Удар по гастарбайтерам
Удар по гастарбайтерам
Правительство РФ готовит миграционную революцию. С 1 января 2011 года, вопреки недавним заявлениям о крайней нужде в мигрантах, вводится почти полный запрет на их работу в сфере торговли. По мнению экспертов, таким путем Кремль заигрывает с уставшими от мигрантов избирателями и пытается надавить на нелояльные страны СНГ.
27 ноября правительство РФ издало постановление, в соответствии с которым запрещается в 2011 году использовать иностранных работников в розничной торговле алкоголем, лекарствами, торговле на рынках и в палатках, а также в розничной торговле вне магазинов. Оно было опубликовано на сайте правительства сегодня.
В странах СНГ этот документ вызвал почти шоковую реакцию и негативные комментарии. Для традиционных поставщиков дешевой рабсилы – Таджикистана и Киргизии – это аукнется значительным снижением ВНП. Ведь в структуре доходов этих стран переводы от законных и незаконных трудовых мигрантов составляют от 30 до 40%.
В 2010 году по официальной статистике количество людей выехавших на заработки в РФ из Таджикистана составляет 1 200 000 человек, из Киргизии на заработки выехало более полумиллиона человек, и этот поток значительно усилился после произошедшего в апреле переворота. Это официальная статистика. Сколько граждан на самом деле занято в России, точно сказать не может никто – ни ФМС, ни правительства этих стран. В последнее время поток трудовых мигрантов с юга Киргизии, где летом произошла киргизо-узбекская резня, перенаправляется в Сибирь. Об этом свидетельствует и запуск регулярного авиасообщения «Ош-Иркутск».
Согласно той же официальной статистике суммы переводов в Таджикистан за год составляют до $2 млрд, киргизские гастарбайтеры переводят ежегодно сумму порядка $1 млрд. И это только согласно банковской статистике. Сколько наличных денег перевезено в карманах и чулках – не знает никто.
Наиболее сильно это постановление ударит по Киргизии, чьи граждане традиционно заняты в сфере услуг и торговли (таджики чаще всего работают на стройках). Что станет с этими людьми после ввода постановления правительства в действие? Им придется либо сменить белый халат продавца на робу строителя. Но, учитывая продолжающуюся стагнацию российской стройиндустрии, им скорее всего придется вернуться на родину, пополнив и без того плотные ряды безработных соотечественников. Вернувшись, они безусловно станут одним из самых мощных дестабилизирующих факторов в странах, и без того балансирующих на грани гражданской войны.
Чего же добивается правительство России, принимая столь неожиданное постановление после неоднократных заявлений о высокой потребности вымирающей страны в гастарбайтерах? По мнению экспертов, революционный «запрет на профессии» для мигрантов может быть мотивирован как внутри-, так и внешнеполитическими факторами.
«Я понимаю озабоченность правительства, — говорит эксперт РИСИ Аждар Куртов. – Показатели инфляции и дефицита бюджета не такие радужные как ожидалось, и вряд ли они станут лучше в ближайшие три года. А впереди выборы, надо искать деньги для индексации доходов пенсионерам и бюджетникам». Однако вряд ли проблему можно решить за счет изгнания гастарбайтеров из торговли, считает эксперт: «Основная масса работает в строительстве, которого постановление не коснулось, в торговле серьезного высвобождения рабочих мест не будет». Перед выборами власть также реагирует на рост межэтнической напряженности, на радикализацию и рост исламской идентичности некогда смиренных таджиков и киргизов, считает Куртов.
Внешнеполитическая мотивация Кремля, по мнению экспертов, может быть связана с желанием наказать за нелояльность элиты Центральной Азии, Украины, Молдавии и Закавказья, где Москва постепенно уступает влияние Западу и Китаю. А угроза уменьшить поток денег от гастарбайтеров – мощный рычаг.
«В условиях, когда Украина Януковича демонстрирует полное невыполнение обязательств перед РФ, введение данного запрета — это своеобразная месть России, — считает украинский политолог Тарас Березовец. — Украинцам теперь придется нелегально работать в России, поскольку на Украине новая власть не может обеспечить такое огромное количество рабочих мест». Другой киевский политолог, Виктор Небоженко, видит в этом ответ Москвы на миграционные соглашения Украины с Евросоюзом, которые «существенно ударят по интересам России — ведь мы на своих границах будем сдерживать весь поток нелегальной миграции. В ответ Россия установит очень жесткие правила на рынке труда». Он прогнозирует, что «украинцы в общей массе не покинут Россию, но рынок труда будет криминализован».
Политолог Виталий Кулик также уверен, что 70% украинцев останутся работать в России. С его слов, в России работает порядка 800 тыс. украинцев, которые, «в отличие от азиатов, которых порядка 1,5 млн, культурно интегрированы в российское общество». Так что «решение правительства РФ ударит в первую очередь именно по ним».
«Я считаю это решение абсолютно политически мотивированным, — заявил «Росбалту» экономист, директор Центра перспективных разработок Киргизии Чингиз Шамшиев. – Оно принято для оказания давления на руководство центральноазиатских стран с целью сделать его более лояльным. Массовое возвращение гастарбайтеров из России, безусловно, создаст негативный социальный фон, который лишь добавит головных болей руководству Киргизии и Таджикистана.
Но вынудит ли это руководство Таджикистана и Киргизии проводить более лояльную внешнюю политику?
Аждар Куртов из РИСИ в этом не уверен. «Да, переводы гастарбайтеров из РФ помогают беднейшим странам Центральной Азии не свалиться в экономический коллапс, — согласен он. – Но у себя дома таджики и киргизы, озлобленные негативным отношением россиян, отнюдь не становятся проводниками интересов РФ. Тем более, что она, в отличие от исламских организаций, не работает с политическим сознанием гастарбайтеров, не формирует из них партий и движений. А вот вред России их исход принести может. В кризис 2008 года, когда они возвращались без денег, власти Киргизии и Таджикистана, чтобы не допустить голодных бунтов, закрыли глаза на участие населения в наркобизнесе. Поток наркотиков в Россию сразу вырос, и теперь мы пожинаем плоды».
Виктор Ядуха