Чем обернутся социальные протесты из-за кризиса
Нынешняя глобальная рецессия перерастает в политическое событие, пишут аналитики. Для одних правительств протестное движение населения закончится уходом в отставку, но для других оно может стать двигателем демократических реформ. Сегодняшние СМИ обсуждают этот аспект кризиса, в частности, применительно к России и Китаю.
Нынешняя глобальная рецессия перерастает в политическое событие. говорит французский политолог Доминик Моизи в интервью Федерико Фубини, опубликованном в итальянской газете Corriere della Sera. Несложно определить, какие страны здесь наиболее уязвимы: это самые незащищенные в экономическом плане и самые слабые в плане политическом. "Эффект можно наблюдать уже в новой Европе, где правительства уходят в отставку, как в Латвии. И это только начало", - предупреждает он.
Не все страны переживают кризис одинаково, поскольку все вошли в глобализацию через разные двери, говорит Моизи. Так, в Китае и России послание властей народу заключалось в следующем: обогащайтесь, а мы будем править. Теперь социальный договор расторгнут, поскольку жители перестали обогащаться. По мнению политолога, у Пекина более прочные позиции. "Российский рост был более искусственным, поскольку основывался на использовании природных ресурсов, углеводородного сырья, в то время как в Китае сосредоточились на накоплении богатства. К тому же в Москве стали проявляться разногласия между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, в то время как китайское руководство выглядит более сплоченным".
Что касается европейцев, то они обращаются к своим правительствам за защитой, но, если они ее не получат, настанет момент массовых демонстраций и пиковых рейтингов. Моизи все же видит свет в конце тоннеля: Китай и Индия выйдут из кризиса относительно более сильными, полагает он, Россия - в меньшей степени.
Продолжает эту тему Джошуа Керлентзик на страницах The National Newspaper (Абу-Даби, ОАЭ). Он полагает, что власти Китая, России и Ирана оказались в ловушке, так как ранее смягчили свою политику, чтобы подстегнуть экономический рост, а теперь, на фоне кризиса, столкнулись с потенциальными волнениями.
"Общественный договор "экономический рост взамен на политическую стабильность" срывается, и акции протеста будут становиться все масштабнее и жестче", - пишет автор, приходя далее к парадоксальному выводу, что обнищание населения в ряде стран может стать двигателем демократических реформ.
Автор статьи уже усматривает перемены: по России прокатились волны демонстраций, Чавес потерпел крупное поражение на недавних региональных выборах, в Малайзии оппозиционные партии впервые обрели реальные шансы на приход к власти. Даже в Китае происходят беспорядки, указывает обозреватель: безработные - а их число за время кризиса возросло на 20 млн человек - громят отели и партийные комитеты либо просто захватывают цеха, требуя погасить задолженность по зарплате.
Между тем автократы практически отказались от идеологических методов привлечения населения под свои знамена, продолжает Керлентзик. Правда, Россия и Китай попытались вернуться к национализму, но это палка о двух концах: молодые ультранационалисты теперь считают государственных руководителей слишком мягкими. Кроме того, авторитарные режимы возвели показной демократический антураж и тем, как ни парадоксально, отучили собственных граждан бояться властей, говорится в статье.
Пекин, Москва, Каракас и даже Тегеран сильно зависят от международной торговли, а следовательно, на них можно наложить санкции, продолжает он, говоря о сдерживающих факторах силового подавления протестов. Однако на этой неделе руководство Китая, например, провело совещание работников спецслужб со всей страны и предупредило их о необходимости проявлять жесткость, отмечает автор.
О ситуации в России пишет сегодняшняя немецкая газета Die Welt в статье "Кремль вооружается против собственного народа".
Российский правящий тандем, сообщает обозреватель Манфред Квиринг, переживает в эти дни небывалую потерю популярности: согласно результатам последних опросов, рейтинг российского президента Дмитрия Медведева в течение одной недели снизился с 55 до 50%, а Путина - до 66%. "Эти показатели, - комментирует корреспондент, - могут служить индикатором растущего недовольства среди россиян". И тенденция будет только усугубляться в случае ухудшения ситуации с экономическим кризисом.
Как отмечает Квиринг, российское общество сегодня преимущественно спокойно, а вот во властных кругах ощущается нервозность. Власть уже хваталась за дубинку во время акций протеста на Дальнем Востоке, поспешив обвинить демонстрантов во Владивостоке и Хабаровске, протестовавших против повышения пошлин на ввозимые иномарки, в сепаратизме.
Видимо, Медведев мыслит в том же ключе: по его распоряжению был создан федеральный кадровый резерв силовиков. Уже сегодня, добавляет автор материала, число тех, кто занимается поддержанием порядка внутри страны, превышает численность российской армии.
Особую обеспокоенность, говорится в статье, у власть имущих вызывают региональные выборы, намеченные на 1 марта. Очагом напряженности в этой связи считается Северный Кавказ. Сожаление Квиринга вызывает также тот факт, что на оппозиционные правозащитные организации, которые выводят людей на улицы с социальными и экономическими протестами, заранее навешивают ярлык государственных врагов.