Компромисс замедленного действия
Компромисс замедленного действия
В середине декабря Москва с Киевом позабыли о "конструктивном ключе" переговоров по газу. Россияне уже "не обещали" новогодних "газовых" подарков, а украинцы — настроились на "пессимистичный сценарий". Однако затем переговорщики решились на контрольную встречу — премьеров и президентов одновременно.
Этот долгий конец сезона
На протяжении почти всей осени-2011 участники переговоров между Россией и Украиной заверяли, что вот еще немного — и стороны обязательно договорятся о пересмотре газовых контрактов 2009 года. Но время шло, очерченный срок "к концу" одного месяца плавно превращался к концу уже следующего, члены рабочих групп продолжали делать заявления о почти удавшемся поиске компромисса, но до достижения оного дело не доходило. Наконец, 12 декабря глава правления "Газпрома" Алексей Миллер на встрече с российской прессой сообщил о том, что "новогодних подарков" Украина может не ждать. Реакция руководства нашего государства последовала незамедлительно. Уже на следующий день Николай Азаров подтвердил циркулирующие слухи о том, что бюджет-2012 все-таки будут "расписывать" из расчета на недешевое "голубое топливо" — 416 долларов за каждую тысячу кубометров.
По предположениям экспертов, причиной резкой смены переговорных настроений стала неготовность сторон договариваться. Как вариант — из-за условий создания потенциального газотранспортного консорциума. Под угрозой солидной вероятности прийти в новый год со старыми контрактами украинское руководство начало все активнее напоминать об "окологазовых" проблемах. "Финансовый баланс НАК "Нафтогаз" сегодня отсутствует, и ежемесячно Украина не имеет 500 миллионов долларов покрытия убытков. Это означает, что в 2010 году, несмотря на то, что мы получили скидку 100 долларов по харьковскому соглашению, мы сегодня имеем почти 6 миллиардов долларов убытков в балансе НАК "Нафтогаз", - напомнил президент о плачевном положении госкорпорации. "Транш от МВФ в первом квартале (2012 года, - "Подробности") - это реально. Все маяки МВФ выдержаны, проект бюджета на 2012 год согласован с фондом. Единственный маяк, который сегодня не выдерживается - это тарифы на газ", - не забывал о "побочном эффекте" от затягивания переговоров первый вице-премьер Андрей Клюев. Еще одной острой темой для беспокойства украинских власть имущих стало будущее вероятных обходных газотранспортных путей. "Если "Южный поток" будет заполнен газом, это прямая угроза украинской ГТС, она может стать просто убыточной. Если мы качаем меньше 60 миллиардов кубометров в год, то эта система нерентабельна", - заметил глава Администрации президента Сергей Левочкин. Украина всерьез переживает из-за "угрозы потери объемов прокачки". "На сегодняшний день гарантий (заполнения украинской трубы, - "Подробности") нет ни со стороны Европы, ни со стороны России даже на 2012 год", - беспокоился еще 14 декабря заместитель председателя правления "Нафтогаза" Вадим Чупрун. Причину для такого беспокойства обеспечило чрезмерно спокойное (с точки зрения официальной Украины) отношение Европейского энергетического сообщества к перспективе строительства "Южного потока" после уже символически запущенного "Северного". "… Европа игнорирует обязательства Энергетического сообщества, членом которого Украина стала в этом году. То есть, фактически без нашего согласия принимаются такие решения. А это уставом не предусмотрено", - сетовал Виктор Федорович 21 декабря в ходе итоговой пресс-конференции.
Еще раз обсудить непростой вопрос в старом году руководству двух стран предстояло 20 декабря. На этот день был запланирован не только очередной раунд переговоров Алексея Миллера и министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко, а также поездка Виктора Януковича на неформальный саммит глав государств СНГ. Кроме того ожидалось, что Москву посетит и украинский премьер.
В канун "высадки" в столице РФ высокопоставленного "десанта" переговорщиков украинская сторона уверяла, что обсуждение непростых вопросов снова набрало темпы. "... Я хотел сказать, что я глубоко убежден, что исходя, прежде всего, из стратегических интересов нашего сотрудничества на будущее, будет найден компромиссный вариант решения. Последние дни переговоры интенсифицировались", - рассказывал Николай Азаров 19 декабря. Тем не менее, с благоприятными прогнозами в правящем лагере не слишком спешили. "В каком состоянии сейчас находятся переговоры Украины и России? В тяжелом… Чем они закончатся, пока сказать сложно", - пояснял Виктор Янукович в тот же день. А на следующий глава парламентской фракции ПР высказывался еще осторожнее. "На сегодняшний день при этом варианте мы готовимся к худшему развитию событий, если не будет подписана новая цена, значит мы должны двигаться в рамках реалий", - уточнял Александр Ефремов.
Под покровом ночи
Дальнейшее развитие событий показало, что чрезмерно рассчитывать на оптимистичный сценарий и в самом деле не стоило. Отправившись на саммит с коллегами по СНГ, Виктор Янукович так и не смог днем встретиться с Дмитрием Медведевым. Однако, как оказалось позже, обсуждение наболевшего "газового" вопроса было не отменено, а отложено до вечера. Вечером же 20 декабря в Москву полетел и Николай Азаров. Его переговоры с Владимиром Путиным, судя по стенограмме начала заседания, стартовала с уже привычного жизнеутверждающего юмора российского премьера, который на этот раз предположил, что разница во времени помогает украинцам у россиян "кровь пить". Кто и насколько успешно выступил "донором" сказать трудно, но премьерская встреча действительно закончилась глубокой ночью — около двух по Москве (президенты расстались раньше). Такое позднее завершение встречи способствовало откладыванию предположительно сенсационных заявлений на потом. Но 21 декабря на "острые" новости оказалось небогато.
Практически все, чем руководители страны смогли поделиться с общественностью на следующее утро, мало отличалось от тех заявлений, которые делаются уже третий месяц. "Вчера состоялся очередной раунд переговоров по пересмотру контракта на поставку газа в Украину. Мы сделали очередной шаг по сближению позиций", - рассказал, открывая заседание Кабмина, Николай Азаров. "Почему так сложно идут переговоры? Потому что мы имеем крайне невыгодный для нас контракт и крайне выгодный для Российской Федерации… Решения будут компромиссными", - снова вспомнил волшебное слово премьер. Подобным же образом комментировал ситуацию и президент. В ходе пресс-конференции глава государства заверил слушателей: "Мы должны решить этот вопрос, мы его решим". Несмотря на прямые вопросы, Виктор Янукович так и не рассказал, какие именно условия обещанного компромисса он и глава правительства обсуждали в Москве (по словам самого Николая Азарова, речь шла о формате консорциума, цене на газ и объемах прокачки). Вместо этого гарант подробно остановился на пожеланиях Украины. Благоприятным итогом переговоров для себя официальный Киев хотел бы считать покупку каждой тысячи "кубов" не более чем за 250 долларов, гарантированный транзит и договоренность о создании трехстороннего объединения по управлению и модернизации отечественной ГТС (причем то, что еще недавно было идеей, сейчас уже президентом преподносится как единственно возможный вариант).
Узнать больше деталей журналистам так и не удалось. Вся конкретика, которую вспоминали первые лица страны сводилась к тезису "Переговоры продолжаются, в Москве остались министры энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко и юстиции - Александр Лавринович, подробности уточняются и будут известны в ближайшее время". И уже потом можно будет и внеочередное заседание правительства провести, и срочно ратифицировать соглашение в Верховной раде, если понадобится... Однако происходящее в самое что ни на есть ближайшее время не слишком способствовало оптимистичным прогнозам. Вечером 21 декабря стало известно, что Кабмин экстренно собирают на внеочередное заседание, вот только посвятить его планировалось строго бюджету. Главную смету страны все же утвердили — из расчетов на газ по 416 долларов за кубометр. "Правительство утвердило консервативный, очень жесткий, но сбалансированный и реалистичный проект бюджета. Это гарантия, что опираясь на собственные силы, Украина будет развиваться. Невзирая на кризис в еврозоне и давление растущих цен на газ. Это сложное решение. Но честное и ответственное. Жить по средствам лучше, чем жить под чужую диктовку", - поделился затем новостями с интернет-пользователями Николай Азаров, который, по слухам, охарактеризовал снынешнюю стадию переговоров как "тупик".
Решение Кабмина не привязывать доведение "под ключ" бюджета к ходу переговоров может свидетельствовать о том, что последние рискуют затянуться. Несмотря на демонстрацию оптимизма, проведенную высшим руководством страны, часть правящего лагеря признает: поиск компромисса идет сложно. "Переговоры продолжаются, они идут в довольно жесткой атмосфере, и есть вопросы, на которые наша сторона пойти не может", - сообщил 21 декабря глава парламентской фракции ПР Александр Ефремов. "Этот договор (2009 года, - "Подробности") кабальный, его нельзя объяснить логично. Но Россия сегодня хочет решить не только экономические вопросы за счет бюджета Украины, за счет денег украинцев, но и политические, загоняя Украину в сферу своих интересов через энергоносители", - поддерживает пессимистичные настроения его зам по фракции Владимир Зубанов.
Сложность в достижении "среднего арифметического" требований и пожеланий двух сторон очевидно связана с их плохой совместимостью. Чего хочет Украина — президент вчера пояснил. Чего хочет Россия — доподлинно неизвестно, но в учетом того, что контракты от 2009 года их полностью устраивают, очевидно — многого. Наиболее часто встречающиеся предположения: плотная интеграция в пророссийские структуры, совместный (и не обязательно с участием Европы) контроль над ГТС, а также — выход свободный выход россиян на внутренний рынок Украины. "Есть много моментов, которые могут повлиять на позицию Москвы. Это распределительные сети, вопрос участия в приватизации, перспективы приватизации генераций, участие российского капитала в экономических проектах Украины", - считает директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик. Однако степень привлекательности возможных украинских предложений сейчас может рассматриваться сквозь призму предвыборных реалий РФ. "Учитывая, что Путин вступил в фазу предвыборной гонки, он не пойдет ни на какие уступки для Украины, если не будет иметь аргументов перед россиянами, зачем он это сделал", - полагает нардеп-"бютовец" Юрий Одарченко.
Тем временем часть оппозиции убеждена, что Киев готовится сдать Москве практически все и сразу. "Русский пакет включает создание газотранспортного консорциума на условиях 50% на 50%, вступление Украины в ЕврАзЭС и Таможенный союз, денонсацию Киевом соглашения об участии Украины в Европейском энергетическом сообществе и передачу под контроль Москвы всего украинского внутреннего рынка газа, включая распределительные сети. Ни Брюсселю, ни Вашингтону в консорциуме места нет", - говорится в заявлении партии "Фронт Змін". Что именно "меньшевики" могут противопоставить таким планам — неизвестно. Во всяком случае, сейчас оппозиционеры обещают сделать все возможное, дабы помешать попыткам законодательно изменить статус отечественной "трубы". Но вот получится ли у них это — помешать, в свое время, ратификации "харьковского пакта" (который сейчас снова хотели бы денонсировать) так и не удалось...
В сложившейся обстановке почти строгой таинственности становится все труднее предполагать, когда же именно станут известны подробности длящихся уже не первый месяц переговоров. Власть имущие не исключают вероятности того, что радостное известие о нахождении компромисса появится уже в ближайшие дни (а то и часы). Специалисты же чаще допускают, что сложный процесс в этом году не завершится. Правда, некоторые эксперты допускают, что сюрпризы все же возможны — например, под Новый год, когда все уже уйдут в предпраздничный режим ("А когда все вернутся к жизни в 20 числах января, то протестовать уже будет поздно", - предполагает политолог Вадим Карасев). Так какой же подарок будет лежать под украинской елочкой: завершение переговоров или их продолжение?
Ксения Сокульская