Все тайны гибели Чорновила от Генпрокуратуры и его соратников

23.03.2009 в 14:59

Сегодня

 

Лишь десятилетие спустя становятся известны подробности громкого ЧП, которые должны были лечь в основу расследования по факту гибели Вячеслава Чорновила.

Послезавтра исполняется 10 лет со дня гибели известного украинского политика, народного депутата, основателя и бессменного главы Народного руха Вячеслава Чорновила. Смерть нашла его в страшном ночном ДТП на трассе Золотоноша—Борисполь по пути из Кировограда 25 марта 1999 года.

Миновав нужный ему поворот, ведущий на соседнюю дорогу Харьков—Киев, водитель КамАЗа Владимир Куделя, следовавший из Днепропетровской области в Волынскую, якобы стал разворачиваться, и в уключину, соединяющую грузовик с прицепом, на полном ходу врезалась «Тойота Королла» с Вячеславом Чорновилом.

Сам Вячеслав Максимович, находившийся на переднем сиденье, а также его водитель, помощник-консультант нардепа Евгений Павлов, погибли. Пресс-секретарь Дмитрий Понамарчук, в момент аварии спавший на заднем сиденье, получил тяжелые травмы и был госпитализирован.

Официальную и, кстати, почему-то единственную версию озвучил по горячим следам министр внутренних дел Юрий Кравченко: случайная смерть из-за нарушения правил дорожного движения обоими водителями.

Под влиянием общественности, соратников Чорновила закрытое дело Генпрокуратура реанимировала, и следствие пошло на новый виток. Различные руководители правоохранительных органов заверяли, что делают максимум возможного, дабы установить истину. Назначались новые экспертизы, привлекались новые специалисты, в том числе зарубежные, применялся детектор лжи. Однако о результатах не сообщалось или сообщалось скупо, невнятно.

Сегодня, накануне 10-й годовщины гибели главы НРУ, появляется все больше сомнений в случайности его смерти.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ ЛЖИ. Соратники Вячеслава Чорновила, особенно те, кто раньше других оказался на месте трагедии, с самого начала не верили в ее случайный характер и настаивали на политическом убийстве своего лидера. Однако уголовное дело, возбужденное по факту его гибели, как известно, было прекращено в том же 1999-м за отсутствием события преступления и в связи со смертью водителя «Тойоты» Евгения Павлова. Ко второму же виновнику ДТП — шоферу КамАЗа Владимиру Куделе — применили амнистию.

Вскоре при очень загадочных обстоятельствах скончался один из важных свидетелей по делу Чорновила — экспедитор Иван Шолом, находившийся в кабине КамАЗа. Пышущий здоровьем, никогда не жаловавшийся на сердце 42-летний мужчина скоропостижно умер от сердечной недостаточности. Но когда была проведена эксгумация, оказалось, что причина совсем в другом — повторное вскрытие выявило наличие в теле тяжелых металлов, которые и привели к гибели. Было установлено, что незадолго до смерти к Шолому приезжали неизвестные, распивали с ним спиртное и могли отравить его, устранив как нежелательного очевидца или участника тех событий.

Второе дыхание дело получило в марте 2001 года. В разгар кассетного скандала (возникшего вокруг возможной причастности власти к еще одному загадочному убийству — Георгия Гонгадзе) нардепы Григорий Омельченко и Александр Ермак заявили, что в 1999 году тогдашний оппозиционный кандидат в президенты Евгений Марчук показывал ему и еще нескольким депутатам видеокассету, на которой некий полковник милиции в маске признавался, что это была спецоперация по физическому устранению Чорновила. Марчук, который к тому времени уже был вовсе не оппозиционер, это не подтвердил. Потом Омельченко заявил, что Марчук ему признался — кассета пропала. Что думает Евгений Кириллович по этому поводу теперь, мы спросили у него лично.

— Нашлась ли кассета? — переспросил он. — Она и не могла найтись. Это была спецоперация тогдашней власти, которая и сейчас старается замести свои следы, и не только по делу Чорновила, но и по убийствам Гонгадзе, Александрова — что, разве там все ясно?»

— Так вы считаете, что это было не ДТП, а убийство?

— Так утверждать я не могу. Для того, чтобы ответить четко, нужно знать материалы.

