Комичный бедуин оказался банальным преступником
Комичный бедуин оказался банальным преступником
Режим Ливийской Джамахирии, оказавшийся на грани крушения, объявил полномасштабную и беспощадную войну собственному народу: вертолеты и истребители несут смерть демонстрантам в Триполи, сообщают СМИ. Ливийские дипломаты дистанцируются от Каддафи. На Западе звучат призывы к США и ООН мобилизоваться и остановить бойню.
Народ Ливии объединился в отчаянном сражении, сообщает Чечилия Зеккинелли в газете Corriere della Sera. Даже туареги и тебу на юге и берберы Джебель-Нефуза выступили против Каддафи, следуя примеру более крупных племен.
"Сменивший своего сбежавшего или укрывшегося где-то в Ливии отца Саиф Каддафи приказал вчера истребительной авиации расстрелять с воздуха и нанести бомбовые удары по огромной манифестации в Триполи. Наемники всех мастей вышли на улицы. Повсюду снайперы: по сообщениям, десятки протестующих погибли, убивали даже женщин, находившихся на балконах. Воздушные удары наносились также по городам Эз-Завия и Мисурата. Электричество и вода отключены, не хватает еды и медикаментов. Телефонная связь не функционирует", - говорится в статье.
Заместитель представителя Ливии при ООН Ибрагим Дабаши назвал происходящее геноцидом и преступлением против человечности и призвал судить Каддафи, сообщает корреспондент.
"Невозможно отследить все детали происходящего: из Бенгази пришло сообщение о сотнях трупов в общей могиле, среди них - тела взбунтовавшихся солдат", - говорится далее. Лига арабских государств собирается сегодня на чрезвычайную сессию, Запад призывает прекратить геноцид. Но Саиф аль-Ислам стоит на своем, хотя и заявляет, что авиаудары наносились лишь по "оружейным складам" в пригородах".
Военные играют важную роль в ливийских событиях: одни выступают на стороне народа, другие остаются верными режиму, пишет корреспондент La Repubblica. "Как и во всех режимах, в которых доминирующую роль играет диктатура или харизматичный лидер, со временем превратившийся в сатрапа, и в революции в Джамахирии в конечном итоге военные будут играть решающую роль", - утверждает автор.
Сообщения, которые приходят из Бенгази, подтверждают факт массового дезертирства солдат. Их выбор продемонстрировал, что и среди военных распространено стремление к переменам. Ходят упорные слухи о самом важном дезертире - заместителе начальника генерального штаба эль-Махди эль-Араби. Достоверные источники рассказывают о сведении счетов между Революционными комитетами, все еще хранящими верность полковнику, и военными, последователями эль-Махди. Раскололась и мощная секретная служба Каддафи. Жестокая война продолжается, пишет издание.
События в Ливии приняли такой оборот, что можно ожидать отречения, бегства Каддафи или еще более радикальных событий; в любом случае, прежней ситуация уже не будет, убежден автор редакционной статьи в испанской El País. Жестокость репрессий создала непреодолимую пропасть между народом и режимом, чьи генералы готовы идти вперед, даже стреляя в своих соотечественников.
ЕС как всегда ограничился обычным морализаторством, а сын и преемник диктатора Саиф Каддафи продемонстрировал высшую степень политической испорченности, заявив по телевидению, что режим "до последней пули" будет бороться с "мятежными элементами". "Это зловещее послание - свидетельство слабости власти, у которой, как показывают события, нет альтернативы террору", - констатирует газета. Как тунисский торговец фруктами, сжегший себя 17 декабря, не мог предполагать, что разожжет всепожирающий огонь, так сегодня никто не может предсказать, какими станут Ливия и весь регион в результате пробуждения социальных сил. Однако арабское пробуждение - уже исторический факт, и остановить его невозможно, резюмирует издание.
В статье для The Wall Street Journal Пол Вулфовиц, в прошлом - заместитель министра обороны США, дает характеристику реакции американских властей на восстание в Ливии и перечисляет шаги, которые следовало бы предпринять Белому дому. Вулфовиц в целом недоволен публичными оценками событий в Ливии, он сетует, что только в понедельник последовало "мощное, хоть и запоздалое" заявление от главы Госдепа, однако и на этот раз Клинтон не стала призывать к "скорейшей передаче власти", как это произошло в случае с Египтом.
