Ловушка для Президента
Ловушка для Президента
На днях руководство иерусалимского мемориального комплекса «Яд ва-Шем» пригласило украинских историков к изучению архивных документов, касающихся...
...командующего УПА Романа Шухевича. Об этом в интервью «Немецкой волне» заявил один из руководителей «Яд ва-Шем» Йосеф (Томи) Лапид. С чем связан такой жест израильской стороны?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться к сравнительно недавнему визиту Президента Ющенко в Израиль. Тогда Виктор Андреевич в духе лучших традиций садо-мазохизма решил затронуть в Иерусалиме тему евреев и УПА. Непонятно зачем это было делать, потому как для первого за минувшие 11 лет государственного визита украинского Президента в Израиль могли найтись более важные и насущные темы двусторонних отношений. Но сказанного не вернешь, захотелось Виктору Андреевичу создать новую проблему, поговорив о наиболее сложных страницах украинско-еврейских отношений - и проблема возникла.
Как писал российский публицист Виталий Портников: «Возможно, в Киеве казалось мелочью, что президентский визит проходит после присвоения Роману Шухевичу звания героя Украины. Но оказалось, что для израильтян это не мелочь. И во время посещения музея Холокоста «Яд ва-Шем», и во время выступления в Кнессете Виктор Ющенко был вынужден выслушивать достаточно жесткую критику этого решения».
Ющенко присвоил посмертно звание Героя Украины командующему Украинской повстанческой армией Роману Шухевичу незадолго до юбилея создания УПА. В ответ на это всполошились президент Путин и провластная Федерация еврейских общин России. Их хлебом не корми, дай только среагировать на провокацию.
Как подчеркнул историк и политолог Владимир Полохало, «объективно, как историк, я думаю, что Ющенко правильно сделал, дав орден героя Украины Шухевичу. Но, с другой стороны, - как это делалось. Неправильно! Для этого необходимо было подготовить и сформировать историческую память».
После слов Президента Украины об отсутствии документов об участии Шухевича в немецких карательных операциях, возникла казусная ситуация. Ведь факт службы Шухевича в батальоне «Нахтигаль» оспаривать трудно. Другое дело, что можно пытаться найти новые версии предназначения этого батальона. Или же сказать, что Шухевича в это время не было в городе.
Как анекдотично объясняет профессор Национального университета им. Шевченко Владимир Сергийчук, «ему (Шухевичу - ред.) было не до того, его даже не было на Народных сборах, которые провозглашали возрождение украинского государства во Львове. В этот момент он готовил похороны родного брата. И его батальон как военная часть не занималась карательными операциями».
В словах Сергийчука есть сразу несколько моментов, на которых стоит остановиться. Во-первых, нельзя не заметить легкую грусть, что мол не до того было Роману, не было у него времени на выяснение отношений с поляками и евреями. Во-вторых, лукавит профессор Сергийчук. Был Шухевич на Народных сборах. Об этом говорит такой авторитетный источник как профессор Владимир Косик (Париж) в своей работе «Україна і Німеччина у Другій світовій війні».
В-третьих, похороны родного брата были важным событием в понимании мотивов дальнейших действий Шухевича. Брат Шухевича был убит во львовской тюрьме накануне отступления советских войск. Это не могло не повлиять на его последующие шаги в непростой ситуации первых дней оккупации.
Документов, где черным по белому написано, что Шухевич убивал людей, нет, но было бы странно ожидать, что такие материалы есть. Трагедию Бабьего Яра никто не фотографировал, но в ее подлинности не сомневается никто.
Но материалов, подтверждающих службу Шухевича в немецких войсках достаточно. И следует помнить, что батальон «Нахтигаль», сформированный при поддержке абвера, имел задачи не только собственные (главной из которых была поддержка провозглашения независимости Украины), но и, так сказать, общего характера, ставившиеся перед ним немецким командованием (обеспечение порядка, борьба с подрывными элементами и т.п.).
Можно, конечно сколько угодно говорить, что «Нахтигаль» занимался только охраной радио и дорог. Только в абвере гаишников не готовили. Для учеников одной из лучших военных разведок мира, войти в город, чтобы заниматься контролем дорожного движения - слишком мелкое занятие. Другое дело - зачистка города от политических конкурентов.
Сейчас в наше время постмодерна и тонких политических технологий противников можно убивать с экрана телевизора, на просторах Сети, в крайнем случае, на полосах газет. В 1941 году такой возможности не было. Поколение Шухевича хорошо усвоило урок 1918 года, когда поляки сумели силовым путем выбить сторонников ЗУНР из Львова, бывшего символом украинского возрождения. Потеря Львова стала драматическим прологом к дальнейшему поражению ЗУНР.
Очевидно, что Шухевич не хотел допустить повторения этой ситуации. Поэтому уничтожение польской элиты Львова в июне 1941 года было, к сожалению, ожидаемо. Поляки ведь делали то же самое, о чем красноречиво говорит история Армии Крайовой.
Евреи Львова в этой ситуации стали жертвами. После 1939 года в еврейской общине видели «носителей коммунизма» и для радикальных украинских националистов они становились такими же противниками, как и поляки. Собственно, об этом и говорят сами израильские историки.
«Я убежден, что исторически этот человек боролся за независимость Украины, как украинский националист. И в то же время он принимал участие в погромах. Таким образом, то, что вы знаете о нем, и то, что мы знаем, это совершенно разные вещи. И это причина, почему мы протестуем», - резюмирует Йосеф Лапид.
Свои радикалы были в любом национальном движении. В этом нет ничего удивительного. Это надо просто понять. Почему Президент все время обостряет ситуацию, провоцируя обсуждение непростых исторических тем? Неужели больше нечем заняться?
Источник: http://from-ua.com