Для Тимошенко не хватило гуманности
Для Тимошенко не хватило гуманности
Пока апелляционный суд готовится к рассмотрению "газового" дела, оппозиция не оставляла надежд спасти Юлию Тимошенко законодательным путем. 15 ноября Верховная рада вновь взялась за проблему "декриминализации". Но на экс-премьера гуманизация так не распространилась.
Покой всем только снится
Как и можно было ожидать, с обвинительным приговором по "газовому" делу накал "юридических" страстей в Украине не утих. Реакция Европы, регулярно связывающей евроинтеграцию нашего государства с уважением к демократическим ценностям и принципу верховенства права, была вполне предсказуемой. Реакция оппозиции, требующей освобождения одного из своих лидеров – тоже. Более неожиданно в сложившейся ситуации повели себя власти. Поначалу складывалось впечатление, что руководство страны рассматривает лоббируемый Западом вариант и не прочь спасти положение дел, нивелируя последствия судебного вердикта. Однако неоднократно высказанная Виктором Януковичем позиция в стиле "Киев никому ничего твердо не обещал" выглядела показательно уже сама по себе. Сомнений в том, что Юлию Владимировну может ожидать скорое освобождение, добавляло и стремительное увеличение количества возбужденных против нее уголовных дел. Сначала появились претензии по долгам ЕЭСУ перед российской армией, а потом на горизонте возникла и вереница возвращенных к жизни налоговых и "расхитительных" претензий государства к возглавляемой когда-то экс-премьером корпорации.
Дополнительную остроту развивающейся ситуации обеспечивали и до конца невыясненные подробности состояния здоровья арестованной, стодневный "юбилей" заключения под стражу которой миновал 12 ноября. Напомним, 7 ноября Госпенитенциарная служба сообщила о том, что проблемы с позвоночником мешают Юлии Тимошенко ходить. Вслед за этим ее дважды осматривала комиссия, степень причастности к которой Минздрава выяснилась не сразу; а сами результаты обследования в оппозиции сочли сфальсифицированными. Предметом особого интереса стало существование/отсутствие показаний, которые потребовали бы перевода бывшей главы правительства из следственного изолятора в больницу, которого добиваются "бютовцы". Но пока Юлия Тимошенко остается с Лукьяновском СИЗО, при этом состояние ее здоровья, по мнению комиссии, позволяет общаться со следователями (правда, налоговики жалуются, что подозреваемая по ряду объединенных в одно дел отказывается сотрудничать). Однако защита Тимошенко сообщает о том, что кроме собственно следователей к экс-премьеру никого не пускают, что тюремщики объясняют документальными сложностями…
Рост внимания к проблеме декриминализации объясняется не только медицинскими, но и внешнеполитическими факторами. 13 ноября посол ЕС в Украине напомнил: в сложившихся условиях гарантировать Киеву перспективу членства Евросоюз не может. "Я не могу сказать, что были обещания (выпустить Тимошенко, – "Подробности"). Но нам четко дали это понять во время нескольких встреч на высоком уровне. То есть, у нас сформировались именно такие ожидания… Что будет найдено решение, как выйти из ситуации с судом, во время которого не были соблюдены стандарты верховенства права", - рассказывал Жозе Мануэль Пинту Тейшейра. Попытку оправдать чужие ожидания украинский парламент откладывал не так уж и долго. Взяться за президентский законопроект во втором чтении (и с желанными оппозиционерам поправками) в Верховной раде собирались на пленарной неделе с 1 по 4 ноября. Однако тогда это сделать не получилось – 4 ноября, к моменту запланированного рассмотрения вопроса вопросов, "бютовцы" заблокировали парламентскую трибуну. Причину такого поведения сторонники Юлии Тимошенко не скрывали – для результативного голосования за необходимые оппозиционерам поправки не хватало голосов.
В канун следующей пленарной недели ситуация принципиально не изменилась. "На сегодняшний день для декриминализации статей 364 и 365, к большому сожалению, пока что нет 226 голосов", - сообщил 11 ноября спикер, уточнив, что он "пытается подтолкнуть депутатов к диалогу". Диалог, очевидно, снова не заладился. 14 ноября "регионалы", которые не отказывали идее декриминализации в шансе на существование, опять повторили – сами они в этом участвовать не собираются. "Наша позиция остается неизменной: мы не можем менять законодательство под отдельного гражданина... Завтра мы за эту статью голосовать не будем", - уточнял глава парламентской фракции ПР Александр Ефремов. Тем не менее, 14 ноября на согласительном совете было принято решение: рассмотрению законопроекта – быть.
Избирательная гуманизация
Как стало ясно уже утром, 15 ноября, опасения пессимистов были полностью оправданы. В полном соответствии с обещаниями к рассмотрению законопроекта Верховная рада все-таки приступила. Но вот инициаторам поправок радоваться было определенно нечему.
Обеспечить спасение Юлии Тимошенко от последствий "газового" приговора посредством президентского законопроекта №9221, "гуманизирующим" ответственность за экономические преступления, можно было несколькими способами. Первый и простейший – вовсе исключить из текста уголовного кодекса роковую для экс-премьера статью 365 – вместе с производными или в гордом одиночестве, саму по себе или с перечнем "и так" исключаемых с подачи главы государства норм. Второй и последующие – переписать ряд статей, касающихся проблем превышения власти так, чтобы смягчить наказание: например, заменить заключение на солидные штрафы (в полном соответствии с духом гуманизации) или, как предложил "бютовец" Виктор Швец, сохранить уголовную ответственность только в тех случаях, когда превышение полномочий привело к "неправомерной выгоде" (как известно, личная финансовая заинтересованность Юлии Тимошенко в "газовом" деле доказана не была).
