Акценты политики детства: Главное — снижение смертности, борьба с ВИЧ и туберкулезом

01.06.2010 в 11:27

День

 

Ровно 60 лет тому назад в мире начали отмечать Международный день защиты детей. Украина присоединилась к этой инициативе ООН в 1998 году. Именно в этот день власть и общество пытаются объединиться, чтобы решить проблемы детей. А недавно Кабинет Министров Украины подготовил проект «О подписании двухгодичных планов сотрудничества Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и правительства Украины на 2010—2011 годы». Главное, над чем будет работать наше правительство совместно с ЮНИСЕФ, — помощь детям, больным СПИДом и туберкулезом, снижение детской и материнской смертности, а также помощь семьям с детьми, которые попали в сложные жизненные обстоятельства. Это не первый опыт сотрудничества Украины с ООН в сфере защиты детей. Подробнее о положении, в котором в настоящее время растут наши дети, рассказала руководитель проектов по социальной политике и мониторингу представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине Наталия АСТАПОВА.

— Госпожа Астапова, какие реальные сдвиги и достижения у нас есть за последние 10 лет, в частности, со времени принятия Украиной Конвенции ООН по правам детей?

— В условиях становления молодого государства и экономического кризиса действительно много чего удалось сделать. Прежде всего — совершенствование системы опеки над детьми. Результаты блестящие: на 40% выросли показатели усыновления именно украинцами детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Количество детей в приемных семьях и детских домах семейного типа увеличилось почти в шесть раз (с 1182-х в 2004 году до 7035-х в первом квартале 2009 года). Еще одно достижение — рост размера социальной помощи при рождении и усыновлении ребенка. На высоком уровне остается доступ детей к среднему образованию (около 88%). Чувствуется прогресс в сфере предотвращения передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку — снижение показателя от 27% до 7%. Также принят Закон Украины «Об Общегосударственной программе «Национальный план действий относительно реализации Конвенции ООН о правах ребенка» до 2016 года. Это весомый шаг к внедрению системы защиты прав детей.

— С какими проблемами наши семьи сталкиваются чаще всего? Чему в первую очередь стоит уделять внимание?

— Среди ключевых проблем — бедность. По определению нашей организации, это не только финансовые лишения, но и невозможность доступа к социальным услугам, например таким, как образование, медицина и тому подобное. Так, по нашим исследованиям, у детей в селах меньший доступ к образованию, существуют проблемы посещения школы, когда дети вынуждены ежедневно преодолевать 6—7 километров пешком, потому что программа «Школьный автобус» сейчас не действует. Если брать за основу относительный (национальный) критерий, то у нас достаточно высокий показатель уровня бедности. Настораживает, что показатели не изменялись даже в условиях прежнего экономического роста. Скажем, в 2006 году в Украине было 35,3% семей с детьми, жившими за чертой бедности, в 2007 — 33,9%, в 2008 — 33,1%. То есть больше трети семей за чертой бедности — это недопустимо! В условиях кризиса эти показатели значительно повысятся. Сложная ситуация в многодетных семьях. Так, 42% семей с двумя детьми живет за чертой бедности, а особенную группу риска составляют семьи с четырьмя и более детьми, где за чертой бедности живет 76,4 % семей.

— И как можно помочь в данной ситуации?

— У нас есть достаточно большое количество социальных пособий и льгот, как денежных, так и неденежных, занимающих значительную часть госбюджета (5% ВВП), однако эти средства — мизер по сравнению с тем, сколько требует эта социальная сфера. Социальная помощь малообеспеченным семьям существует в виде доплат, однако, по нашим исследованиям, они уменьшают бедность только на 0,2%. То есть эта программа неэффективна, и тот потраченный один миллиард гривен все-таки стоит направить в другое русло. Согласно нашему анализу, комплексные пособия на рождение ребенка, беременность и роды, по уходу за ребенком до 3-х лет и другие значительно больше помогают семьям и уменьшают уровень бедности. Конечно, здесь играет роль размер пособия. Не нужно идти путем увеличения размера социальной помощи, лучше пересмотреть эффективность каждой из них и оптимизировать их. Отдельное внимание следует обратить на весьма уязвимую категорию — детей с особенными потребностями.

