Луценко рассказал, что будет на дорогах после повышения штрафов
Луценко рассказал, что будет на дорогах после повышения штрафов
После того как парламент в разы поднял штрафы за нарушение Правил дорожного движения (ПДД), Корреспондент встретился с министром внутренних дел Юрием Луценко, чтобы понять, как это новшество повлияет на украинских водителей и пешеходов.
- Если сравнивать с другими странами, насколько увеличились штрафы в Украине?
- Штрафы в новом украинском законе не достигли уровня штрафов европейского и даже российского.
- Почему?
- Наш законодатель милостивый.
- Потому что сам ездит?
- Не только. Очевидно, это расчет материального положения большинства водителей, для которых штраф 500-700 грн., а тем более 2.500-3.600 вполне ощутим.
- Повышенные штрафы - повышенные взятки...
- Давайте говорить честно: да, взятки имеют место быть. ГАИ точно такое же, как и украинское общество. ГАИ не смогло бы взять, если бы не давали, иногда даже всовывали.
Но если сегодня 50-ю гривнями откупаются на дорогах, с ужесточением наказания будет столько же, но в баксах. Безусловно, это незаконно, и мы с этим будем бороться, но ответ очень простой: не хочешь быть жертвой взяточничества, не нарушай ПДД.
С 1 января ГАИ перейдет на контрактную форму несения службы, в которой будет зарплата от 4 тыс. грн., упрощенный режим отстранения от исполнения обязанностей в случае заявлений и подтверждения грубых нарушений. Акцентирую - заявлений и подтверждений. Любой, кто предъявит нам диктофонную запись или свидетеля, - мы будем ему только благодарны за очищение наших рядов от хамов, коррупционеров. Еще одна вещь: в контракте будет предусмотрен максимум наличных, которые имеет право иметь при себе работник милиции. Эта норма есть во многих странах, и она оправдала себя.
- Главное юруправление ВР сделало ряд замечаний к закону, в частности, отметило, что, пока нет единой базы ГАИ и исполнительной службы, проконтролировать исполнение штрафов невозможно...
- Новый закон предусматривает создание автоматизированной системы. На это нужно время. Но из-за этого откладывать проблему наведения порядка на дорогах еще на несколько лет - безумство. Штрафы будут взимать, как и раньше, через действующую исполнительную службу. Потому что штрафы уже не 17 грн., за которыми исполнитель не пойдет. А штрафы, например, за пьянку за рулем 2.5 тыс. или около 500 грн. за отсутствие обязательной страховки - реальная цель для службы. Второй механизм сбора штрафов - проверка уплаты при прохождении техосмотра. В течение года мы планируем развернуть первую очередь автоматизированной системы, и у каждого патруля будет доступ к базам данных. Тогда при любой остановке им нарушителей инспекторы будут видеть, заплатил он раньше штраф или нет.
- У гаишников самый простой и любимый метод сравнительно честного отъема денег у населения - затаиться в укромном месте за знаком ограничения скорости и ловить на пушку. От этого удастся избавиться?
- А вы заметили, что в новом законе нет наказания за превышение скорости на 20 км/ч? Эти злополучные 20 км/ч достаточно часто искусственные. А превышение на 40-50 км/ч - уже очевидное нарушение. И, с моей точки зрения, он должен стоять за тем знаком, но только с видеокамерой.
- Кажется, они все там будут стоять за знаком, вместо того чтобы находиться на сложных перекрестках, к примеру.
- Поставить работника ГАИ даже в столице на каждом перекрестке теоретически невозможно. А раз нет контроля, то нарушителя тянет на место безответственности. Выход есть - видеофиксация. За этот год мы зафиксировали 600 тыс. нарушений ПДД - это без применения видеотехники. С техникой это число увеличится в десятки раз. И эти цифры взяты не с потолка: мы в столице ставили камеры на оживленной автотрассе, и буквально за несколько часов техника фиксировала 300-400, даже 600 нарушений. То, что новый закон дает возможность признавать фото- и видеофиксацию доказательством, - самый принципиальный момент. Он обеспечит объективность вне зависимости от того, кто за рулем, на какой машине, каким удостоверением размахивает.
Согласно новому закону, 50% штрафов пойдет в местные бюджеты. У нас с ними есть предварительная договоренность, что эти деньги будут идти на закупку новой видеотехники [для наведения порядка на дорогах].
- Применение админареста и общественных работ - реальная перспектива?
- Общественные работы будут лазейкой для уклонения от ответственности. Вы знаете, что любой из серьезных чиновников возьмет справку в исполкоме или у кума, что он покрасил забор, и на этом все закончится. Мне это не нравится. К счастью, в законе предусмотрено "или". Конечно, было бы интересно посмотреть, как [мэр Киева Леонид] Черновецкий красит ж/д вокзал за то, что незаконно с мигалками ездит по улицам, но боюсь, что его зам выпишет ему справку, что он уже это сделал. В данном случае, мне кажется, вопреки схожести [этого вида наказаний] на европейскую практику, у нас это не будет выполняться.
- Картина, которую видим каждый день: пара машин "поцеловалась" на дороге, ничего существенного, но ГАИ приходится ждать часами. В итоге - огромная пробка.
- Это люди, которые хотят ждать ГАИ. На самом деле это необязательно: водители могут сами составить акт о признании вины во время ДТП, поставить в известность ГАИ по телефону и ехать дальше. Такая норма есть, но люди ментально опасаются, что потом будут проблемы со страховой.
Мы взяли проблему под свой контроль и заявляем, что будем наказывать те страховые, которые не признают законного упрощенного режима фиксации ДТП. Глянем на сводку: сегодня 27 тыс. нарушений за сутки, 1.125 в нетрезвом состоянии, 937 выездов для оформления ДТП, из них 180 - с потерпевшими. То есть 757 - лишние выезды, 757 раз работники ГАИ занимались тем, чем, по идее, должны были заниматься между собой участники движения.
- А когда будут применяться эти санкции к страховым компаниям?
- Законом это пока не предусмотрено. Сегодня мы можем лишь давить на них всеми способами. Насколько я понимаю, они достаточно серьезно заинтересованы в сотрудничестве с нами при проверке [сотрудниками ГАИ] наличия [обязательной] страховки. Мы будем от них требовать аналогичного отношения к проблемам ДТП.
- Один человек может реформировать ГАИ?
- Нет. Я не уменьшаю роли первого лица ведомства, но и не преувеличиваю. Особенно сейчас, когда министры меняются в стране быстрее, чем инспекторы на вашем перекрестке.