Доллар уже не хозяин положения
Доллар уже не хозяин положения
С каждым днем все больше соответствует действительности утверждение председателя КНР Ху Цзиньтао, сказавшего, что доллар как основной международной торговли «уходит в прошлое».
Перед началом своего официального визита в Китай в январе этого года в интервью газетам Washington Post и Wall Street Journal Ху Цзиньтао добавил, что его страна предпринимает шаги к тому, чтобы в большинстве торговых операций заменить доллар на юань, хотя «этот процесс может занять достаточно много времени».
Если совершить исторический экскурс в сравнительно недавнее прошлое, когда фунт стерлингов был международным платежным средством в XVIII, XIX и начале XX века, то мы увидим, что он перестал выполнять эту функцию из-за огромного дефицита, накопленного Британской Империей во время Первой и Второй мировых войн, а также стремительного укрепления позиций США в качестве новой мировой державы.
За последние 30 лет, Китай с его 1,3 миллиарда жителей, огромной территорией, ВВП в размере 5,75 триллионов долларов (благодаря которому он стал второй экономической державой мира) превратился в серьезного конкурента, чья денежная единица юань конкурирует на равных с долларом на международном рынке.
Вспомним, что со времен Бреттон-Вудских соглашений 1944 года США добились того, что доллар стал резервной валютой на земном шаре, а его стоимость обеспечивалась огромными золотыми запасами.
В 70-е годы Вашингтон достиг соглашения с ОПЕК, в соответствии с которым все торговые операции этого нефтяного картеля осуществлялись только с использованием долларов, в то время как США взяли на себя обязательство по перевооружению Саудовской Аравии и защите монархий района Персидского залива от возможных нападений и внутренних угроз.
Во времена правления Ричарда Никсона вашингтонские власти перестали привязывать стоимость доллара к своим золотым запасам и начали печатать свои денежные знаки направо и налево, буквально наводнив ими весь мир. При этом обеспечение их реальной стоимости всем достоянием страны-эмитента во внимание абсолютно не принималось.
Таким образом, обеспокоенность слабостью и будущим доллара, который США печатают без оглядки на какое-либо обеспечение золотыми запасами, привела к тому, что иностранные кредиторы стали искать альтернативы государственному долгу США, который они приобрели и в котором держат свои запасы.
В конце 2010 года валютные запасы Китая достигли 2,7 триллионов долларов, то есть, более 35% всех валютных запасов Земли. Один триллион долларов из китайских валютных запасов приходится на долговые обязательства казначейства США.
Разумеется, если бы Пекин перестал покупать долговые обязательства Казначейства, то произошло бы падение стоимости доллара, что повлекло бы за собой серьезные последствия для финансовой системы и мировой экономики, прежде всего для вышеупомянутых двух стран. Это совершено не вписывается в планы Пекина, поскольку именно на американский рынок идет основная часть его экспортных поставок.
При том, что их внешний долг превышает 13 триллионов долларов, для поддержания своего огромного объема импорта США необходимы ежедневные поступления миллиардов долларов из Китая, Японии, Южной Кореи и ряда нефтедобывающих арабских государств.
Обесценивание американской валюты, произошедшее в последние годы вследствие системного кризиса в США, его огромных расходов на войны в Ираке и Афганистане, снижения производительности и роста безработицы, среди прочих отрицательных факторов, привели к тому, что крупные международные банки все активнее выступают за использование юаня (и евро) в своих торговых сделках с Пекином.
В 2009 году Пекин запустил экспериментальную программу, в соответствии с которой китайским компаниям разрешалось использовать юань в своих внешнеторговых операциях.
Впоследствии китайские власти предприняли ряд мер, позволяющих частным и государственным организациям, таким как банки и производственные предприятия, а также местным китайским органам власти выпускать долговые обязательства, деноминированные в юанях. Это уже сделали такие широко представленные в Китае компании как McDonald's и Caterpillar.
Впервые в истории Всемирный Банк выпустил долговые обязательства, деноминированные в юанях, что подтверждает растущий вес Китая на мировых финансовых рынках.
Эмиссия достигла 76 миллионов юаней, что является серьезной заявкой на использование китайской валюты во всемирном масштабе.
Ценные бумаги в юанях выпустили и другие организации, такие, например, как Азиатский банк развития.
Британская газета Financial Times сообщает о том, что такие банки как Citigroup, HSBC, JP Morgan и испанский BBVA призывают свои компании, действующие в Азии, Северной Америке, Латинской Америке и Европе, использовать юани.
Китай, со своей стороны, позволяет соседним государствам осуществлять операции в своей собственной валюте, не конвертируя ее в евро или доллары, благодаря чему удается избежать колебаний обменных курсов.
В ноябре 2010 года Китай и Россия приняли решение отказаться от доллара и перейти к использованию своих собственных денежных единиц в двусторонней торговле, о чем заявили китайский премьер-министр Вэнь Цзябао и его российский коллега во время встречи в Санкт-Петербурге.
Прибегнув к дипломатической отговорке, чтобы избежать возможных трений с США, китайские эксперты заявили, что это нововведение не имеет своей целью подорвать позиции доллара, а направлено исключительно на защиту своих национальных экономик.
Вместо американских долларов эти две крупнейшие развивающиеся экономики будут использовать в двусторонних торговых соглашениях свои собственные денежные единицы.
За последние годы Пекин подписал многомиллионные соглашения с Бразилией и Аргентиной, в которых в качестве платежного средства фигурирует юань, а Перу и Чили выразили заинтересованность в том, чтобы присоединиться к этим договоренностям. Использование юаня распространилось также на Южную Корею, Малайзию, Белоруссию и Индонезию.
Другие государства стремятся свести к минимуму использование доллара в своих торговых операциях. Наглядным примером может служить Боливарианский союз народов Нашей Америки (ALBA), участники которого уже осуществляют часть своих сделок с помощью виртуальной денежной единицы СУКРЕ.
Иран дал разрешение на открытие нефтяного рынка, где торговые сделки совершаются в евро. Это стало одним из первых ударов по доллару. Исламская Республика зарегистрировала нефтяную биржу на острове Киш в Персидском заливе, где продает нефть за евро. Это пятая по значимости нефтяная биржа после нью-йоркской, лондонской, сингапурской и токийской.
Двумя годами ранее Сирия начала переводить свои запасы в евро. Центробанк ОАЭ конвертировал в евро 10% своих долларовых запасов. Их примеру последовала Венесуэла, которая также делает ставку на использование евро и китайских юаней. Швеция сократила свои долларовые запасы всего лишь до 20% и увеличила до 50% резервы в евро. Как сообщает газета «Правда», Центробанк РФ перевел в евро большую часть своих валютных запасов.
Похоже, все указывает на то, что в XXI веке доллар ждет та же самая судьба, которая в веке XX положила конец господству фунта стерлингов в качества главного платежного средства международных торговых операций.
Эдельберто Лопес Бланч, "Rebelion", Испания