Антиприватизатор
Источник: "Контракты"
Председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк считает, что бюджет-2008 можно выполнить и без приватизационных поступлений.
В интервью Контрактам Валентина Семенюк рассказала о том, что:
1) президент ее поддерживает, а премьер не пускает на заседания правительства
2) судьба приватизации-2008 зависит от Антимонопольного комитета
Долго ли вы еще будете работать на должности председателя ФГИУ?
- Не знаю, но по собственному желанию с поста не уйду, так как не хочу помогать Юлии Тимошенко выполнять свои обещания. Ведь борьба за Фонд разворачивается именно по этой причине. Тимошенко является главным претендентом на президентское кресло, и потому ей нужен этот плацдарм. Второй - кресло мэра Киева - захвачен, так как отставка Леонида Черновецкого уже проголосована. Сложения своих полномочий я не боюсь и прекрасно понимаю, что даже если депутаты за это не проголосуют, меня могут снять, применив другой обходной маневр. Сейчас Кабинет министров вносит на рассмотрение парламента законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты, которыми Высшему административному суду Украины разрешается увольнять должностных лиц. Предлагается прекращать решением суда государственную службу на основании ненадлежащего выполнения служебных обязанностей, то есть эти полномочия забирают у ВР, президента и членов правительства. Сегодня, если данный закон примут, то за мной в отставку по решению суда уйдут председатель СБУ, генпрокурор и многие другие.
Сомнительно, что президент подпишет такой закон.
- Возможно, но за него могут проголосовать члены НУ-НС.
Президент, отменив решение правительства о вашей отставке, поддержал вас именно с учетом такого отношения к премьеру?
- Президент уже во второй раз меня отстаивает: еще в 2005 году, когда я написала заявление об отставке, он ее не принял. Чтобы так действовать, находясь в одной коалиции, надо иметь большое мужество.
Министр транспорта и связи Иосиф Винский заявил, что вы все делаете наперекор правительству. Это так?
- Я работаю уже при четвертом правительстве и никогда не поступала подобным образом. При Кабмине Януковича я не завизировала продажу Укрречфлота, выступила против приватизации завод им. Патона, то же самое - при Еханурове.
Но вы с ними никогда публично не ссорились.
- Они уважали мою должность. На заседаниях под председательством и Еханурова, и Януковича я присутствовала постоянно, и ко мне прислушивались. Тимошенко в 2005 году приглашала меня на Кабмин, тем не менее, когда я заняла принципиальную позицию, не подписав передачу Лугансктепловоза Константину Жеваго, допуск на заседания был прекращен.
Тимошенко поручила вам преодолеть все препятствия на пути приватизации Одесского припортового завода. Вы выполнили данное поручение?
- Это напомнило 2005 год, когда поручение о приватизации того или иного объекта не регистрировалось даже в исходящей корреспонденции Кабмина. Поручения правительства иногда поступают ко мне сегодня на вчера.
Во время пребывания в Брюсселе премьер говорила, что в ближайшие три-четыре месяца будут проданы несколько крупных энергетических и химических предприятий. Имелись в виду облэнерго и Одесский припортовый завод. Это возможно?
- Нет, прежде всего потому, что продажа крупного объекта занимает приблизительно полгода. Когда дело касается объектов стратегического назначения, только 75 дней собираются заявки. Кроме того, президент своим указом приостановил приватизацию монополистов, энергетических предприятий и стратегического назначения. Сейчас мы, согласно указу президента, обратились в Антимонопольный комитет, чтобы он дал определение по приватизации предприятий стратегического назначения - Одесского припортового, Укртелекома. Как Комитет решит, так и будем действовать. Пока что затрудняюсь назвать первый объект, который будем готовить к продаже после разблокирования работы.
Если АМК согласится продать стратегические предприятия, вы будете противиться этому решению?
- Не думаю, что АМК так легко согласится. Например, тот же Одесский припортовый не изменил своего статуса: он был и остается монополистом.
То есть план приватизации в этом году выполнен не будет?
- Его составили по решению Кабмина, хотя, когда формировался бюджет, ФГИУ ставил показатель поступлений от приватизации на уровне 1 млрд грн. В Украине уже нет большого количества объектов продажи, кроме того, намного больше денег можно получить от эффективного управления собственностью. Например, от Укртелекома, но его выставил на продажу Иосиф Винский, который когда-то говорил, что социалисты не могут отвечать за приватизацию, и просил меня уйти в отставку. А сегодня он заявляет, что Укртелеком необходимо продать. Моя позиция, поддержанная президентом, - государство должно управлять собственностью. Наполнять бюджет необходимо за счет инвестиций в производство. Есть предложения иностранных инвесторов - им надо только дать возможность и условия.
То есть вы делаете все, чтобы сейчас ничего не продать?
- Такого не могу сказать. Я выполняю указ президента, жду ответа от АМК. Не понимаю, почему меня постоянно обвиняют: за все годы было приватизировано 78% госимущества и получено 17,9 млрд грн., я продала 0,8% имущества за три года и получила 29 млрд грн. В принципе есть рецепт, как бюджету обойтись без приватизации, - это хорошая работа таможни, налоговой и т. д. Но даже если бы я все продала, все обещания Юлии Владимировны не выполнила бы.
Вы блокировали в свое время продажу Криворожстали?
- Я сделала все, чтобы вернуть комбинат государству. Потом моими руками его захотели отдать частным инвесторам. Как можно было спокойно это воспринимать?
Вы говорили, что вам угрожают. Это правда?
- Да. Если стоят вопросы условий, от которых зависит результат приватизации, утвержу ли я его, - используют разные методы.
Может быть, в таком случае действительно, как предлагают депутаты НУ-НС, нужно лишить ФГИУ полномочий прописывать дополнительные условия?
- Дело не только в них - мы отвечаем за результат приватизации. Получается, что Кабмин определяет условия, продает объект, а виноватыми остаемся мы. Например, наши предложения по условиям продажи Одесского припортового, согласно которым должен был быть стратегический инвестор, отвергли, и сейчас предприятие может купить кто угодно.
Но если ограничить круг вероятных покупателей, цена будет ниже.
- Сегодня у нас есть 8 заявок, и все от посредников. Когда существовало наше условие, что должен быть промышленный инвестор, как указано в законе, имелось 12 вероятных покупателей. Не может правительство разбираться в тонкостях приватизации, а ФГИУ постоянно висит на крючке, пока не принят соответствующий закон (закон о ФГИУ. - Ред.). Хорошо, что Фонд находится под тройным контролем - Кабмина, президента и парламента. Указами президента приостанавливаются незаконные акты правительства.
Вернули ли Лугансктепловоз в государственную собственность, ведь Верховный Суд уже принял соответствующее решение?
- Сейчас мы направили обращение к РФ, чтобы подтвердить решение наших судов о возвращении данного объекта государству. Но, насколько мне известно, появились новые обстоятельства, и сейчас Трансмашхолдинг и Российские железные дороги подают в суд. Когда он состоится - неизвестно, мы еще не получили судебных распоряжений.
Первый заместитель председателя Специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Александр Бондарь рассказывал, что вы нарочно долго не регистрировали возврат акций НЗФ в государственную собственность. С Лугансктепловозом будет то же самое?
- В отношении Никопольского завода ферросплавов сценарий и режиссеры были те же самые, но исполнители другие. Регистрировать должна Комиссия по ценным бумагам, а решение суда выполняет исполнительная служба. Я делала все необходимое для того, чтобы оно было выполнено, однако не могу брать на себя функции этой службы.
Кабмин утвердил перечень из 14 объектов, которые подлежат продаже вместе с землей. Возможна ли ситуация, когда при наличии моратория на свободную продажу земель объекты будут покупать, разрушать, а землю использовать для собственных нужд?
- Когда речь пойдет о включении объекта в приватизационный список вместе с землей, мы будем готовить надлежащие условия конкурса. Каждая территориальная община утверждает план застройки, а мы в условиях конкурса прописываем - если новый собственник хочет переориентировать производство или на его месте выстроить новый объект, то он должен вынести его за пределы города и согласовать этот вопрос с общиной. Если покупателю нужна земля в центре города, то он купит землю за городской чертой и построит производство, а освобожденным участком будет распоряжаться по своему усмотрению. Таким образом мы убьем двух зайцев: очистим город, решим экологические вопросы, перенеся производство за его пределы, но при этом обеспечим определенное количество рабочих мест.