НОВАЯ ЖИЗНЬ. В 2005-м, после «оранжевой революции», дело Чорновила решили реанимировать. Кураторство было поручено заместителю генпрокурора Николаю Голомше. Именно он сделал публичное заявление о том, что активно отрабатывается версия о покушении на жизнь Вячеслава Максимовича. «Мы получили результаты экспертизы, проведенной польскими специалистами. Изучив все материалы, они пришли к выводу, что КамАЗ, в который на полном ходу врезался автомобиль с Вячеславом Максимовичем, не двигался, а стоял, преграждая дорогу», — сказал он в интервью «Сегодня» в декабре 2007 года.

В январе 2009 года народные депутаты Ярослав Кендзер и Иван Стойко огласили новые сенсационные сведения. Якобы сразу после автокатастрофы Чорновил и Павлов были еще живы, но некие неизвестные добивали их кастетами. Сказанное вызвало очень большой резонанс. Кое-кто из политиков и правоохранителей даже допустил, что таким образом нардепы чуть ли не пиарятся на имени Чорновила.

Впрочем, как сообщил «Сегодня» старший следователь Генпрокуратуры Павел Дембицкий, данные, предоставленные депутатами, «достаточно существенны», и заявителям отправлен ответ. Заместитель генпрокурора Николай Голомша добавил, что с появлением этого сообщения в деле появилась «очень интересная информация», и сейчас «следствие проверяет ряд имеющихся в нем противоречий». От более подробных комментариев Николай Ярославович уклонился, подчеркнув, что время для них еще не пришло.

А вот Ярослав Кендзер сказал нам следующее: «Как явствует из ответа Генпрокуратуры на наше заявление, ГПУ приняла его к сведению. Она находится в работе, и мы надеемся, подтолкнет расследование, ход которого, с учетом новых данных, взялся патронировать лично президент, до логического завершения. То есть наша информация оказалась к месту». Слухи о том, будто бы о ней депутаты знали давно, Кендзер опроверг: «Информация о кастетах была в наших портфелях не более двух недель».

В детали нардеп предпочел не вдаваться, призвав быть очень осторожным, когда речь идет о расследовании, чтобы не навредить делу. В то же время Ярослав Михайлович отметил активность следственной группы ГПУ, которая, по его словам, «работает в полную силу».

Хочется верить, это не только слова. 10 лет, прошедшие после трагической смерти, были десятилетием лжи, подтасовок и лицемерия. За это никто не ответил. И не покаялся.

КУДЕЛЯ: «ИЩИТЕ МЕНЯ ТАМ, ГДЕ И ПОЛОЖЕНО, - НА КЛАДБИЩЕ...»

На то, что в деле Чорновила все не совсем чисто, указывает и поведение водителя того самого злосчастного КАМАЗа Владимира Кудели, которого корреспонденты «Сегодня» навестили на днях в селе Губиниха Днепропетровской области. Сюда он перебрался несколько лет назад из Александрополя, где работал водителем в агрохозяйстве «Луговское», бросив жену и сына. Бывшие коллеги Кудели отзываются о нем очень хорошо, правда, признают, что после той аварии мужчина замкнулся в себе, стал малообщительным. «Жалко его было, никто не верил, что он нарочно Чорновила сбил. Наверное, не выдержал всего этого, развелся и уехал на родину», — рассказывает бывший сосед водителя Николай.

В селе Губиниха старенькую хату Владимира Кудели искать пришлось долго. Дорогу к ветхому строению, рядом с сельским кладбищем, указали старушки. На лай собак из старенькой проседающей хаты вышла новая жена Владимира — Екатерина. Разговор с ней был коротким, женщина отказалась пускать нас даже во двор. «Как же вы достали его за все 9 лет! Все едут и едут! Оставьте его в покое! Его нет дома — к матери пошел! И разговаривать он ни с кем не будет!» — кричала женщина. Но через несколько минут на шум из дома вышел сам хозяин, узнав, что мы журналисты и хотим поговорить о той аварии, когда погиб Вячеслав Чорновил, Куделя, изменившись в лице, сухо проронил: «Я никаких разговоров на эту тему уже давно не веду. Меня теперь уже нет. Ищите меня там, где и положено — на кладбище!»

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив