отменил ее, как только узнал, что разговаривает с арабом.

Символический штраф

Повешенная обезьянка - это забавно? Президенту 'Олимпика' Папу Диуфу было не смешно. Дисциплинарная комиссия УЕФА наложила на 'Зенит' штраф (36 880 евро) за расизм. Клуб по сей день не признает этого обвинения. 'Это может вызвать отвращение к футболу', - считает Пап Диуф. Эта 'символическая сумма', по его мнению, практически является 'формой поощрения' расизма. УЕФА утверждает, что недавно ужесточила соответствующие правила: на команды могут быть наложены санкции в виде требования играть без зрителей. 'Клубы так могут лишиться миллионов евро', - с удовлетворением отмечает представитель УЕФА Уильям Гайар. 'Зенит' - единственный клуб Лиги Чемпионов, где нет ни одного цветного игрока. УЕФА задавала вопрос руководству клуба: почему у Вас не играют темнокожие, ведь в московских клубах они есть? 'Мы косвенно узнали о негласном правиле клуба - никаких черных', - говорит Уильям Гайар. Ответ 'Зенита': это совпадение, просто не представилось благоприятной возможности. В этот аргумент верится с трудом. В 2007 году тренер 'Зенита' Дик Адвокат заявил - а затем отказался от своих слов - что не может нанимать темнокожих игроков, потому что болельщики этого не потерпят.

Когда он выходил с тренировки, мы снова задали ему этот вопрос: почему в команде нет темнокожих игроков? 'Проблема не в цвете . . . '. Тренер свою фразу не закончил. Его пресс-аташе Алексей Петров вклинился в наш начавшийся две минуты назад разговор и стал перечислять национальности игроков клуба: два северокорейца, один француз, один аргентинец . . . 'Люди хотят, чтобы о нас создалось дурное впечатление, - сказал Петров напряженным голосом. - Расизма тут нет'. Зато, подчеркнул он, есть профилактические меры. На рекламных панно, развешанных вокруг поля стадиона, было написано: 'Нет расизму'.

'Они белые и хорошие . . . '

Александр Алеханов, президент 'Невского Фронта', самой крупной группы поддержки, готов отдать жизнь за свой клуб и поддерживает все его решения. Но его печалит только одно: он не всегда понимает, зачем его команда 'покупает' иностранных футболистов - 'легионеров'. А если завтра в 'Зените' появится темнокожий нападающий? 'Это - деликатный вопрос, - вздыхает он. - Мы договорились с другими группами поддержки свято соблюдать одно правило - не говорить на эту тему'. 'Не в традиции клуба брать цветных игроков, - объясняет радикально настроенный 24-летний Антон Рябков. - Этот клуб - это наша идентичность'. 'Отсутствие темнокожих - вот наше единственное отличие от наших московских соперников', - доказывает 23-летний Максим Лещенко, хулиган, который не прочь подраться с московскими 'коллегами'. 'А потом черные - они жульничают, они симулируют пенальти', - рассказывает 28-летняя Алла Нафаня, член группы поддержки '15 сектор'. Но в 'Зените' же есть иностранные игроки? 'Да, - признает ее 23-летний приятель Дмитрий по прозвищу Чип. - Но они белые и хорошие'.

 

Мустафа Кессу, "Le Temps", Швейцария

Источник: "ИноСМИ"

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив