Если Россия на жесты Америки не ответит, Обаме придется стать жестче
Если Россия на жесты Америки не ответит, Обаме придется стать жестче
Мало кому из президентов США приходилось начинать свой срок с такого количества кризисов, как Бараку Обаме, поэтому у него может возникнуть искушение отложить вопрос отношений с Россией в долгий ящик, не в последнюю очередь потому, что Владимир Путин - явно не тот человек, с кем многие американцы хотели бы в наши дни вступать в сотрудничество.
Однако российско-американские отношения стремительно разваливаются, их уровень уже опасно низок. Кремль все чаще действует явно в пику Соединенным Штатам - здесь можно вспомнить и отправку боевых кораблей в Венесуэлу, и отказ от сотрудничества по Ирану. В то же время, если эти вопросы могут быть решены, потенциал России для участия в разрешении других кризисов слишком велик, чтобы не обращать на него внимания.
Еще одна нехорошая новость: европейские союзники Америки сейчас не в настроении прислушиваться к Вашингтону, когда речь заходит о России. Большая их часть воспротивилась планам Америки ускоренными темпами привести в НАТО Грузию и Украину. Более того, Альянс, приостановивший официальные отношения с Россией после российско-грузинской августовской войны, уже начал 'постепенное восстановление взаимодействия' с Москвой 'на определенных условиях'. Учитывая, что НАТО ранее провозглашала, что, пока Россия не выведет свои войска из Грузии и не отменит аннексию двух ее провинций, отношений по принципу 'никаких претензий' с ней не будет, это 'восстановление взаимодействия' выглядит больше как проявление страха перед прекращением поставок российских энергоносителей - однако налицо также и снижение доверия европейцев к лидерству Америки после восьми лет правления Джорджа Буша.
Кроме этого, влияние Америки на поведение России сильно ограничивается распространенным среди русских мнением, что, пока они были слабы, Америка использовала их, как хотела, и если они хотят сами как-то влиять на мировые дела, им надо сражаться за это право. В результате мы имеем, во-первых, войну в Грузии; во-вторых, недавнее заявление о выделении 140 миллиардов долларов на переоснащение армии.
У Обамы в том, что касается отношений с Россией, есть определенные преимущества: он для русских - человек новый, и они знают о нем не больше, чем кто-либо другой в мире. Кроме того, ни у него, ни у его внешнеполитической команды уже не может быть никаких иллюзий относительно путинского Кремля. И, наконец, Россия оказалась в глубоком экономическом кризисе. Популярность и власть Путина были во многом обусловлены сверхдоходами, которые Россия получала от растущих цен на энергоносители. А сейчас, когда фондовый рынок России рушится, а заводы закрываются, его рейтинги падают, увеличивается активность либеральной оппозиции.
Обама должен подать русским сигнал, что он хочет с ними более тесных отношений. Это значит, что США придется делать уже значительно меньше воинственных заявлений; русских надо будет пригласить к проведению консультаций на высоком уровне по таким вопросам, где Россия и Соединенные Штаты могут быстро договориться - например, по борьбе с пиратством. Также Обама должен продемонстрировать готовность к продлению договора СНВ-1 о сокращении стратегических ядерных сил, срок действия которого истекает в декабре 2009 года. Он может не так громко требовать членства в НАТО для Грузии и Украины - в особенности потому, что объективно ни одна из этих стран к членству не готова - и начать пересмотр планов развертывания оборонительных ракетных систем в Польше и Чехии.
С другой стороны, США должны дать понять, что на каждый свой жест они ожидают ощутимый ответный жест. Речь идет, во-первых, о помощи в прекращении ядерной программы Ирана; во-вторых, о продолжении сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, а также о выводе российских войск из Грузии. И если Россия на жесты Америки не ответит, Обаме придется стать жестче.