Украина - страна глубоких разногласий
Часто можно услышать, что Украина – это страна, разделенная на восток и запад. Габриэль Гейтхауз (корреспондент Би-Би-Си) взялся исследовать политический раскол, который до сих пор существенно ощущается среди украинского народа.
Недавно я посетил Львов. Прогуливаясь рыночком этого западного города, в одной из антикварных лавок среди типичных бюстов Сталина и нагрудных знаков с изображением серпа и молота я увидел немецкий крест.
Крест был со свастикой в центре, а когда я взял его в руки, он оказался полностью черным и неимоверно тяжелым. Признаюсь, у меня аж мурашки по спине пробежали.
Когда сталкиваешься вот так неожиданно с настоящим кусочком нацистской истории, внутри моментально звенит тревожный звоночек.
Позже я заметил, что такие «кусочки» встречаются сплошь и рядом: медали, значки, пряжки от ремней и т.д.
Правда, я не нашел ни одного отдельного магазинчика или лавки, торгующей исключительно неонацистским антиквариатом. Все они продавались вперемешку с польскими и советскими безделушками.
Глубокие разногласия
Местные жители могут рассказать о типичных жителях Львова 20-го века. Рожденные во времена Австро-Венгерской Империи, выросшие в Польше, женившиеся и вышедшие замуж под гнетом нацистов, родившие детей в СССР и состарившиеся в независимой Украине, эти люди никогда не покидали свой город.
Два столкновения с тоталитарным режимом – советским и нацистским – оставили свой основной отпечаток на разногласиях в народе.
Возле вокзала стоит огромный бронзовый памятник, сооруженный 2 года назад Сепану Бандере.
Здесь, на западной Украине, этого человека считают национальным героем.
Бандера стал лидером партизанского восстания против советского режима. Напады продолжались до 50-х годов 20-го века. В 1959 году в Мюнхене он был убит сотрудниками КГБ.
С самого начала войны Бандера пытался всячески сотрудничать с нацистами, стремясь дать Украине независимость.
Когда же он понял, что независимость Украины не входит в планы Гитлера, Бандера отступил и провел почти всю войну в концлагере немцев.
Однако другие украинские националисты активно сотрудничали с немцами, некоторые даже вступили в ряды СС.
Москва считала Бандеру нацистом и предателем. Мнение не поменялось до сих пор, как в России, так и на востоке Украины.
Сам же памятник очень сильно напоминает по стилю монумент Ленину, который стоит во многих городах страны.
Есть даже мнение, будто из той бронзы, из которой отлит памятник Бандере, когда-то был отлит монумент Ленину. На западе Украины многие из них были сплавлены еще в начале 90-х.
Я приехал сюда, чтобы встретиться с Александром Калинюком. В отличие от большинства местных жителей, он считает Бандеру террористом и фашистом.
Он рассказал мне, что его отец был ранен в 1947, когда «бандеровцы» бросили гранату из соседнего здания.
Пока мы разговаривали с Александром, два милиционера тщательно за нами наблюдали. Когда мистер Калинюк ушел, они подошли ко мне и сказали, чтоб я не верил ни единому его слову.
«Он москаль», - сказал один из них с пренебрежением - «Таких, как он, нужно уничтожать».
Историческая амбивалентность
Позже, уже в кафе, я встретил человека с чем-то наподобие лисьей шапки на голове. Потом я заметил, что этот головной убор был сделан из целой лисы, с лапами и хвостом. Юрий Волощак носил то, что носили настоящие украинские казаки.
Какими бы ни были исторические нюансы, многие считают началом золотой эры тот момент, когда Украина освободилась от контроля Москвы.
Мистер Волощак был одет в красную казацкую рубаху, расшитую черными и золотыми нитями. Лиса же, скорее всего, дополняла этот образ.
Я хотел поговорить с ним по поводу слухов о том, что во время грузинского конфликта некоторые жители западной части Украины добровольно отправлялись давать отпор России.
Он подтвердил, что слухи ходят, однако более четкую информацию дать не смог.
Ему было намного приятней показать мне коллекцию форм украинских военных, которую собирал его друг. Так, уже в здании, где и находилась коллекция, мистер Волощак рассказал мне всю историю форменной одежды, начиная от кольчуг и заканчивая современными формами украинских солдат.
Также нам попался манекен, одетый в темно-серый плащ со знаком СС. И снова по спине пробежал уже знакомый холодок. Мистер Волощак в свою очередь даже не обратил внимания на него.
Следующим экспонатом была пижама в полоску, которую носили пленники Русского Гулага.
«Наша советская униформа», - пошутил Волощак.
Многие жители центральной и восточной Украины откровенно негодуют из-за такой западной двойственности. Как можно косить под одну гребенку немецкие кресты, свастику, знаки СС и символику СССР – серп и молот, памятники Ленину – то, что является неотъемлемой частью жизни бывшего СССР, то, что носят старики на своих грудях?