Политическая толерантность новой московской власти
Политическая толерантность новой московской власти
Необычное проявление политической толерантности со стороны нового мэра Москвы - так трактуют западные СМИ разрешение провести акцию в поддержку 31-й статьи Конституции РФ. В центре Москвы в минувшее воскресенье ораторы кричали с трибуны через усилители: "Россия без Путина", а милиция, вопреки обыкновению, никуда их не волокла - кроме лимоновцев, которые пилили заграждения и запускали фейерверки.
Скромная акция протеста - знак головокружительных перемен, сочли российские активисты, говорится в комментарии The New York Times по поводу проведения в Москве традиционного митинга оппозиции в защиту 31-й статьи российской конституции, который на сей раз был разрешен властями.
Демонстрация, которая состоялась вечером в воскресенье на Триумфальной площади, отнюдь не была грандиозной, сообщает корреспондент. "Организаторы стояли в кузове грузовика и обращались к собравшимся через дешевые колонки. Слушатели были затиснуты между металлическими ограждениями, которыми площадь перегорожена из-за строительства подземной автостоянки. Но и этого было достаточно, - пишет Эллен Барри. - Голова кружилась от одних только возгласов "Россия без Путина", которые отдавались эхом в колоннаде Концертного зала им. Чайковского".
"Я считаю, что это завершение одного этапа борьбы и начало нового. Сегодня мы проведем демонстрацию. В следующий раз мы попросим их убрать заграждения. Затем мы потребуем права на проведение марша", - заявил директор "Мемориала" Олег Орлов.
Новая позиция властей спровоцировала раздоры между лидерами "Стратегии-31" - Эдуардом Лимоновым и Людмилой Алексеевой, которая, как пишет газета, "своей суровостью и надменностью напоминает учительницу с многолетним стажем". Лимонов облил презрением Алексееву за согласие на ограничения, наложенные мэрией, и назначил альтернативный митинг в воскресенье на том же месте. Милиция сообщила, что арестовала 27 человек на несанкционированной демонстрации, в том числе нескольких, которые пилили заграждения и запускали фейерверки.
Демонстрантам позволили излить негодование в адрес Путина, пишет The Financial Times, называя это "необычным проявлением политической толерантности со стороны нового мэра Москвы". Митинг собрал около 1500 человек, милиция, вопреки обыкновению, никуда не волокла ораторов, лишь нескольких оппозиционеров, в том числе Лимонова, ОМОН задержал еще до начала митинга, свидетельствует Чарльз Кловер.
По мнению лидера "Солидарности" Бориса Немцова, власти изменили свою позицию не благодаря увольнению Лужкова: оно просто стало удобным предлогом для отказа от неэффективного курса на репрессии. "Демонстрации всегда запрещал не кто иной, как Путин, - заявил Немцов. - Остаются цензура, лжевыборы, коррумпированные суды, а Ходорковский все еще за решеткой. Эта демонстрация - не смена курса, это только признак, что оппозиция одержала маленькую победу".
Предыдущие 9 подобных демонстраций были разогнаны милицией, напоминает The Los Angeles Times. Новый мэр Москвы акцию 31 октября разрешил, но если этот шаг должен был намекнуть, что за попытками сорвать предыдущие митинги стоял Лужков, а не Кремль, то оппозиция не поверила, отмечает корреспондент.
"Разрешение этой манифестации - очередной жест, которым новый мэр Сергей Собянин, по-видимому, хочет дистанцироваться от своего предшественника, ветерана Юрия Лужкова, уволенного в связи с "утратой доверия" после 18 лет нахождения на этом посту", - пишет испанская El Mundo. При этом власти постарались ограничить число участников количеством 800 человек, с чем согласилась Хельсинкская группа и другие правозащитные организации, но не враждебно настроенные к режиму, более радикальные группы вроде необольшевиков Эдуарда Лимонова, говорится в публикации. Некоторые из них прорвались на площадь, выкрикивая антиправительственные лозунги, что привело к столкновениям с полицией и нескольким задержаниям. Оцепление из милицейских автобусов и металлодетекторы, затруднявшие проход на площадь, вызвали некоторое раздражение у граждан, добавляет издание.