Судя по перечню предложенных поправок, оппозиционеры приготовились к бою всерьез – депутаты из "меньшинства" пошли всеми путями сразу, да еще и подстраховывая друг друга взаимозаменяемыми предложениями. И все же надежда на "Вдруг получится?" себя не оправдала. От идеи проголосовать все редакционные правки пакетом парламент с подачи ПР отказался. И уже с первых минут голосования было очевидно, что для принятия поправок (причем тех, которые уже были одобрены комитетом по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности) не хватает голосов. После провала нескольких вариантов спасения Юлии Тимошенко ВРУ ушла на перерыв. Во время паузы "бютовцы" говорили о том, что шансы остаются, но предупредили – если Верховная рада продолжит заваливать поправку одну за другой – сторонники ЮВТ покинут сессионный зал.
Так и получилось. После того, как поправка №95 (включающая статью 365 в число "отныне неуголовных") набрала всего лишь 157 голосов, руководство фракции БЮТ-Б объявило, что теперь о парламентаризме в Украине можно забыть. "Этот законопроект... должен был привести наше законодательство к европейским и общечеловеческим нормам. После сегодняшнего голосования, которое произошло по 95 поправке, в Украине и за ее пределами иллюзия относительно демократии, верховенства права, европейских прав и свобод граждан рассеялась", - убежден первый заместитель главы фракции "БЮТ-Батькивщина" Андрей Кожемякин. Как и было обещано – "тимошенковцы" ушли из зала заседаний. А оставшиеся следить за судьбой своих поправок "нунсовцы" получили возможность и дальше наблюдать за привычным результатом "Решение – Не принято" на табло…
В итоге "избиение поправок" завершилось вполне предсказуемо: в ходе вечернего заседания была отметена еще одна "порция" критичных для судьбы Юлии Тимошенко предложений. Не "испорченный" заботой о судьбе экс-премьера президентский законопроект парламентское большинство приняло 268 голосами. Теперь Украина стала на шаг ближе к смягчению ответственности за ряд экономических преступлений. Появлением иронии судьбы можно счесть и то, что кроме прочих гуманизированной оказалась и статья 365-1 — которой хотят штрафовать за превышение полномочий должностных лиц юридических лиц. А вот судьбы чиновников "потепление" не затронуло.
С учетом жесткости позиции власть имущих подобный сценарий развития событий кажется вполне предсказуемым. С одной стороны, Европа, казалось бы, дала четко понять, какой реакции она ждет от Украины. Впрочем, как раньше на Банковой уверяли, что никак не могут влиять на суд, так позже там же умыли руки, пояснив, что вопросом декриминализации может заниматься только парламент. "Что касается Тимошенко и декриминализационных процедур, которые предусмотрены соответствующими законопроектами, зарегистрированными в Верховной раде – это дело Верховной рады – определяться по этим законопроектам", - рассказывал еще 1 ноября глава АП Сергей Левочкин. После 15 ноября у правящего лагеря появился еще один повод переложить ответственность на ВРУ. И в первую очередь на оппозицию, которая, должно быть, "Сама виновата!", раз нужного количества голосов не нашла. А вернуться к этому вопросу, напоминает представитель президента в ВР Юрий Мирошниченко, до конца текущей сессии регламент уже не позволит. В ПР же свою вину за провальные голосования видеть отказываются — ведь представители партии власти заранее предупреждали, что "менять закон под отдельного гражданина" они не намерены. Нашли там, правда, еще и европейские аргументы. "Нам было сказано о том, что мы должны свое законодательство состыковать с законодательством в Европе. Мы попросили наших специалистов, они изучили законодательство европейских и не только стран, и сегодня мы можем сказать, что данные статьи есть в законодательстве США, Великобритании, Франции и Италии", - отстаивает демократичность отечественного законодательства Александр Ефремов.
С другой стороны, законодательное спасение Юлии Тимошенко (а вместе с ней - и других чиновников в подобных условиях) от уголовной ответственности, очевидно, противоречило неким далеко идущим планам. Обвинительный приговор по статье 365 дает не только возможность на семь лет отправить экс-премьера в места не столь отдаленные, но и позволяет возродить старый интерес к ЕЭСУ, который иначе не вписывался в сроки давности. Причем, как оказалось, возродить сразу же — не дожидаясь, пока вердикт вступит в силу... А пресловутые "налоговые" и прочие дела — это уже чистой воды экономические преступления, требовать декриминализации ответственности за которые под близкими Европе лозунгами "Нельзя судить по "сталинской" статье!" уже несколько неуместно. Теоретически, оставить ЮВТ с клеймом "Преступница" можно было бы и через гуманизацию статьи 365. Стоило только заменить заключение на солидный штраф — и Тимошенко была бы на свободе, и Европа не так бы гневалась, и уголовную ответственность с повестки дня никто бы не снял. А что в выборах бы в таких условиях видная оппозиционерка вряд ли смогла участвовать — так то уже другое дело... Но усложнять себе юридическую жизнь сильные страны сей не стали. Вместо этого, предупреждают эксперты, продолжит усложняться уже международная жизнь, что на Банковой, похоже, понимают. В "Батьківщине" готовы обращаться за помощью к Западу. "Мы обратимся ко всем, мы напишем всем, что произошло в Украине, пусть даст оценку и мировая общественность в этом отношении", - делится планами глава парламентской фракции БЮТ-Б Иван Кириленко. А если взять во внимание многочисленные заявления Брюсселя, маловероятно, что "оценка общественности" украинскую власть непременно порадует.
Ксения Сокульская