НАТО трещит по швам
ИноСМИ
НАТО в опасности. Главная цель Организации Североатлантического договора состоит в сохранении мира в Европе. До настоящего времени она, видимо, была самой успешной международной организацией по поддержанию этого мира. Но сегодня, когда мы приближаемся к 60-й годовщине НАТО, которая будет отмечаться в апреле, прежняя эффективность альянса оказывается под угрозой.
Министр обороны Джон Хаттон (John Hutton) дал понять, что хотел бы создания общеевропейской армии параллельно НАТО. Это предложение не о создании новых сил, а о создании новой организации. У нее по определению будут иные цели, и она лишь обескровит НАТО и подорвет ее усилия. Она также подорвет возможности Великобритании по применению своей собственной национальной армии. Каждый солдат, служащий под началом Евросоюза, ровно на одного военнослужащего сокращает возможности Британии выполнять свои военные обязательства.
Что касается боеспособности НАТО, то репутация альянса приняла на себя мощный удар после того, как он начал действовать в Афганистане. Международные силы содействия безопасности в Афганистане (ISAF) буквально парализованы в своих действиях протестами и оговорками многих входящих в их состав членов. Они ставят свои условия по поводу того, где могут быть развернуты их войска, и какие оперативные задачи они могут решать.
А Британия и Соединенные Штаты тем временем все больше укрепляются во мнении о том, что без дополнительных сил Афганистан рискует превратиться в несостоятельное государство под контролем талибов. Летом прошлого года бывший британский командующий коалиционными силами в Афганистане генерал Дэн Макнилл (Dan McNeill) говорил, что только в Гельманде численность группировки войск надо увеличить на 50 процентов. Однако другие европейские страны и члены НАТО выступают резко против такого увеличения.
Хотя президент Обама пообещал, что Соединенные Штаты активизируют свои действия в Афганистане, как минимум две натовские страны планируют сократить там свои воинские контингенты. Поэтому его помощники испытывают все большее разочарование. Наряду с США и Великобританией, в Афганистан направили свои войска многие страны, и доля их контингентов превышает 50 процентов от общей численности. Поэтому необходим единый подход.
Однако самую серьезную угрозу будущему НАТО представляет сохраняющееся давление, направленное на расширение ее границ в восточном направлении. Когда была распущена Организация Варшавского договора, возникло вполне понятное желание включить в состав НАТО новых членов, укрыв их защитным зонтиком. Я сам активно участвовал в данном процессе, будучи министром иностранных дел. Но даже тогда страны Запада проявляли крайнюю настороженность в отношении стран, защитить которые было бы очень трудно.
Кроме того, стандартным требованием было не привносить в НАТО сохраняющиеся споры и междоусобицы. Главное внимание североатлантический альянс уделял (и должен уделять впредь) укреплению стабильности государств, входящих в его состав и находящихся на его границах, но не активизации споров и усилению нестабильности.
Не все страны-члены НАТО придерживались такого же мнения. Нет никаких сомнений в том, что США в лице сменявших друг друга администраций видели в расширении НАТО как способ увеличить свою собственную сферу влияния, так и возможность сократить сферу влияния бывшего Советского Союза, и в особенности России.
Наиболее очевидно это проявилось в случае с Грузией. В прошлом году отношения между этой страной и Россией перешли из разряда плохих в категорию катастрофических. Такого же рода аргументы применимы в отношении Украины, особенно если принять во внимание частые споры, возникающие по поводу трубопроводов и энергоресурсов.
Но перспективы не настолько уж мрачные. Русские воспользовались приходом Обамы, чтобы отказаться от своей неблагоразумно враждебной позиции в вопросе размещения ракет в Центральной Европе. Они отменили планы развертывания ракет малой дальности в Калининграде, когда Обама решил пересмотреть предложенную схему создания американской системы ПРО.
НАТО как альянс должна воспользоваться свежими взглядами нового американского президента и снова подумать о том, что именно нам следует ожидать от этой организации. Если мы сделаем это, то я полагаю, что вся страна придет к единому мнению: нам следует потребовать от этого самого успешного военного альянса слегка умерить свои амбиции и существенно повысить свою эффективность. Надо делать меньше, но делать это лучше.