"Ясное выражение поддержки со стороны США было бы знаменательно само по себе. Но ситуация требует срочных мер, а не просто улучшения риторики", - пишет он, предлагая наладить поставки в Ливию необходимых товаров, прежде всего медикаментов, и стимулировать частные пожертвования; добиваться временного прекращения членства Ливии в Совете по правам человека ООН; расследовать "правдоподобные утверждения", что сотрудники ливийского посольства "грозятся заставить ливийских студентов в США участвовать в демонстрациях в поддержку режима в Вашингтоне", а также "слухи, что приближенные тунисского диктатора Бен Али отправляют в Ливию наемников"; "сломить коммуникационную блокаду" - вплоть до раздачи сим-карт; наконец, провести через Совбез ООН программу действий по прекращению массовых убийств.
Действия Муаммара Каддафи автор публикации называет "бесчеловечной буффонадой". "США должны определиться и принять сторону ливийского народа - и наших принципов и ценностей. Чем дольше длится нынешняя бойня, тем хуже будут последствия", - заключает Вулфовиц.
Диктатор сбросил маску, пишет Рихард Херцингер на сайте газеты Die Welt. Запад вечно позволял Каддафи и его семейному клану дурачить и шантажировать себя, вознаграждая за "милостивые уступки" выгодными экономическими сделками и блестящими приемами в европейских столицах. Благодаря его частым - сколь гротесковым, столь же и циничным - самодемонстрациям и инсценировкам, выступлениям в костюме бедуина или в опереточной униформе в окружении живописного отряда женщин-телохранителей Каддафи приобрел в глазах западной общественности репутацию "комичной поп-иконы постмодерна", полагает автор.
Полковника Каддафи, изначально являвшегося арабским националистом с социалистической фразеологией, вплоть до 1990-х годов превозносили многие левые (и правые радикалы типа Йорга Хайдера) как символ "антиимпериалистического" сопротивления, говорится в статье. И вот теперь он обнажает себя банальным преступником, предводителем банды кровавого террористического режима. Если он вновь сможет избежать гнева собственного, им же ограбленного народа, то у Запада больше не останется отговорок для оправдания этого "двусмысленно сообщничества", заключает Херцингер.
Беспорядки в Ливии привели к росту цен на нефть, сообщает Frankfurter Allgemeine Zeitung. Цена на нефть марки Brent составила 105 долларов за баррель, достигнув уровня сентября 2008 года. Американская марка WTI торговалась за 91 доллар. Ливия не играет на нефтяных рынках такой роли, как, к примеру, Саудовская Аравия, но является весьма значительным поставщиком для Европы, поясняет издание.
Большую аналитическую статью об экономических перспективах "новых демократий" Ближнего Востока и Северной Африки публикует The Financial Times. "Арабская весна" не увидит экономического бума, утверждает Арвинд Субраманиан, старший научный сотрудник американского Института международной экономики им. Петерсона и Центра глобального развития. Тому виной - ренты, "легкие деньги, незаработанное богатство, которое достается государству без особых усилий. На Ближнем Востоке это в основном нефть". У Египта есть также множество других ресурсов, которыми он может подпитываться: щедрые потоки помощи из-за границы, Суэцкий канал и история территории. "Туризм - это привлечение путешественников пирамидами, а не мудрой политикой", - подчеркивает автор.
Даже если народы Ливии и Бахрейна последуют примеру Египта и Туниса в преодолении своих порочных политических систем, с них не сойдет проклятие рент, считает Субраманиан. Из-за значительных рент они не встанут перед необходимостью реформировать государственные институты, создавать благополучие в частном секторе, формировать легитимное налогообложение. Следствием будут: неудовлетворительное состояние сферы образования, ограниченность сферы приложения предпринимательского таланта, раздутая бюрократия, слабая юридическая поддержка прав собственности, препятствия для старта фирм, не связанных с правящими кругами режима, указывает эксперт. Без реформ частный сектор будет процветать только посредством связей с испорченным рентными платежами государством.
На этом фоне долгосрочные экономические перспективы этих возникающих ближневосточных демократических государств остаются мрачными, делает вывод автор, напоминая слова венесуэльского политика Переса Альфонсо, который однажды назвал нефть "экскрементами дьявола", поскольку она приносит беду экономике страны.