Власть ставят перед выборами
14 октября Венецианская комиссия подвергла жесткой критике украинский закон о выборах народных депутатов. В ответ наша страна согласилась внести ряд изменений в отечественное избирательное законодательство. Но даже следование рекомендациям комиссии не будет гарантией того, что выборы 2012 года признают в Европе.
Реформировать не обязаны
Выводы Европейской комиссии за демократию через право или, как ее еще называют, Венецианской комиссии относительно выборов в нашей стране много значат для украинской власти. По крайней мере, такое впечатление складывается, если анализировать заявления первых лиц государства. Некоторые органы власти даже не рекомендовали принимать закон о выборах до вывода Венецианской комиссии. Так считает, к примеру, в Центральной избирательной комиссии. Ее зампредседателя Андрей Магера говорит: "Думаю, было бы более корректно, если бы такой проект был подан в Верховную раду тогда, когда будет окончательное заключение Венецианской комиссии". С ним солидарна и фракция БЮТ в парламенте. Депутаты от этой фракции выступают за одновременное рассмотрение всех законопроектов о парламентских выборах после получения окончательных выводов Венецианской комиссии по законопроекту, подготовленному рабочей группой Министерства юстиции. В этом стремлении их поддерживает и Европейский Союз, который считает, что закон о парламентских выборах нужно вносить в Верховную раду лишь после окончательных выводов комиссии. В общем, и власть, и оппозиция и Европа едины во мнении – только с учетом выводов Венецианской комиссии можно вносить в парламент законопроект о выборах.
Венецианская комиссия такую позицию украинцев оценила. Похвалили даже украинского президента, которому в последнее время из-за суда над Юлией Тимошенко большей частью "перепадает" критика из Европы. "Как позитив Венецианская комиссия отмечает то, что президент Украины, действуя в рамках демократических традиций, не перебирал на себя право законодательной инициативы по поводу внесения соответствующего закона", - говорит член комиссии Марина Ставнийчук. Таким образом, казалось бы, все всем довольны.
Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что у европейцев остаются серьезные претензии к украинской власти. "Наша оценка такова: с одной стороны, мы должны сказать, что украинские власти, Министерство юстиции и рабочая группа приложили достаточно усилий, чтобы улучшить детали избирательного закона. И это - положительная сторона. Но есть также менее положительная сторона", - сказал 4 октября в Страсбурге секретарь комиссии Томас Маркет. "Наши рекомендации четко заключались в том, чтобы не возвращаться к этой (смешанной избирательной – ред.) системе. Также объединенная оппозиция Украины четко нам сказала, что она полностью против изменения системы, что они хотят сохранить существующее избирательное законодательство. С нашей точки зрения, избирательная система должна быть изменена широким консенсусом политических сил", - отметил он. Несмотря на весь "прогресс" в переговорах с украинской властью 14 октября в комиссии отметили - самый главный вопрос – тип избирательной системы так и остался нерешенным. "Есть ряд усовершенствованных по сравнению с действующим законом положений, но в целом (комиссия) отмечает, что проект надо серьезно улучшить, чтобы правила были понятны всем участникам избирательного процесса", - говорит Ставнийчук.
Со стороны украинской власти на претензии комиссии ответил председатель Комитета Верховной рады Украины по вопросам правосудия, народный депутат Сергей Кивалов. "Смешанная избирательная система, как и любая другая, может быть избрана Украиной, но точно не является украинским изобретением. Она изначально была применена на выборах в Бундестаг, нижнюю палату парламента Федеративной Республики Германия, одного из членов-основателей Совета Европы, применяется в Великобритании, другого члена нашей организации, применялась также в Италии и Венгрии – а все это развитые демократии с сильными традициями защиты избирательных прав", - говорит он. Вместе с тем, Кивалов отмечает, что большинство требований Венецианской комиссии Украина учла и внесла изменения в соответствующих законопроект. Во внимание не брались пожелания, противоречащие украинской Конституции. Такие, как разрешение баллотироваться людям, обвиняемым в совершении преступлений малой и средней тяжести. Кроме того, не учли и рекомендацию изъять требование к кандидату проживать на территории государства в течение последних 5 лет.
В том, что не все требования Венецианской комиссии обязательны к исполнению уверен и политолог и директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. "Венецианская комиссия не может навязывать нам тот или иной тип избирательной системы. Ведь это противоречит и логике, и европейскому опыту. В той же Европе существуют страны с разными избирательными системами: мажоритарной в той же Франции, смешанной при выборах в парламент в Великобритании, пропорциональной при выборе Высшей палаты Генеральных Штатов в Нидерландах", - говорит политолог в комментарии для Podrobnosti.ua. "Комиссия может делать какие-то замечания и принимать во внимание власти следует те замечания, которые касаются честности, конкурентности и справедливости выборов, ведь от этого зависит признание их легитимности Европой", - резюмирует Карасев. Эти замечания, по словам Кивалова и Ставнийчук, украинская власть учла. Однако даже это не гарантирует признания Европой легитимными выборов в украинский парламент.
Нет Тимошенко и выборов нет?
Несмотря на все противоречия, диалог между украинской властью и Венецианской комиссией потихоньку налаживается. Что касается замечаний европейцев, не касающихся Конституции Украины и смешанной избирательной системы, власть идет на уступки. Но даже такой политики украинских властей может быть недостаточно для того, чтобы в Европе признали легитимность выборов в украинский парламент. "Выборы признают легитимными лишь в том случае, если в них будет участвовать Юлия Тимошенко", - говорит Карасев. По его словам, это ясно дали понять европейские лидеры, выступившие с критикой приговора Тимошенко. "Из заявлений европейцев можно сделать такой вывод: будет принимать Тимошенко участие в выборах, их признают, не будет – не признают", - отмечает политолог.
Показателен тот факт, что одним из "пожеланий" Венецианской комиссии было требование учитывать мнение оппозиции и общественности. "Выборы по смешанной системе и избирательный барьер, а также запрет на участие в выборах избирательных блоков является решением правящего большинства, которое оно сделало в одностороннем порядке и без консультаций с представителями других политических партий и гражданского общества", - цитирует пресс-служба "Батькивщины" вывод комиссии. В этой партии же, в свою очередь, уверяют, что без освобождения из тюрьмы Тимошенко и принятия закона о декриминализации никакого сотрудничества, в том числе и по закону о выборах, с властью не будет. Такого же мнения и "нашеукраинцы". "Такой закон (о выборах в парламент - ред.) рассматриваться не может, и участвовать в этом цирке мы не будем. Если вы хотите делать это - делайте сами. Мы не будем участвовать в выборах, и они не будут признаны", - говорит глава фракции НУНС Николай Мартыненко.
Примечательно, что на позицию депутатов повлиял тот факт, что на предыдущей неделе правящая коалиция отклонила все альтернативные законы о выборах. Ни проекты оппозиционеров, ни даже проект, разрабатывашийся с помощью экспертов из Европы, приняты для рассмотрения не были. Да и с законопроектом от власти существовал ряд неувязок. Президент то вносил свой проек, то отзывал. А документ, внесенный депутатами от правящей коалиции, до боли напоминает президентский законопроект. По словам Мартыненко, в этот документ перенесены некоторые статьи из раскритикованного ранее закона о местных выборах. Венецианская комиссия тоже заметила, что тот законопроект, который ей изначально присылали на экспертизу и который она помогала "дорабатывать", разнится с тем, что приняли в Верховной раде. Такая подмена еще на подготовительном к выборам этапе вряд ли создаст положительную атмосферу вокруг избирательного процесса в Украине.
Таким образом, вероятность того, что даже состоявшиеся в срок выборы в украинский парламент признают в Европе, по-прежнему остается. А это значит, что власти предстоит не только реагировать на замечания Венецианской комиссии, сколько изменить свой подход и к делу Тимошенко, судьбой которой так сильно озаботилась Европа.
Борис Рудь