Студентам закон не писан
Студентам закон не писан
Утром 10 января украинские студенты штурмовали одно из зданий Верховной рады. Причина такого поведения – новый закон об образовании, который лишит значительную часть студентов стипендий, а преподавателей превратит в "крепостных". Однако министр образования Дмитрий Табачник считает, что новый закон – во благо, а все претензии надуманны.
С новым годом, друзья
Не успел начаться новый год, как студенты снова бастуют. 10 января им удалось сделать то, что не удавалось сделать ни "чернобыльцам", ни "афганцам" – прорваться в здание Верховной рады. Правда, это было не главное здание, а здание рядом. Утром около 50 участников пикета вошли в здание по адресу ул. Грушевского, 18/2, где проходит заседание согласительного совета председателей фракций и руководителей парламентских комитетов. Среди протестующих представители студенческих организаций – общественного движения "Відсіч", независимого студенческого профсоюза "Прямое действие", молодежной общественной организации "Фундация межрегиональных инициатив", а также общественной службы "Свідомо" и ряда других. Охрана парламента не пропустила их за рамку, стоящую на входе в здание. Молодые люди принесли небольшую коробку, перевязанную бантом, как подарок народным депутатам. Студенты скандировали "Депутаты, идите к нам", "Луцкий (председатель Комитета ВР по вопросам образования – ред.), иди сюда". Иногда между охраной и студентами возникали стычки.
Студентов было не очень много, что немудрено – сейчас в ВУЗах Украины либо экзаменационная сессия, либо каникулы. Однако те из них, которые собрались на акцию протеста, прекрасно понимали, что сейчас не время для отдыха, а одним днем подготовки к экзамену можно и пожертвовать. Ведь в предпраздничные и послепраздничные дни в парламент внесли ряд законопроектов о высшем образовании, принятие которых сулит студентам те еще неприятности, о которых не раз писали в СМИ, анализируя, в частности, правительственный законопроект о ВО. Последний отправляли на доработку, однако существенных изменений в документ не внесли.
Более того, ВУЗы по-прежнему продолжают оставаться в кабальной зависимости от министерства образования и науки, спорта и туризма. Несмотря на все разговоры об автономии, университеты ее так и не получают. Вместе с тем вводятся штрафные санкции за нарушение условий приема, что усиливает зависимость университетов от чиновников из Минобразования. Молодым ученым тоже не до смеха – научную степень кандидата наук отменят, вместо нее, по европейскому образцу будет введена степень "доктор философии". Правда, она будет даже не научной степенью, а "образовательно-научным уровнем". Да и студентам радости новый правительственный законопроект не принесет – в частности, в нем предусматривается сохранение списка специальностей, что осложнит реагирование образования на запросы работодателей, а также привязка стипендии к прожиточному минимуму. Последнее очень огорчило студентов и явилось одной из причин акции во вторник.
Однако министр образования и науки Дмитрий Табачник уверен: новый закон - лишь во благо. "К любому проявлению гражданского общества отношение положительное, неправду я не комментирую, потому что закон о высшем образовании предполагает почти двукратное повышение стипендий, которые в случае принятия этого закона будет составлять прожиточный минимум и, естественно, ежеквартально будет расти с ростом прожиточного минимума", - сказал министр образования, и добавил, что студентам следует учиться, а не бороться за свои права. "Те малоталантливые демагоги-политиканы, которые пытаются на любом событии заставить общество о себе вспомнить, - мне кажется, что они обречены на неудачу. Потому что, если несмотря на все усилия удалось собрать аж 20 человек с утра - это, конечно, титаническая победа. Если говорить о стипендиях, то нет студента, который бы не выиграл в случае принятия нового закона при одном условии: что он собирается не митинговать, а хорошо учиться, потому что "троечникам" платить стипендию - это грех. Это все равно, что обирать людей, которые платят в бюджет", - сказал Табачник. В общем, все как обычно – правительство заботится о студентах, кроме нерадивых. Глава парламентского комитета по образованию Максим Луцкий – друг и кум Табачника – вышел к студентам и пообещал, что несколько из них смогут поприсутствовать на заседании комитета. Но смогут ли присутствующие там на что-то повлиять? Однако к студентам скоро может прийти подмога - при ближайшем рассмотрении правительственного законопроекта оказывается, что к протестам скоро могут подключиться и преподаватели.
Вот тебе, преподаватель, и Юрьев день
Несмотря на то, что в борьбе со студенческими протестами в министерстве зачастую опираются на поддержку преподавателей – мол, те одобряют правительственные инициативы, в отличие от молодых смутьянов – улучшения их судьбы не предвидится. Более того, преподавателям следует приготовиться к увеличению нагрузки. Так, "новый старый" министерский законопроект о высшем образовании предусматривает… снятие ограничений на педагогическую нагрузку. Сейчас она составляет 900 часов в год для научно-педагогических сотрудников и 720 для педагогических. А так ее могут увеличить до 1584 часов – границы, которые указаны КЗоТом. При этом, ВУЗы получают полномочия по изменению нагрузки для преподавателей. Вместе с тем, соотношение количества преподавателей и студентов не изменяется. Нормативы численности учащихся на одну должность педагогического и научно-педагогического сотрудника определяет все то же министерство. Правда, есть исключение – "исследовательские ВУЗы", которые сами могут установить это соотношение. Однако статус этот предоставляет все то же Минобразования. Получается замкнутый круг.
Более того, в новом правительственном законопроекте прописаны нормы, которые регулируют численность структурных единиц ВУЗов – факультетов и институтов, что не раз критиковалось ранее. Кроме того, в отличие от законопроекта от оппозиции (который вряд ли примут) и президентского законопроекта, правительственный не обязывает ВУЗы предоставлять творческий отпуск и никаким образом не регулирует вопрос со стажировкой, в т.ч. и заграницей. Он лишь говорит о такой возможности, а будет эта возможность предоставлена или нет – на совести ВУЗов. То же касается и доплаты за научные степени. В новом министерском законопроекте данный пункт не упоминается. Кроме того, как уже упоминалось, сохраняются списки специальностей, которые утверждает МОН. Таким образом, внедрение новых специальностей, которые бы отвечали требованиям работодателей, - по-прежнему хлопотный процесс.
В общем, правительственный законопроект по-прежнему оставляет преподавателей в довольно незавидном положении. Более того, под лозунгами об "автономии ВУЗов", руководству университетов предоставляют полномочия чрезвычайно увеличить нагрузку педагогов, что вряд ли позитивно скажется на качестве учебного процесса: преподаватель-"загнанная лошадь" не сможет нормально выполнять свои обязанности. А с учетом того, что за нарушения министерских условий в ходе вступительной кампании могут лишить лицензии, можно ожидать, что и после окончания учебного года значительная часть педагогов будет направлена не в отпуск, а "брошена" на приемную кампанию.
Что же касается молодых преподавателей, то стимула повышать свой научный уровень в Украине у них не будет. Зачем получать невнятный "образовательно-научный уровень" доктора философии? Зачем искать программы и гранты на стажировку в европейских университетах? Ведь отпуск на это или сама стажировка нигде не предусмотрена. Министерский законопроект говорит об автономии университетов, но понимает ее как совокупность "прав и обязанностей высшего учебного заведения". В то время, как Лимская декларация прямо указывает, что автономия университетов – это независимость от государства и других общественных сил. "Финансовая автономия", которая предоставляется ВУЗам министерским законом, тоже ничтожна и даже нивелируется рядом нововведений. Да и кто предоставит автономию украинским ВУЗам? Тем более, на носу выборы. За 20 лет независимости Украины ни одна из политических сил не сделала шагов по превращению высшего образования в нашей стране в действительно независимое и качественное. Ведь тогда можно утратить прекрасную электоральную платформу, которую и являют собой украинские ВУЗы, с кучей дармовых агитаторов и электоратом, которому можно приказать голосовать за того, кого нужно. И вряд ли стоит ожидать улучшения ситуации, пока все участники учебного процесса не включатся в борьбу за свои права.
Борис Рудь