— Невзирая на это, сегодня помощь для семей с детьми-инвалидами и детьми с особенными потребностями незначительна. Как можно увеличить их социальные гарантии?

— Состояние защиты семей, воспитывающих детей с особенными потребностями, — абсолютно неадекватно. Выделенных государством средств не только не хватает на лекарства, но и на элементарную жизнь. Поэтому мы предлагаем в ближайшее время осуществить пересмотр уже существующих пособий, чтобы перераспределить и высвободить для детей-инвалидов достойную социальную защиту. Сегодня изучается, чем именно нужно обеспечить такие семьи и найти источники финансирования. Конечно, должны быть отменены адресные пособия, когда специалисты в кабинетах определяют, что нужно родителям в их уходе за больным ребенком. Это для нас приоритет. Мировая практика показывает, что такие пособия достаточно действенны при условии, если эти средства выделяются в значительной степени и на усмотрение семьи.

— Чем в общем болеют наши дети? Какие тенденции более всего настораживают?

— По нашим исследованиям, количество условно здоровых людей с 1990 года снизилось с 62% до 24,3%(!) на 2007 год. Никаких системных нововведений в этой сфере во времена независимости так и не состоялось. Из-за хронического недофинансирования украинская медицина полностью разрушена. Особенно это касается сельской медицины. Например, если в 1991 году примерно в 6% сел были участковые больницы, то уже в 2005 году это количество сократилось вдвое. Согласно данным Центра медицинской статистики Минздрава, с 1990 года наши дети начали болеть неестественными для детского возраста болезнями, например, болезнями органов дыхания, на долю которых в 2008 пришлось 63,9% из общего числа заболеваний. Значительная часть — это болезни крови и кроветворных органов, органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы. Больше всего беспокоят современные заболевания нервной системы, а также высокий уровень детской инвалидности. Рост инвалидности наблюдался с 1999 года по 2004 год, тогда количество таких детей выросло в 1/4 раза и уже на 2007 год составляло 170 тыс.

— Насколько сегодня актуальна проблема ВИЧ/СПИДа среди детей?

— Украина является первой в Европе по распространению ВИЧ/СПИДа. Со времени объявления эпидемии в 1987 году от ВИЧ-позитивных матерей родилось 22 тыс. детей, из них почти две тысячи также ВИЧ-позитивны. А 25% ВИЧ-позитивных — это молодежь в возрасте 25 лет. Сегодня в Украине действует национальная программа по вертикальной трансмиссии. К сожалению, она не охватывает всю Украину и все слои населения. Эта проблема генерализируется, то есть риск заразиться достаточно высок у каждого. Лечение достаточно дорогое, а что касается государственной помощи, то она выделяется по остаточному принципу. В соответствии с утвержденными планами-мероприятиями по выполнению в 2010 году Общегосударственной программы госбюджетом предусмотрено 900 млн. грн.

— Вы приводите высокие показатели роста национального усыновления, и здесь судьбу ребенка можно более-менее проследить. Как быть с иностранными усыновителями, когда украинские дети выезжают за границу тысячами и теряются в мире?

— Это действительно острая проблема, потому что количество детей-сирот, усыновляемых зарубежными гражданами, достаточно значительное (2008 год — 1587 детей). ЮНИСЕФ дважды предоставлял Верховной Раде документы на подписание Гаагской конвенцией о правах детей, усыновленных иностранцами, и дважды мы получили мораторий в ответ, что очень настораживает. Остается загадкой, почему депутаты не поддерживают эту конвенцию, как собственно и категорически отбрасывают статью о внедрении ювенального правосудия, то есть о защите прав несовершеннолетних нарушителей закона. Внедрение ювенального правосудия должно происходить как реформа всей судебной системы над детьми, чтобы оно кардинально отличалось от правосудия над взрослыми. Это бы содействовало особому отношению к ребенку в процессе следствия, без нанесения ему дополнительных травм, а также принятию правильного приговора и его соблюдению. Понятно, что сквозь призму детского мира преступление расценивается вовсе не так, как в сознании взрослого. Вспомним хотя бы случай в «Артеке», когда, невзирая на все законы, сразу были разглашены имена пострадавших детей.

 

Юлия ЛИТВИН

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив