Китай и Россия разлюбили доллар
Предложение ввести глобальную резервную валюту, не привязанную к конкретным государствам, отчасти резонно, полагают экономические обозреватели СМИ, комментируя призывы Китая, России и Казахстана. Китай требует создать валюту под эгидой МВФ, Москва вторит заявлениями об "устаревшем однополярном мировом экономическом порядке".
Идее ввести глобальную резервную валюту посвящена редакционная статья в сегодняшнем номере авторитетной британской The Financial Times. По мнению издания, использование доллара в качестве резервной валюты способствовало опасному дисбалансу в мире, и теперь страны и глобальные центробанки, которые держат накопления в долларах, стали заложниками администрации Обамы. "Однако жизнеспособность резервной валюты определяется не только краткосрочным состоянием экономики, но и доверием к стране, и ее могуществом", - напоминает газета, подчеркивая, что Китай, Россия и Индия пока не доказали свою долгосрочную надежность.
Доллар потерял притягательную силу, уверены авторы комментария в немецкой Die Welt. Китай и Россия уже открыто требуют отказа от доллара, опасаясь, что их потребители в конце концов будут вынуждены платить за американские антикризисные программы. Весомую долю валютных резервов как Китая, так и России составляет американская валюта, напоминает издание: у КНР - треть всех мировых валютных резервов, около 2 триллионов долларов, у России - 380 млрд.
По мнению главы Народного банка Китая Чжоу Сяочуаня, нынешний кризис снова напоминает о необходимости реформы международной валютной системы и демонстрирует, насколько опасно полагаться на валюту какого-то одного государства в международных финансовых расчетах.
"При этом, - замечают авторы материала, - аналитики пока не предсказывают обрушения мировой валютной системы, китайцы тоже не заинтересованы в резком падении доллара". В перспективе эксперты рассчитывают на повышение значимости евро и китайского юаня, а также советуют обратить внимание на норвежскую крону.
"Китай поставил доллар под удар", - пишет Глауко Маджи в итальянской газете La Stampa. С предложением о создании новой единой мировой валюты выступил управляющий китайского ЦБ Чжоу Сяочуань, сообщает корреспондент, напоминая, что несколько дней назад премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао выразил "обеспокоенность" в судьбой валютных резервов Китая, составляющих 1950 млрд долларов, большая часть которых хранится в американских ценных бумагах. Пекин выражает нарастающую нетерпимость в отношении роли доллара, говорится в статье.
Единая мировая валюта облегчит, по мнению Пекина, управление национальными экономиками, предоставив государствам большую свободу в плане смены валютной политики и обменного курса, и сделает более гибкой деятельность МВФ.
Несколько недель назад, добавляет автор статьи, и Москва выступила с требованием о том, чтобы МВФ пустил в обращение глобальную валюту, оправдывая эту идею необходимостью модернизировать "устаревший однополярный мировой экономический порядок". Сегодня, добавляет корреспондент, эксперты ооновской группы, занимающейся международной финансовой реформой, представят Объединенным Нациям ряд инновационных предложений.