Милиция больше не с народом?

16.08.2011 в 17:30
Милиция больше не с народом?

Милиция больше не с народом?

Подробности

 

Процесс против экс-премьер-министра Юлии Тимошенко, среди прочих проблем современной Украины, продемонстрировал нерадостную тенденцию – страна плавно превращается в полицейское государство. После майданных речевок "милиция с народом" и 5-летнего пребывания у власти лидеров Оранжевой революции отечественные правоохранительные органы так и не были должным образом реформированы. В результате, Тимошенко и ее сторонники столкнулись с той проблемой, в создании которой БЮТ принимал непосредственное участие.

Кого бережет наша милиция?

Опальная экс-премьер-министр Украины не перестает повторять: милиция в нашей стране играет роль репрессивного органа власти. Соратники Тимошенко в свою очередь жалуются на преследования со стороны МВД. Так, народный депутат из фракции "БЮТ-Батьківщина" Юрий Одарченко сказал, что милиция запугивает сторонников Тимошенко судом. "Они подходят вместе с работниками внешнего наблюдения МВД к представителям областных организаций партии "Батьківщина", снимают их на камеру, спрашивают, откуда и зачем ты приехал, где работаешь", - сообщил депутат журналистам. "Все эти действия милиции направлены на то, чтобы запугать людей и сделать так, чтобы другие сюда не могли приезжать", - резюмировал Одарченко. И действительно, отношения милиции и протестующих далеки от идеальных. Более того, у самой Тимошенко и ее адвокатов отношения с охраняющим суд подразделениям МВД тоже не сложились. Так, в конце июля между бойцами спецподразделения "Грифон" и народными депутатами, пришедшими поддержать Тимошенко, произошло несколько стычек подряд. Доходило до смешного: некоторые из нардепов даже вызывали милицию для того, чтобы та "утихомирила" бойцов "Грифона".

Оппозиция уже не раз заявляла о давлении милиции. И это при том, что президент Украины Виктор Янукович предупредил главу министерства внутренних дел Анатолия Могилева: милиция должна быть беспристрастна. "Ваше дело - обеспечивать правопорядок, и ни в коем случае не выступать на стороне той, или иной политической силы", - сказал Янукович на встрече с главным милиционером. Президент подчеркнул, что этот вопрос становится насущным в связи с приближением избирательной кампании, когда правоохранителей "будут пытаться втягивать в политику". В свою очередь Могилев доложил что уже предупредил своих подчиненных о беспристрастности и напомнил им, что "нарушители должны отвечать перед законом, независимо от своей партийной принадлежности". Но можно ли ожидать беспристрастности от того ведомства, которое нынешней властью обласкано донельзя?

Бюджет Украины на 2011 год предусматривал финансирование МВД в размере 13,8 миллиардов гривен. Но и этого власть имущим показалось мало. Во второй декаде июня президент подписывает закон, согласно которому финансирование украинской милиции увеличивается еще на 287 миллионов гривен. В МВД пытаются оправдываться: мол, отмененный президентом техосмотр забрал из бюджета ведомства около полумиллиарда гривен. Однако это не избавляет власть от критики со стороны оппозиции, которая уверенна: таким образом Янукович покупает лояльность силовиков. Особую обеспокоенность оппозиции вызывает тот факт, что милиция открыто, можно даже сказать демонстративно, готовится противостоять народным волнениям. Это подмечают и сторонние наблюдатели. Как отмечает радио "Свобода", в "Беркуте" еженедельно происходят тренировки по действиям во время массовых акций. Бойцы спецподразделения учатся останавливать уличные беспорядки. Руководство МВД говорит, что таким образом их подчиненные готовятся к проведению Евро-2012. Однако подобные тренировки проводятся не только в тех городах, где будет проходить футбольный чемпионат. К примеру, в Луганской области милиционеры публично упражняются в умению разгонять толпу с помощь дубинок. В Ужгороде тоже проходят подобные учения. "Не верьте, что это подготовка к чемпионату по футболу. Билеты покупают за большие деньги, по выборочному принципу, поэтому организованных групп фанатов и беспорядков не будет. Это лишь прикрытие, потому что и общество, и власть сегодня видят, как растут протестные настроения. Но некому их возглавить. Иначе бы уже состоялся и третий Майдан, и четвертый, и пятый", - говорит народный депутат-"нашеукраинец" Геннадий Москаль.

Милицейский бумеранг

Кроме всего прочего, наблюдателей от оппозиции настораживает тот факт, что за последнее время МВД существенно расширило свою сферу влияния. Так, в интервью "Комментариям" народный депутат из фракции "БЮТ-Батьківщина" Роман Забзалюк, отмечает, что помимо "Беркута" в структуре МВД находится 13 спецподразделений. "Вообще, МВД перетянула на себя немало функций, которые, в соответствии с Конституцией, должны выполнять Вооруженные силы Украины, СБУ, Государственная служба охраны и другие формирования силовых структур. Как пример Забзалюк приводит: подразделения горного спецназа и разведки "Тень" и "Лаванда", подразделение боевых пловцов "Скат", антеррористическое подразделение "Омега", подразделение по охране АЭС "Скорпион". "Мне кажется, что такое количество … формирований необходимо властям для того, чтобы осуществлять карательные функции и, в случае чего, превратить таких спецправохранителей в эффективную репрессивную машину", - резюмирует Забзалюк. Однако при этом он забывает упомянуть, что в подобном положении дел виновна и его политсила.

В МВД есть кому бороться с демонстрантами. Помимо "Беркута", который на сегодняшний день является маленькой армией (на вооружении данного подразделения есть даже бронетехника), есть такие подразделения, как "Барс", "Тигр", "Гепард" и "Ягуар". Примечательно, что в ряде справочников заданием данных подразделение указывается "обеспечение порядка среди протестующих студентов, футбольных хулиганов и участников массовых мероприятий". "Барс", "Гепард" и "Ягуар" были созданы в 1994 году. Лишь "Тигр" создали десять лет спустя – в мае 2004 года. Да и остальной спецназ Внутренних войск МВД ("Тень", "Лаванда", "Скат") был создан преимущественно в 90-х. Таким образом, необычайный "перекос" среди силовиков был налицо уже к началу Оранжевой революции, лидеры которой упрекали тогдашнего президента Леонида Кучму в том, что тот создает в Украине авторитарное государство.

Одним из ярких штрихов, характеризирующих "революционеров" во власти стало возведение забора, преграждающего доступ к Администрации президента. "Демократы" на словах на деле оказались еще большими ограничителями гражданских свобод (свободы перемещения в частности), чем "диктатор" Кучма. "Спецназ МВД", агрессии которого опасались на революционном Майдане Незалежности, не был ни расформирован, ни переподчинен тем структурам, которые должны бороться с диверсантами и терроризмом (СБУ и армия), а продолжил свое существование в составе милицейского ведомства. "Мы уже упоминали о спецбатальоне судебной милиции "Грифон". Было интересно наблюдать за эволюцией этого подразделения. Сначала создали отдельный взвод, позднее – роту. Постепенно подразделение модернизировалось, охватывая каждый раз все более широкий круг заданий", - подмечает Забзалюк. Пикантная подробность – положение о спецподразделении "Грифон" было утверждено лишь 13 ноября 2003 года. Таким образом, расширение сферы деятельности "Грифона", равно как и увеличение его численности могло быть остановлено лидерами Майдана. Однако этого не произошло. Напротив, за 5 лет пребывания "лидеров революции" у власти данное спецподразделение только укрепило свои позиции.

Интересно, что впервые бюджет МВД превысил бюджет армии именно при президенте Ющенко и премьер-министре Тимошенко: в бюджете на 2009 год финансирование милиции превысило финансирование Вооруженных сил чуть менее чем, на один миллиард. МВД выделили 8,366 миллиарда гривен, а МОУ – 7,429 миллиарда. В то же время, в последнем бюджете, принятом при президенте Кучме на армию отводилось 5,424 миллиарда гривен, а на милицию 2,887 миллиарда. Конечно, бюджет милиции при президенте Януковиче все же несравним с бюджетом МВД в последние годы правления Ющенко и Тимошенко. Но сама "традиция" отдавать предпочтение милиции перед армией началась именно тогда.

Придя к власти, Ющенко и Тимошенко получились уникальный шанс реформировать украинских силовиков. Но этого так и не произошло. В итоге, даже власти признают – у украинской милиции серьезные проблемы. Но вряд ли что-то будет меняться. Ведь тактику поведения политиков с "силовиками" до сих пор можно выразить бесхитростными словами Николая Левченко, сказанными немецкому режиссеру Якобу Пройссу: "Когда ты находишься в оппозиции украинской власти больше следуют опасаться правоохранительных органов. Потому что у вас (в Европе – ред.) правоохранительные органы защищают и власть, и оппозицию, а у нас правоохранительные органы защищают только ту политическую силу, которая находится при власти". Тимошенко уже была в СИЗО при Кучме, но выводов для себя не сделала. Сделает ли вывод нынешняя власть? Не стоит забывать, что там тоже хватает людей, попавших в свое время под милицейский пресс – можно вспомнить того же вице-премьер-министра Бориса Колесникова.

Рейтинги Партии регионов сейчас далеко не наилучшие. Так что задумываться о безопасности, а значит уменьшать силу МВД, увеличивать независимость судов от власти и создавать систему сдержек и противовесов "регионалам" стоит сегодня. Иначе кто застрахует их от повторения судьбы Тимошенко завтра?..

Борис Рудь

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив