Россия и НАТО: замороженный конфликт
Президенту Бараку Обаме почти нечего предъявить в подтверждение своей грандиозной внешнеполитической идеи конструктивного взаимодействия. Попытки заставить Израиль и Палестину сесть за стол переговоров зашли в тупик. Иран отверг весьма изобретательное предложение об обогащении своего урана за рубежом и идет прямо в направлении новой серии санкций ООН. Обама решил пойти в противоположном направлении в Афганистане, направив туда дополнительные войска. После возвышенных надежд и высокопарной риторики, которой были пропитаны его речи, все, похоже, возвращается на круги своя. Единственное светлое пятно на горизонте - это перезагрузка отношений Америки с Россией.
Официальные представители сторон в Женеве упорно работают над тем, чтобы создать замену Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), срок действия которого истек 5 декабря. А вчера мы узнали, что они начали похожие переговоры о сдерживании кибернетической войны и укреплении безопасности в Интернете. Скоро мы увидим, поддержит ли Россия новый набор санкций ООН против Ирана, или она просто позволит Китаю взять на себя инициативу и добиться их смягчения. Россия традиционно относится к Ирану как к надежному соседу, хотя в московских кругах кое-кто втайне недоволен отказом Тегерана от обогащения урана за рубежом, которое планировалось осуществлять на российских предприятиях. Но в целом сегодня американским переговорщикам удается добиваться на переговорах со своими российскими коллегами большего, нежели во времена Джорджа Буша. Похоже, кнопка перезагрузки все же работает.
Увы, но этого нельзя сказать о взаимоотношениях России с Европой, которая, по словам одного дипломата, страдает от "ревности к перезагрузке". Запад с прохладцей отреагировал на последнее российское предложение о заключении нового пакта евроатлантической безопасности, который предусматривает ограничения в применении силы подписавшими его сторонами, а также создание нового механизма урегулирования конфликтов. Британия отреагировала на него заявлением о том, что существующие структуры, такие как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), работают вполне нормально, хотя возможности для совершенствования этой работы все же есть.
Основу для такого отношения создают диаметрально противоположные взгляды сторон. Россия видит в НАТО военную организацию, чье расширение в восточном направлении было резко остановлено ответными военными действиями России в Южной Осетии в прошлом году. Сейчас Россия хочет получить имеющие обязательную юридическую силу гарантии того, что НАТО никогда не примет в свои ряды Грузию и Украину. Почему имеющие обязательную силу? Потому что, как говорит Россия, западные лидеры слишком часто обманывали ее в прошлом. Хотя неофициально все признают, что вопрос о членстве этих стран в НАТО еще долго не будет стоять в повестке, западные дипломаты отказываются признать это открыто. Поступить так - значит признать, что у России есть право вето на самостоятельные решения независимых государств. Результат таков: хотя на встречах Совета Россия-НАТО и предпринимаются скромные шаги (скажем, договоренность о модернизации российских вертолетов), Россия провела жирную красную черту в планах расширения НАТО, в судьбе режима контроля обычных вооружений в Европе, а также в вопросе приближения военной инфраструктуры НАТО к российским границам - и эта черта остается такой же жирной и красной, как и раньше.
Как мы все хорошо знаем, вечно замороженных конфликтов не бывает. Южная Осетия подтвердила это очень наглядно. Поэтому та напряженность, которая после окончания "холодной войны" возникла у России в отношениях с НАТО и расширенной Европой, грозит вылиться в очередной региональный кризис. Один из них - Нагорный Карабах, а второй - Приднестровье. Сталкиваясь с этими кризисами, трудно утверждать, что нет никакой необходимости в переменах в деятельности организаций, регулирующих вопросы безопасности в Европе. Во-первых, в Европе остаются еще спорные границы, и этот вопрос требует решения. Во-вторых, треть населения Европы живет за пределами территории НАТО. И в-третьих, сложившаяся ситуация может очень быстро ухудшиться. И хотя Россия не имеет права указывать Украине, в какие альянсы ей вступать, НАТО тоже не может расширяться как прежде, игнорируя интересы безопасности России. Европе действительно нужна новая архитектура безопасности, если она хочет оставить "холодную войну" позади.
"The Guardian", Великобритания