Стройные ноги лучше доброго сердца?
Источник: "Вокруг света"
Циничный взгляд мужчины на женщину предопределен разницей их вкладов в эволюционную копилку
Выбирать жену по форме ног или зада, да даже по красоте линий носа или разрезу глаз может показаться беспримерной глупостью. Причем эта глупость в бóльшей мере отражает свойства мужского ума: женщины при выборе спутника жизни предъявляют какие-то более разумные требования. Муж должен быть крепок душой и телом, мягок с близкими и бесстрашен с врагами, уметь обеспечивать семью и не быть скрягой. Однако у таких различий в подходе есть и «неразумные» основания — их можно найти, анализируя разницу в ролях мужчины и женщины в половом отборе. Каждый из них приносит свое в эволюционную копилку.
Что и почему делает женщину красивой и притягательной для мужчин? Над этим ломают головы не только представительницы прекрасной половины человечества, стремящиеся завладеть мужским вниманием, не только писатели и поэты, размышляющие о том, спасёт ли мир красота и «почему её обожествляют люди», решение этого вопроса представляет научный интерес ещё и для психологов и этологов.
Среди некоторых учёных бытует убеждение, что эстетическая оценка человека основана на культурном влиянии и его личных вкусах. Исследования антропологов, казалось бы, должны убедить, что красота — понятие относительное, стандарты её носят культурно-специфический характер и изменяются в зависимости от эпохи.
Так, у древних майя идеал красоты был несколько, на взгляд современного человека, асексуальным — длинное, овальное лицо, слегка раскосые глаза, мясистые губы и удлинённый нос с горбинкой. Народы экваториальной Африки поклонялись красоте блестящей эбеновой кожи. Монголы воспевали луноликих женщин с уплощенным носом, чёрными глазами и прямыми густыми чёрными волосами. Дамы при дворе Людовика XVI рисовали себе на шее и плечах голубые вены, чтобы подчеркнуть свою «голубую» кровь. Если вспоминать самые, скажем так, сомнительные представления о красоте женского тела, невозможно не упомянуть женщин-жирафов народа падаунг, которые вытягивают себе шеи с помощью специальных металлических колец.
Эволюционные же психологи связывают представления человека о красоте со способностью к выживанию и размножению. Современные исследования доказывают, что хотя индивидуальные и культурные различия в эстетической оценке важны, существуют определенные биометрические инварианты, объяснения которым можно найти в естественном отборе.
Золотое сечение
Повышенный интерес Льва Давидовича Ландау (1908–1968) к женскому полу известен. Будучи теоретиком по натуре, он всему создавал теории и классификации. Так он придумал свою классификацию женщин и мужчин. Женщины подразделялись на пять классов. В первые три класса входили внешне привлекательные женщины, которые подразделялись в зависимости от формы носа: курносые — хорошенькие, с прямым носом — красивые, все другие формы — интересные. Четвёртый класс назывался «выговор родителям», а пятый — «за повторение расстрел». Мужчин же Ландау делил на «душистов» (тех, кто превыше всего ценит в женщинах душу) и «красивистов», падких на женскую красоту. «Красивисты», в свою очередь, делились на «мордистов», для которых во внешности важнее лицо, и «фигуристов».
В глазах мужчин девушка привлекательна, если ее попа на треть шире талии. Как ни странно, это соотношение оказалось почти мировой константой. Фото (SXC license): Scott Snyder
Профессор Техасского университета в Остине Девендра Сингх (Devendra Singh), вероятно, относится к «фигуристам». Долгие годы Сингх изучал, насколько оценка привлекательности женщины зависит от отношения объёма талии к охвату бёдер (Waist-to-Hip ratio, WHR). Он внимательно изучил статистику и выяснил, что за последние шестьдесят лет отношение мужчин к женским пропорциям практически не изменилось. В ходе экспериментов Сингх установил, что студентам колледжа больше нравятся девушки с узкой талией (низкое значение WHR) — они кажутся им привлекательнее, здоровее. В третьем подходе Сингх опрашивал мужчин разных возрастов, от 25 до 85 лет, и получил тот же удивительный и необъяснимый результат.
В своих изысканиях Сингх был не одинок. Изучая, как относятся мужчины двух принципиально разных культур к формам девушек, профессор антропологии Гарвардского университета Френк Марлоу (Frank Marlowe) и двое его студентов обнаружили поразительную вещь. При всем различии конкретных параметров, WHR было примерно одинаковым. Оказалось, что мужчины действительно в целом рассматривали женщин с соотношением талии к бёдрам в пределах 0,68–0,72 как наиболее привлекательных, именно с женщинами этой группы они готовы были знакомиться в первую очередь.
WHR «идеальной» женщины должен быть около 0,70. Исследователи сходятся во мнении, что именно такие пропорции указывают мужчине на то, что таз его потенциальной избранницы достаточно широк, чтобы выносить ребёнка, а тонкая талия свидетельствует об отсутствии беременности на данный момент.
Красота — вопрос симметрии?
Для многих видов, включая стрекоз, плодовых мушек, ласточек и людей, при выборе полового партнёра, имеет значение симметрия его тела. Позвоночные животные за редким исключением обладают билатеральной симметрией — их правая и левая половины тела являются зеркальным отображением друг друга. Чем симметричнее тело конкретной особе, тем меньше было «сбоев» в работе ее генетической программы.
Один из методов оценки относительной симметрии тела — измерение флукутирующей асимметрии (fluctuating asymmetry, FA). FA подсчитывается с помощью измерения многих параметров — толщины лодыжки, запястья, руки в области локтя, длины уха. Подсчитывается разница между левой и правой стороной тела, результаты суммируются.
Профессор психологии Джудит Лаглуа (Judith H. Langlois) и Лори Роггман (Lori A. Roggman) в ходе своих экспериментов выяснили, что наиболее привлекательными людям кажутся «композитные» лица — созданные с помощью компьютера как среднее арифметическое лицо сотен людей и отличающиеся высокой симметричностью. Получается, что красивое лицо — это лицо симметричное, к тому же усредненное — с точки зрения положения и размера всех черт лица.
Сложно, однако, себе представить, как мужчина скажет о понравившейся ему девушке: «Надо же какая она красивая, вся такая симметричная!». Скорее всего, он не осознает, что девушка кажется ему привлекательной из-за своей симметричности, зато эту информацию получит и обработает его мозг. Некоторые эволюционные психологи настаивает, что в этом и есть смысл красоты, её функциональность — послать окружающим мужчинам сообщение «Я здорова, плодовита и могу передавать твои гены».
И тут в ход идут все средства — общая плавность очертаний тела и округлые груди свидетельствуют о достаточном уровне в крови эстрогенов и необходимого количества гипоидного жира, гарантирующего успешность беременности и год последующей лактации. Чистая розовая кожа свидетельствует о правильном питании, ухоженные богатые волосы также выступают гарантом хорошего здоровья их обладательницы. Красота — это не только страшная сила, но и своеобразный знак качества.
Какой у вас потенциал?
Объяснения различным у мужчин и женщин критериям физической привлекательности даются разные. Одни авторы полагают, что эволюция предрасполагает мужчину восхищаться женскими чертами, которые ассоциируются у него с юностью и здоровьем, и, стало быть, хорошим репродуктивным потенциалом. Так, в статье «Парадоксы предпочтений в выборе супруга и естественный отбор» («A paradox of human mate preferences and natural selection») рассказывается о том, что индийские мужчины предпочитают женщин со светлой кожей — это вызывает у них ассоциации с молодостью. Женщину же эволюция предрасполагает ценить те мужские черты, которые свидетельствуют о его способности быть защитником и добытчиком.
Другие учёные, например Майкл Каннингэм (Michael R. Cunningham) или Кэролин Китинг (Caroline Keating), ищут историческое объяснение во многовековом подавлении женщин мужчинами. Поскольку мужчины всегда (за исключением, быть может, кратких периодов матриархата) были наделены большей властью, они считают более привлекательными женщин, во внешности которых есть что-то «детское» — большие глаза, миниатюрная фигура. Их вид свидетельствует о готовности покориться сильному и властному «повелителю». Мужчины же кажутся более привлекательными для женщин, когда их лица и поведение говорят о властности и социальной зрелости.
Известный российский антрополог, доктор исторических наук Мария Львовна Бутовская в своей книге «Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции» приводит мнение авторитетных исследователей, профессора этологии Кембриджского университета (Cambridge University) Патрика Бейтсона (Patrick Bateson) и профессора Кита Кендрика (Keith Kendrick), которые уверены, что не последнюю роль в оценке внешней привлекательности играет ранний опыт фиксации образа родителей противоположного пола. Феномен фенотипического предпочтения описан у многих животных и птиц, и, вероятно, имеет место в человеческом обществе. В ряде исследований было показано, что дочери пожилых отцов часто выбирают себе мужьей, значительно превосходящих их по возрасту, а дети от межрасовых браков чаще вступали в браки с партнёрами той же расы, к которой принадлежали родители противоположного им пола.
Тенденция к предпочтению потенциальных половых партнёров с более привычной, знакомой внешностью может отражать общую универсальную установку человека — реагировать положительно на знакомые стимулы, а черты родительской внешности как раз и попадают в категорию таковых.
Звёздный час Золушки
В действительности же красота для женщины является хоть и важным, но не единственным фактором, определяющим её успешное замужество и последующее счастье в браке. Само признание факта внешней привлекательности женщины не даёт ей никаких гарантий.
Когда знакомство уже состоялось и начинается активное общение, на первый план постепенно выходят другие показатели, связанные с чертами характера. Заботливые, добрые, преданные женщины начинают казаться красивее, а неуравновешенные и раздражительные особы быстро теряют свою привлекательность.
В 2004 году известный американский антрополог профессор факультета антропологии университета штата Нью-Йорк в Бингхэмтоне (State University of New York at Binghamton) Дэвид Уилсон (David Sloan Wilson) в соавторстве со своим студентом Кевином Ниффином (Kevin M. Kniffin) опубликовал в журнале «Эволюция и поведение человека» («Evolution and Human Behaviour») результаты исследования, позволяющего предположить, что восприятие физической красоты существенным образом зависит от личностных характеристик человека.
В ходе эксперимента они попросили группу оценить внешность своих однокурсников в первый день занятий (студенты видели друг друга впервые) и затем провели повторные опросы после того, как студенты провели вместе шесть недель на археологических раскопках. Оказалось, что конечная оценка женской привлекательности со стороны мужчин лишь на 62% определялась исходным рейтингом женской привлекательности. Остальные 38% «добирались» личными качествами женщины — чувством юмора, активностью, умением прийти на помощь. Стремительно набирали очки девушки, зарекомендовавшие себя с положительной стороны в ходе совместной работы, хотя при первом опросе они не привлекали особого внимания однокурсников.
Неутешительны для красавиц и результаты изысканий Дэвида Басса (David Buss) — профессора психологии Техасского университета в Остине (The University of Texas at Austin) Исследовав 37 культур, он пришёл к выводу, физическую привлекательность мужчины ценят, в первую очередь, в кратковременных отношениях. Самыми важными же качествами потенциальной долговременной спутницы они считают доброту, понимание и интеллект.