Украина пожинает плоды политического хаоса

20.01.2009 в 13:42
Украина пожинает плоды политического хаоса

Украина пожинает плоды политического хаоса

День

Почти одновременно с известием о том, что правительства Украины и России все же нашли точки соприкосновения в газовом противостоянии, от которого десять дней буквально дрожала Европа, стало известно о культурно-политическом событии значительно меньшего масштаба, но зато явственно свидетельствующего о психологических корнях ситуации. На петербургском благотворительном аукционе «Гоголевская азбука», проходившем в рамках рождественской ярмарки, продана (за 37 миллионов рублей) картина премьер-министра России Владимира Путина под названием «Узоры». У этого «художественного» произведения - четкий политический подтекст. На нем - замерзшее окошко в сельской хате, украшенное украинскими рушниками и почему-то большая буква «У». Похоже, именно такой видел нашу страну руководитель соседей, все еще претендующих на братские отношения. Сколько дней работал над этим сюжетом Путин и почему отважился выставить свой замысел перед всем миром, пока остается тайной...

Мало кто в Украине мог вчера знать и о том, чем в действительности закончились проведенные в Москве газовые переговоры. Как говорится, в том, что было объявлено по их итогам премьер-министрами Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным, было больше вопросов, чем ответов. Последние заключались в том, что взаимопонимание достигнуто, транзит газа в Европу и его поставки будут возобновлены после подписания договоренностей между хозяйствующими субъектами, цена газа для Украины будет на 20% ниже европейской, а тариф на транзит российского газа по территории Украины останется на том же уровне, что и в 2008 году. Два мастера интриг и переговоров сняли некоторую напряженность, но все же оставили ледянящую кровь неизвестность. Что можно назвать среднеевропейской ценой газа, служащую базой для последующих расчетов?

Определенную настороженность вызывало и то, что комментарии со стороны украинского Президента последовали довольно поздно. Но особых претензий там не было, иначе их бы тут же предъявили. Так что, скорее всего, это не была капитуляция, как поспешили ее назвать некоторые эксперты. Но радоваться и поздравлять Тимошенко с победой у Президента также не стали, чтобы не помешать окончательным переговорам и подписанию соответствующих документов, намеченному на послеобеденное время в понедельник. Напутствие прозвучало как бы вдогонку премьер-министру, которая в то время была уже в Москве. Тимошенко напомнили о необходимости «симметричного и синхронного формирования скидок на цену газа и на ставки транзита, начиная с 2009 года», что отвечало бы духу украинско-российского стратегического партнерства и договоренностям, достигнутым в 2008 году на уровне президентов и премьер-министров обоих государств и на корпоративном уровне.

Впрочем, российская сторона также в фанфары не трубила, а лишь заверяла в неофициальном порядке: мол, мы свое все равно возьмем после 2009 года, когда в газовом мире окончательно воцарятся рыночные формулы (нефть и газ обязательно будут дорожать).

Единственный, кто отважился что-то сообщить, - это спикер украинского парламента Владимир Литвин. Сообщив, что беседовал на эту тему с главой «Нафтогаза» Олегом Дубиной и послом Украины в России Константином Грищенко, Литвин сообщил, что «цена приблизительно, по году, если будут подписаны эти документы, составит в пределах 240-250 долларов». Похоже, Литвин поддерживает мнение тех российских и украинских экспертов, которые считают, что Украина, де-юре согласившись на рыночные цены, все же получила гораздо больше, чем скидку в 20%. Наличие газа в подземных хранилищах позволит нам не закупать его у России в первом квартале, когда его цена будет превышать 450 долларов за тысячу кубометров. Цену «по году» будут определять последующие кварталы, когда в Европе она должна будет существенно снизиться, следуя нефтяной тенденции за предыдущие месяцы. Так считает «столп» коалиции Литвин.

Думается, критики правительства также найдут возможность для соответствующих упражнений в связи с завершением переговоров. Так, лидер оппозиции Виктор Янукович назвал негативом то, что газовые переговоры начались «с таким опозданием» и в условиях, при которых граждане Украины остались без отопления, а предприятия из-за отсутствия газа начали останавливаться. По его мнению, уже сам факт переговоров является позитивом, но «относительно результата, то его достичь в этой сложной ситуации практически невозможно». Лидер Регионов рассчитывает «на промежуточный результат»...

Достигнут ли он, сказать вчера было еще очень трудно, поскольку не была известна не только цена газа для Украины, но также и источник и стоимость технологического газа, служащего «движителем» транзита, а также не было никаких сведений о том, позволил ли нам российский монополист реэкспортировать газ в Европу. Достоверно было известно лишь то, что Украина предоставляет собственнику газа льготный транзит. За что же тогда боролись и зачем останавливали украинские предприятия?

Собственно, замысел организаторов газового конфликта мог простираться гораздо дальше неприятностей для украинской экономики. Именно на волне этого конфликта в украинском парламенте принят закон о специальных комиссиях, открывающий дорогу не просто для импичмента президента страны, но и для одновременных выборов президента и Верховной Рады. Неужели мы еще не устали от анархии? Более того, конфликт поставил под вопрос отношения Украины с Европой, да и вообще место нашей страны в мировой геополитике.

Отвечая на соответствующие вопросы «Дня», руководитель энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар сказал: «Я бы не преувеличивал возможного влияния на геополитическую реальность. Рассчитывать на какой-то успех украинской стороны было достаточно тяжело. И не потому, что кто-то в эти дни что-то не так сделал или не сделал. Сейчас Украина пожинает плоды политического хаоса, царившего в 2008 году, чем наша власть и загнала себя в слабую позицию. Поэтому, безотносительно к контракту, которого никто пока не видел, разговор может быть только о так называемом условном выигрыше, сделавшем наши потери минимальными из возможных. Самая большая из них состоит в том, что в условиях, когда газовая агрессия практически была направлена также и против Евросоюза, Украина получила от ЕС лишь моральную поддержку. Его шаги были скорее символическими...»

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив