Кто кого откандидатит
ВИКТОР ЯНУКОВИЧ: ТИШЕ ЕДЕШЬ...
Чисто арифметически лидер Партии Регионов кампанию первого тура, скорее всего, выиграет. Его рейтинги, которые нынче публиковать уже запрещено, ни разу за весь период с лета прошлого года не демонстрировали падения больше, чем статистическая погрешность, а росли сильнее этой самой погрешности.
Но было бы лестью приписывать эти достижения самому Виктору Федоровичу. Обстоятельства складывались таким образом, что любой лидер оппозиции в нынешнее кризисное время, даже впав в спячку, много не потерял бы. Янукович в спячку не впадал, но и гиперактивности не демонстрировал. Но, похоже, что именно это и было стратегической линией штаба «Регионов» — не раздражать избирателя: постоянно мозоля глаза, можно и надуть рейтинг, но можно и растерять, а для Януковича главное было не растерять. Да, за такого кандидата не пойдут отстаивать на морозе сутками, но и против него тоже. Последний момент весьма важен, учитывая, что Тимошенко уже раскручивает кампанию «Антизэк». А из пассивного Януковича, ведущего кампанию «за все хорошее, против всего плохого» трудно сделать пугало (удастся ли — увидим после второго тура).
Побочный эффект от такой пассивной политики — слабая мобилизация избирателя, традиционно голосующего за Януковича. А ведь именно явка во многом решит исход выборов. Впрочем, кризис, скандалы с окружением Тимошенко (педофилы, Лозинский и т.д.), кампания по ее дискредитации, которую вел президент Ющенко, а также удачный ход регионалов с законом о повышении соцстандартов (который отказалась выполнять премьер) в какой-то мере компенсируют описанные выше проблемы.
Также в актив Януковича можно занести изменение отношения к нему на Западе. Было бы неправдой сказать, что Европа и США полюбили ли¬дера ПР, но его возможную по¬беду уже, похоже, готовы проглотить. А там как-нибудь переварится.
ЮЛЯ: ПРИНЦЕССА НА ШПАГАТЕ
У Юлии Тимошенко весь 2009-й год прошел по классической формуле Черномырдина: хотелось как лучше, а получалось как всегда. Впрочем, премьеру можно только посочувствовать — она постоянно находилась на шпагате, решая противоположные задачи. Нужно было ради устранения Фирташа (и окружения Ющенко) от газа позаигрывать с Путиным — Западная Украина не поняла. Нужно было ради Западной Украины стимулировать украинизацию — планы по завоеванию Крыма накрылись медным тазом. Нужно было раздуванием эпидемии гриппа перебить педофильский скандал — в результате страна так испугалась гриппа, что стало еще хуже.
И можно только восхищаться креативностью бютовского штаба и самой Юлии Владимировны — постоянные выдумки которого все-таки удержали рейтинг Леди Ю. от серьезного падения. Но и здесь сказалась необходимость гоняться за двумя зайцами — ради перспективы второго тура основной огонь был сосредоточен на Януковиче, что, возможно, затормозило рост конкурента, но не могло добавить очков самой Тимошенко. Хотя одного зайца, точнее кролика, БЮТ убил элегантно. Причем всего одной пулей под названием «Ратушняк».
Определенный задел на второй тур штаб Тимошенко таки сделал. Во-первых, части страны удалось напомнить главный пассаж Майдана-2004: «Зэк не может быть президентом, это будет позором для европейской страны». Во-вторых, продолжается обработка (также а-ля 2004-й) общественного мнения, которому заранее внушается, что Янукович не может победить без фальсификаций. Но вот только будет ли римейк действенным, когда в фальсификации обвиняют не власть, а оппозицию?
С другой стороны, на одном «Бандюковиче» выборы не выиграешь — нужно еще какую-то свою программу предлагать. Тимошенко обещает многое — и доллар по 6 грн., и вновь «Юлину тысячу». Вопрос только один: поверят ли ей в этот раз избиратели или припомнят премьеру ее так и невыполненные обещания на выборах 2007-го?
ТИГИПКО НА ЗАМЕНЕ ЯЦЕНЮКА
Яценюк свой шанс потерял. Пока Арсений на «Интере» изображал новую, к тому же интеллектуальную (в очках!) силу, западноукраинский избиратель видел в нем альтернативу Тимошенко. Но когда он решил, что Запад уже завоевал, и принялся изображать из себя президента, «склеивая страну», рейтинги стали сдуваться. И оказалось достаточно лишь перепалки с Ратушняком по поводу «еврейства», чтобы Западная Украина отшатнулась. А Восток для любого «оранжевого» (пусть и бывшего) — дело слишком тонкое, чего Яценюк так и не понял.
Тем более что на Востоке уже родился свой «Арсений» — Сергей Тигипко. Экс-глава штаба Януковича поначалу скромно отводил себе роль премьера при любом президенте (из-за этого его, кстати, считали техническим кандидатом Тимошенко, который ее поддержит перед вторым туром), но, выйдя в декабре по рейтингам на третье место, Тигипко замахнулся на второй тур. Конечно, ничего в нашей жизни исключать нельзя. Неопределившихся избирателей немало, выбор между Януковичем и Тимошенко также многих не устраивает.
Все может быть, но вероятность, конечно, небольшая. Другой разговор, если бы Тигипко договорился с Яценюком и, возможно, Гриценко о том, что два из них снимут свою кандидатуру в пользу третьего. Тогда были бы реальные шансы выбить Тимошенко из второго тура. Но, что удивительно, даже разговор об этом между кандидатами не велся. Неужели они на самом деле технические?
ЮЩЕНКО: ИЗ «КЕФИРА» В «ПИВО»
Эпоха разочарования Виктором Ющенко закончилась. Даже чуть раньше, чем эпоха самого Ющенко. Все уже настолько привыкли к «кефирному» состоянию рейтинга президента (то ли 2,5%, то ли 3,2%), что разочаровать еще больше он не может. Зато удивить еще в состоянии. Правда, не сенсационно, как этого боится Москва (а там еще всерьез говорят об «опасности выхода Ющенко во второй тур), но достаточно для того, чтобы из «кефирного» состояния перейти в «слабоалкогольное». Потому что около половины неопределившегося электората (6—7%!) — это как раз та часть западноукраинского электората, которая уверена в «промосковскости» Януковича и Тимошенко, успела разочароваться в «еврее» Яценюке и остановилась перед печальным выбором между непроходными Ющенко, Тягнибоком и Костенко. И сейчас, когда даже третье место социологи отводят «не их» кандидату, этот электорат может сделать отчаянную попытку вывести «своего» на передовые позиции.
В этот самый момент Виктор Андреевич совершил свое второе за пять лет (после роспуска парламента-2007) пробуждение, плюнул на все условности и вышел на телеэкраны с массированной национально-сознательной атакой, круша в первую очередь Тимошенко, но и других врагов не забывая. В БЮТ тут же сказали, что Ющенко работает на Януковича. Но, скорее всего, Виктор Андреевич борется за свое личное политическое будущее: взяв приличный процент на выборах, он может претендовать на роль лидера националистической оппозиции любому будущему президенту страны.
СТАВКА ЛИТВИНА И МОЛЧАНИЕ КПУ
Владимир Литвин оказался единственным кандидатом, который не претендовал на второй тур и при этом вел активную предвыборную кампанию. Нельзя сказать, что это серьезно сказалось на его рейтинге, но в ситуации, когда на принятую Литвиным еще в 2006-м роль «третьей силы» претендовало несколько кандидатов, даже удержание позиций было серьезной задачей. Несомненно, он их удержал, и после первого тура попытается конвертировать в бонусы.
3—5% избирателей — это актив, для которого Литвин — несомненный авторитет. При этом настолько дистанциированный от Януковича и Тимошенко, что именно слово «авторитета» для него может стать решающим. Но проще всего обеспечить неголосование этих избирателей, поэтому Литвину логично ставить на фаворита. Которому нужно, чтобы отрыв не уменьшался.
Впрочем, эту тактику спикер Рады преследовал с самого начала предвыборной кампании. Начиная с сентября, его фракция в парламенте, оставаясь в коалиции в БЮТ, постепенно дрейфовала в сторону Партии Регионов, из чего следует вывод, что фаворитом Литвин все-таки считает Януковича. Апогеем этого дрейфа можно считать уход спикера в отпуск под предлогом ведения предвыборной кампании: передав полномочия своему первому заму, регионалу Александру Лавриновичу, он лишил Тимошенко возможности провести какую-либо инициативу через парламент. А по ключевым вопросам — закону о повышении соцстандартов и непринятию бюджета — Блок Литвина и вовсе голосовал совместно с «Регионами». Бонус, которого ждет Литвин, давно известен — сохранение спикерского кресла. В этом созыве Рады или следующем — несомненно, что Владимир Михайлович держит в уме и возможность досрочных парламентских выборов.
А вот у Петра Симоненко, похоже, эти выборы оказались единственной целью. Поначалу, правда, от него ожидали выполнения роли технического кандидата Тимошенко, отбирающего проценты у Януковича, но потом, видимо, и Петр Николаевич решил, что фаворитство лидера ПР слишком явное, чтобы вставлять ему палки в колеса — можно побить горшки всерьез и надолго. Потому предвыборная кампания вождя коммунистов оказалась удивительно (как для кандидата с гарантированными 5%) пассивной. Пара рекламных роликов на радио — вот и все, что выдал предвыборный штаб Симоненко. И, пожалуй, был прав: сейчас для них молчание — золото.
ВСЕ НА ВЫБОРЫ! ПАРЛАМЕНТСКИЕ...
Анатолий Гриценко и Инна Богословская на нынешних выборах решали задачу индивидуальной идентификации — иначе говоря, Гриценко должен был смыть с себя «оранжевую», а Богословская — «бело-голубую» окраску. А заодно и нарастить свой личный рейтинг, достаточный для того, чтобы привести в парламент на будущих выборах свою политсилу. Насколько это у них получилось — увидим через пару дней. Хотя, отметим, что, в отличие от многих других кандидатов, оба были весьма и весьма заметны.
Также Инна Богословская усердно выполняла и другую важную свою задачу — «мочить» Тимошенко столь яро, как Янукович себе позволить не может, чтобы не выглядеть несолидно. В этом плане можно говорить, что Инна подыграла Виктору Федоровичу очень заметно. А вот Гриценко, которого молва сватала в «технические» к Тимошенко, в публичной сфере мало чем помог премьеру — он критиковал Януковича лишь немногим больше, чем Леди Ю. Правда, оба свою «техничность» с гневом отвергают.
Что касается Александра Мороза, то ему повезло — на фоне неожиданно исчезнувшего из эфиров Симоненко он был заметен и смог закрепить в мозгах левого электората мысль о том, что левые — это не только КПУ. А к Тягнибоку судьба оказалась не столь благосклонной. У него появился мощный конкурент в борьбе за голоса националистов — Виктор Ющенко. А с ним Тягнибоку тягаться тяжело.
ПРОТЫВСИХ ЗВУЧИТ ГОРДО
Одним из главных неудачников кампании стал Юрий Костенко. Начав со своего постоянного призыва покупать украинское, он на финише захлебнулся в волне президентской активности и фактически откатился в маргиналы. Так что о самостоятельной роли на возможных выборах Рады его УНП речи быть не может — только как о части Блока Ющенко.
Зато собственно маргиналы ни на что не претендовали, поэтому и расстраиваться не будут. Наоборот, можно порадоваться за по-молодежному креативного пенсионера Василия Протывсих-Гуменюка, который пиарил свою новую фамилию акциями в стиле Корчинского или российских нацболов: то шарфы на памятники вешал, то баранов из власти выгонял. Что это ему дало, посмотрим.
Не могли остаться незамеченными благодаря своим ораторским талантам Сергей Ратушняк и Михаил Бродский. Вряд ли их волнует разница между 0,5 и 0,8%, зато локальные задачи выполнены: Бродский напомнил, что такой спикер любой партии не помешает, а Ратушняк стал на несколько шагов ближе к пролонгации своего мэрства в Ужгороде.
Об оставшихся сказать особо нечего. Людмила Супрун была весьма блеклой; Александр Пабат уяснил, что с киевского на украинский уровень так просто не перейдешь; а об Олеге Рябоконе так и хочется спросить по-горьковски: а был ли мальчик?
БИЛБОРДЫ, ЧЕРНЫЙ ПИАР, ПРОКОЛЫ И ОСКОРБЛЕНИЯ
САМЫЙ ГРОМКИЙ ЛОЗУНГ. Лозунг «Вона працює» настолько въелся в сознание, что перекочевал в различные рекламные тексты и даже едва не родил на свет кандидата Вона. Но, несмотря на громкое звучание, положительный эффект был сомнителен: во-первых, тут же появилась контрагитация вроде «Вона ворує», во-вторых, не всем понравилось известие, что «працює» только «Вона». И пришлось срочно объяснять, что «Вона — це Україна».
САМЫЙ ЧЕРНЫЙ ПИАР. Антирекламы было немало, но всех переплюнул радиоролик, в котором под мелодию «Мурки» рассказывалась криминальная биография некоего человека, закодированного под псевдонимом «Він». Причем факты вроде «Межигорья» назывались из биографии Януковича. Реклама дала старт кампании Тимошенко: «Зэк не может быть президентом». Насколько в этот повтор страшилок 2004 года поверят избиратели — увидим после второго тура.
САМАЯ НЕУДАЧНАЯ РЕКЛАМА. Хотя не все пиарщики считают, что появившийся летом на билбордах Арсений Яценюк в мрачных тонах был неудачным ходом, народ в основной массе оказался непонятливым: даже житомирские агитаторы Яценюка решили, что это черный пиар и плакаты содрали, а что уж говорить о простом народе?! С момента появления билбордов рейтинги Арсения пошли вниз, но их так и не сняли.
САМОЕ ОБИДНОЕ ПРОЗВИЩЕ. Наиболее острым оказался язык Виктора Ющенко. Проанализировав блестящую внешность Тимошенко и сравнив ее с заполненной прочерками декларацией премьера, президент сделал вывод: «Вона — Бомж». Изменить креатив Ющенко ничто не могло (поскольку декларативная «нищета» Тимошенко известна давно), но возникло прозвище «Бомжуля» (или Леди Бомж), которое прижилось в интернет-пространстве.
САМЫЙ БОЛЬНОЙ УДАР. Больнее всех ударили Юлию Тимошенко. Причем сделали это бютовцы: с одной стороны, Григорий Омельченко, который раскрутил скандал с педофилами, с другой — Виктор Уколов, Руслан Богдан и Сергей Терехин, оказавшиеся вольно или невольно замешанными в этот скандал. В течение месяца вся страна с ужасом узнавала, что «для бютовцев нет ничего святого». Потом скандал сошел на нет, но осадок остался.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПРОКОЛ. Одним ударом сделать сразу два прокола удалось Людмиле Супрун, когда она подала в суд на ЦИК за то, что в бюллетени внесли порядковые номера кандидатов. Поскольку никто не поверил, что Супрун расстроилась из-за №12, а до этого уже говорили о том, что Тимошенко не нравится ее №13, все поняли, что: а) Супрун — технический кандидат премьера, б) Тимошенко суеверна. Ну и третий прокол: номера так и не отменили.
САМЫЕ ГРОМКИЕ ОБЕЩАНИЯ КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ:
ДОЛЛАР ПО 6 ГРИВЕН. «Вся экономическая и финансовая система говорит о том, что гривня сегодня не может стоить дешевле, чем 6 с копейками гривен за доллар. И это будет сделано через 2-3 месяца после выборов», — заявила Юлия Тимошенко.
Доллар по 6 Юлия Владимировна обещала почти весь 2009-й. Хотя в бюджет закладывала по 7,50. Интересно, что после ее слов доллар, наоборот, начал расти. Впрочем, обещание закончилось фразой: «Может, 6,50, может, 6,30». А может, и 8,50?
УКРАИНЦЕВ БУДЕТ 50 МЛН. «Моя цель — это 50 миллионов украинских граждан уже к 2020 году» (Виктор Янукович).
Обещание лидера «Регионов» было соединено с другим посылом — вывести Украину к тому же 2020-му в число 20 самых богатых стран мира. Но в комплекте эти обещания выглядят противоречиво: во всех самых богатых странах мира рождаемость падает, а прирост населения, к примеру, во Франции происходит за счет иммиграции арабов. Мы пойдем тем же путем?
БУДЕМ В ЕВРОСОЮЗЕ И НАТО. «Мы будем в Европейском союзе и НАТО» (Виктор Ющенко).
Парадокс в том, что это обещание в новогоднюю ночь 2010 года сделал президент, который не имеет шансов на переизбрание. И знает, что обещания вступить в НАТО нет ни у кого из фаворитов выборов. Более того, обещание добиться вступления в НАТО нет даже в программе кандидата в президенты Ющенко! Что касается ЕС, то против него никто не возражает, но сам ЕС в ближайшие 20 лет расширяться не собирается.
«ЮЛИНА ТЫСЯЧА». «Двум миллионам человек мы еще обязаны вернуть тысячу... После выборов мы продолжим далее выплачивать эти средства» (Юлия Тимошенко).
Накануне выборов 2007 года Тимошенко обещала выплатить вклады всем до конца 2009-го. Теперь обещает продолжить выплачивать в 2010-м только по первой тысяче. И только двум миллионам, в то время как даже первую тысячу еще ждут 6 млн зарегистрированных (а ведь есть еще и незарегистрированные). Может, лучше бы не напоминать об обещаниях-2007?
ПОВЫШЕНИЕ СОЦСТАНДАРТОВ. «Как новоизбранный президент Украины я обеспечу немедленный перерасчет пенсий, зарплат и социальных пособий с 1 ноября 2009 года, их выплату и выплату задолженности, индексированную на уровень инфляции» (Виктор Янукович).
Закон о повышении соцстандартов стал удачным пиар-ходом регионалов. Однако реальное его выполнение в условиях ожидаемых в 2010-м проблем бюджет может не выдержать. Разве что вдруг резко повысится уровень производства, и экономика пойдет в рост.
СЕВАСТОПОЛЬ НА ДВОИХ. «Существуют территории, которые управляются одновременно несколькими государствами. Эти территории по своему статусу очень похожи на Севастополь. Заключив договор с Россией, мы развяжем себе руки» (Инна Богословская).
Вряд ли в мире есть страна, где большинство избирателей хочет поделиться территорией с соседом. Двойное подчинение Севастополя наверняка поддержали бы в самом городе, но ведь Инна Германовна баллотируется не в президенты Севастополя...
Дмитрий Коротков