Ливийское эхо

10.03.2011 в 15:18
Ливийское эхо

Ливийское эхо

Подробности

 

Ситуация в Ливии продолжает обостряться. Протесты там переросли в гражданскую войну, лидер государства готов держаться за власть до последнего, Запад вводит санкции и размышляет о военном вмешательстве. А в Украине тем временем разворачивается один "ливийский" скандал за другим.

Полковник на войне

В 2011 году волна протестов накрыла значительную часть стран Ближнего Востока и Магриба. Но Ливия среди соседей стоит особняком. Стабилизировать ситуацию лидеру  Джамахирии не удалось. Но в отличие от некоторых своих коллег, идти, пусть даже со "скрипом", на поводу у народного гнева Муаммар Каддафи не стал.

Как и в схожих случаях первые ливийские призывы к свержению власти обернулись масштабными демонстрациями, а затем — и массовыми беспорядками. Но этой стадией ливийский вариант уже знакомого по примерам многих стран (и в первую очередь — Туниса и Египта) сценария не исчерпался. Среди правителей других государств полковник Каддафи выделился своей решительностью. Громкие протесты в Ливии начались 16 февраля, 20 февраля проблемами бунтующего Бенгази занялась армия, а 21-го по всему миру прогремела новость о том, что ливийские власти использовали против своего народа боевую авиацию.

С тех пор события в Ливии регулярно поставляют сюжеты для горячих новостей. Страну охватили призывы к неповиновению и военному перевороту. Надежды на отставку власти обернулись формированием оппозиционерами переходного правительства, возможности которого еще очень невелики. Тем временем гражданская война, факт ведения которой окружение Каддафи отрицает, набирает обороты: страну охватили бои — и близ Триполи, и на востоке, и на западе страны, включая и нефтегазоносные районы. Помимо реальных сражений стороны ведут и информационную войну: власти регулярно сообщают об установке контроля над теми или иными населенными пунктами, тогда как восставшие нередко отрицают такую информацию и заверяют в том, что сопротивление продолжается. К 6-9 марта самые ожесточенные бои велись за города Эз-завия и Мисрата. Сложить единое мнение по поводу числа убитых и раненых невозможно: правозащитники говорят о тысячах жертв (и заметной частью — среди гражданского населения), власти — о нескольких сотнях. А ООН тем временем продолжает считать беженцев — по данным Организации объединенных наций страну уже покинули порядка 200 тысяч человек.

Несмотря на то, что оппозиция утверждает: режим Каддафи падет через несколько дней, трудно сказать, собирается ли ливийский лидер в отставку всерьез. Регулярно появляющиеся сообщения о том, что Муаммар Каддафи готов отречься от власти и покинуть страну, провластная пресса так же регулярно опровергала — вплоть до недавнего сообщения телеканала Al Jazeera о том, что Каддафи был готов вступить в переговоры по поводу "отступного", но оппоненты отвергли его условия. Сам же диктатор продолжает придерживаться  мнения о том, что он не воюет со своим народом, а борется с террористами. Тезис о том, что за беспорядками в Ливии стоит "Аль-Каида", а его уход повергнет в хаос всю Африку, Муаммар Каддафи озвучивает постоянно. Готов бороться он и против неоколониализма. "Если американцы или Запад хотят напасть на Ливию - они должны знать, что это будет ад – хуже, чем в Ираке. Мы готовы раздать оружие миллионам. Начнётся второй Вьетнам", - предупреждает лидер арабского государства, который, по сообщениям прессы, уже вооружает своих сторонников. Запад же пока к самым решительным действиям не готов.

Заложники ситуации

Ситуация в Ливии, по всей видимости, международную общественность несколько обескуражила. Взаимодействие с бессменным лидером Джамахирии (напомним, Каддафи правит страной с 1969 года) уже не первый год осуществлялось по схеме "Но это наш сукин сын": то, что в Ливии существуют серьезные проблемы с демократией, Запад осознавал, но поставки нефти и гарантии стабильности (в том числе — и действительно антитеррористической) в регионе служили серьезными аргументами. События 2011 года поставили не слишком прочное равновесие под угрозу: несмотря на то, что к сотрудничеству с полковником мир уже попривык, а после ряда революций в других странах риск исламской радикализации региона стал как никогда велик, закрыть глаза на ливийские события международные организации не могли.

Наиболее предсказуемым шагом Запада оказалось введение ряда санкций против режима Каддафи — начатое отдельными странами, а затем поддержанное Советом безопасности ООН и Европейским союзом. Большинство ограничительных мер призваны осложнить жизнь самого лидера бунтующей страны и его ближайшего окружения — счета членов семьи Каддафи и некоторых приближенных полковника диктатора были арестованы,  Интерпол пообещал проследить за запретом на свободу передвижения персон из черного списка, а насилие против гражданских готовы рассматривать в Международном уголовном суде ООН. Кроме того, против Ливии было введено эмбарго на поставку вооружения и "оснащение для подавления волнений". Международные организации готовы направить или уже направили в Ливию комиссии, которые должны изучить ситуацию на месте, Евросоюз подумывает о расширении санкций, американская пресса уточняет, что НАТО подумывает о морской поддержке протестантов-бунтовщиков... Но основная мера, которую от Запада ждали ливийские оппозиционеры, пока еще не принята.

Главным предметом интереса в последние дни остается дискуссия по поводу возможности применения Западом силы. Ливийские протестанты надеются на чужую решительность. "Мы призываем ООН и все страны, поддерживающие резолюцию ООН от 17 февраля, нанести авиаудары по позициям наемников, которых явно используют для нападений на мирных жителей и ливийского народа в целом", - заявил один из бенгазских повстанцев Абдель Хафиз Гока. Ряд предупреждающих мер действительно был принят — США "перегнали" поближе к Ливии несколько авианосцев, а "в целом" НАТО запустило круглосуточное наблюдение за воздушным пространством Ливии. И все же решение о установлении бесполетной зоны над страной, что помешало бы ливийским войскам наносить авиаудары по восставшим областям, по-прежнему не принято. Североатлантический альянс напоминает о своем оборонительном характере, а руководство отдельных западных стран, включая и те, которые поддерживают более радикальные действия, перекладывает ответственность на Совбез. При этом политики ряда государств требуют от своих лидеров большей решительности. "Американский народ не таков, чтобы спокойно смотреть, как один из двух или трех наихудших деспотов мира сидел и уничтожал невинных граждан", - убежден главный соперник Барака Обамы на предыдущих выборах сенатор-республиканец Джон МакКейн. Но резкое вмешательство в ливийские дела затягивается: Запад, похоже, по-прежнему надеется, что проблему удастся решить малой кровью — отставкой Муаммара Каддафи.

Был бы повод, а скандал всегда найдется

Пока влиятельные страны и наднациональные объединения вводят против Ливии экономические санкции, а Совет безопасности размышляет над непростым решением, Украина тоже не остается в стороне от конфликта. Только нашу страну интересуют, скорее, внутренние вопросы с ливийским "оттенком".

В отличие от ряда других государств, Украина не спешит резко осуждать действия ливийского лидера. "Официальная позиция МИД следующая: мы, безусловно, крайне обеспокоены и осуждаем применение насилия со стороны вооруженных сил против мирных граждан", - уточняет директор департамента информполитики Министерства иностранных дел Олег Волошин. Подобную сдержанность со стороны внешнеполитического ведомства дипломаты склонны объяснять беспокойством за соотечественников. "…Мы прекрасно понимаем, что некоторые наши граждане до сих пор остаются в Ливии, и если мы выступим с однозначными заявлениями в поддержку одной из противоборствующих сторон, то превратим своих людей в заложников", - разъясняет Олег Волошин.

Беспокойство МИД можно понять: в разрекламированной акции "Спасти украинцев от Ливии" приняло участие несколько сотен эвакуированных, а по подсчетам специалистов в стране предпочли остаться еще несколько тысяч украинцев, значительная часть которых — медики. Эксперты поясняют неотзывчивость "предмета" эвакуации по-разному: от переживаний за собственную безопасность до желания заработать побольше в кризисных условиях. Тем временем пресса заподозрила Украину в том, что она "поставляла" Ливии не только врачей или нефтяников.

Вскоре после того, как стало известно о первых авианалетах против повстанцев, в СМИ получила распространение информация о том, что среди верных Каддафи летчиков могли быть и украинцы. Пресс-служба министерства обороны опровергла подобные сведения практически сразу же, но схожие сообщения продолжают появляться. Ряд военных экспертов нескольких стран придерживается мнения о том, что Украину пытаются опорочить. "Убежден, что это ни при каких обстоятельствах не могло происходить с разрешения украинской власти", - полагает бывший польский министр обороны Януш Онишкевич. А вот могут ли пилоты украинского происхождения быть в Ливии неофициально — в "свободном найме" — уточнять никто не рискует.

Пока Минобороны и МИД разбирались с тем, кто не летает в ливийском небе, в Украине взялись плотно обсуждать решения предыдущей власти. С одной стороны, вдруг снова всплыли обстоятельства вручения Муаммару Каддафи ордена Богдана Хмельницкого I степени, кавалерами которого могут быть только граждане Украины. Уточним, что решение Виктора Ющенко донецкий адвокат Владимир Оленцевич (известный борец за справедливость — в том числе и против официальной героизации Степана Бандеры и Романа Шухевича) обсуждает в судах разных инстанций с 2008 года, но именно сейчас злополучный обмен орденами снова стал интересен обществу.

Но предметом наибольшего интереса в последние дни стало другое,более гипотетическое, намерение былого руководство государства. Нардеп-"регионал" Григорий Калетник решил поискать в Украине земли, отданные ливийскому лидеру. В свое время вопрос долгосрочной аренды территорий, на которых могла бы выращиваться пшеница для пустынной страны действительно обсуждался правительством Юлии Тимошенко. Впрочем, у экс-премьера насчет Ливии были широкие планы — и продажа Одесского припортового, и строительство в Украине нефтеперерабатывающего завода... Оппозиция уверяет, что идея к реализации даже не приблизилась. "Дальше разговоров я не видел никаких документов, которые бы об этом свидетельствовали", - рассказал "бютовец" Иван Кириленко. Почему представители ныне правящего лагеря заподозрили, что реализована была именно "продуктовая" часть договоренностей (с остальными, что очевидно, не сложилось) — наверняка сказать сложно. Но сомневаться в своевременности такого "антикоррупционного" шага не приходится — таким поводом политику грех не воспользоваться.

Пока развитию очередного ливийско-украинского скандала препятствуют сами же представители власти. По словам министра АПК Николая Присяжнюка, никаких "земель Каддафи" в Украине нет. Но пока отечественный политикум пытается поймать за хвост удобный инфоповод, эксперты предупреждают, что ливийский след и в самом деле может отозваться Киеву. Но совсем с другой стороны — с энергетической. Возможное подорожание "черного золота", ливийские поставки которого существенно сокращены, временами и полностью прекращаются, а в конечном итоге могут быть обрублены очередным эмбарго, может отразиться не только на стоимости нефтепродуктов, но и на ценовой формуле российского газа.

Ксения Сокульская

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив