Протесты в России - эхо движения за гражданские права в США
Протесты в России - эхо движения за гражданские права в США
Инопресса
Воспринимать протесты против подтасовок на выборах в России как преимущественно политическую волну - значит упустить из виду более глубокие явления, пишет в статье для The Christian Science Monitor Леон Арон, директор программы исследований России в American Enterprise Institute. В российском обществе пробуждаются нравственные чувства, утверждает автор, ссылаясь на свои беседы с лидерами общественных организаций.
"Одни борются с коррупцией, другие пытаются спасти памятники истории от сноса или остановить загрязнение окружающей среды", - поясняет он. Всех этих людей, на взгляд Арона, объединяет убежденность, что либерализацию России может осуществить только зрелое гражданское общество, способное и желающее контролировать исполнительную власть.
Арон отмечает, что активисты, с которыми он беседовал прошлым летом, - например, Евгения Чирикова - старались не придавать своей деятельности политический характер, но все равно поневоле столкнулись с режимом. Они в положении человека, который хочет просто прибраться в квартире, но обнаруживает, что весь дом нуждается в капремонте.
"Симптоматично, что Федерация автовладельцев России и другие организации называют главным виновником не Путина, а российское общество", - говорится в статье. Безнаказанность режима - порождение равнодушия граждан, говорит Максим Веденеев, региональный лидер организации "ТИГР", которая надзирает за соблюдением прав человека и экономических прав.
Один из респондентов заметил: "Если люди начнут самоорганизовываться, нам не понадобятся революции". "Очевидно, мы присутствуем при рождении чего-то нового в российской политической традиции, по крайней мере с тех пор, как ее прервала большевистская революция 1917 года", - делает вывод автор.
Он находит сходство с движением за гражданские права в США: высшая цель - уважение к человеку и равенство перед законом, активисты хотят осуществить социально-политические перемены, эволюционируя лично, принципиально отвергают насильственные методы. Эта гражданская этика может стать нравственным фундаментом для прорыва России к современному демократическому обществу, заключает Леон Арон.