Россия сталкивается с развалом "моногородов"

15.06.2009 в 15:55

ИноСМИ

 

4 июня премьер-министр Владимир Путин отправился в небольшой город Пикалево, расположенный в 200 километрах от Санкт-Петербурга и ставший жертвой ужасающей экономической ситуации. В феврале три независимых производственных предприятия, являвшихся оплотом местной экономики, прекратили свою работу, оставив несколько тысяч жителей без работы и со значительными задолженностями по зарплате. В драматическом представлении, транслировавшемся по телевидению, сердитый и лаконичный Путин приказал владельцам предприятий, включая Олега Дерипаску, немедленно выплатить задолженности по зарплате, скооперироваться и вновь запустить производство.

Развал моногородов. Пиколево - это типичный российский "моногород" с крайней хрупкой экономической ситуацией -- эти маленькие города зависят от одного или нескольких производственных предприятий. По некоторым оценкам, в подобных поселениях, которые часто строились в советские времена, чтобы в полной мере воспользоваться местными ресурсами, живут до 25 миллионов людей. У советских планироващиков не было никаких причин продвигать диверсификацию местных экономик, и эти города вошли в рыночную экономику, будучи крайне уязвимыми для скачков цен на производимую ими продукцию.

Как показывает опыт Пикалево, падение цен на сырьевые товары, произошедшее во второй половине 2008 года, возымело ужасающий эффект:
       
--Завод Дерипаски производит глинозем, являющийся сырьем для производства алюминия, чья цена за прошедший год упала более чем на 50 процентов.

--В августе 2008 года, компания Дерипаски "Базовый элемент" решила прекратить производство глинозема и переоборудовать завод в Пикалево под производство цемента. Это решение возымело разрушительные последствия для двух других заводов города, которые были построены для производства цемента и химической продукции из отходов глиноземного производства.

Увольнения, принудительные отпуска и невыплаченные зарплаты заставили рабочих нуждаться и даже голодать. Они ответили на это активными попытками привлечь к себе внимание региональных и федеральных властей. И президент Дмитрий Медведев и специальные слушания в Думе рассмотрели проблемы Пикалево и дали владельцам заводов указания прийти к рабочему соглашению. Однако, эти предписания не возымели никакого эффекта, и рабочие начали устраивать акции протеста. Их кульминацией стала блокада главного регионального шоссе, произошедшая 3 июня и приведшая к созданию пробки длиной в несколько сотен километров.

Вмешательство Путина. Путин приехал в Пикалево на следующий день. В рассчитаном на публику политическом представлении, он разбранил владельцев заводов за то, что те пожертвовали интересами рабочих в угоду жадности и позабыли о "социальной ответственности" бизнеса. Что самое замечательное, он приказал откровенно расстроенному Дерипаске подписать контракт на поставку сырья для возобновления производства глинозема. Тем не менее, условия, навязанные Путиным владельцам заводов, оказались гораздо мягче, чем подсказывали его жесткие слова, и государство предоставило им значительные субсидии, призванные облегчить возобновление производства.

Общественное недовольство. Вмешательство Путина в ситуацию в Пикалево отражает серьезность, с которой режим рассматривает опасность общественного недовольства. Это беспокойство имеет под собой все основания. Было бы неправильно предположить, что после опыта 1990-х годов, российские рабочие будут бездействовать перед лицом невыплаченных зарплат и растущей безработицы. Благосостояние 2000-х годов делает недовольство и протесты более вероятными в ситуации текущего кризиса. Благоприятные экономические обстоятельтсва и активные уговоры со стороны правительства и рекламодателей стали поощрением для россиян приобрести не только финансовые обязательства в виде ипотечных и потребительских кредитов, но и личные - что отражено в растущем уровне рождаемости. Невозможность выполнять эти обязательство приведет к разочарованию и гневу.

Скорее всего, отголоски событий в Пикалево будут значительными. Хотя Москва очевидно надеется избежать дальнейших протестов, заставляя бизнес принять на себя большую долю социального обеспечения для рабочих моногородов, многие компании не смогут или не захотят взять на себя эту нагрузку. В этом случае действия Путина могут подтолкнуть рабочих к тем самым протестам, которых он так хотел избежать.

 

"Forbes", США

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив