Транзит на доверии
Транзит на доверии
Затянувшееся похолодание неминуемо отразилось на болезненной для российско-украинских отношений "газовой" теме. Украина начала использовать больше "голубого топлива". А в "Газпроме" намекнули на возможную ответственность Киева за проблемы с теплом в Европе, которой сейчас не хватает газа.
Зима, холода...
Непривычно мягкое начало зимы не только смущало поклонников снега почти полным отсутствием такового, но и, должно быть, способствовало намерению власть имущих пересмотреть часть привычных правил "энергетической" игры. Пока коммунальщики экономили средства, предназначенные на борьбу с непогодой, в правительстве все увереннее заговаривали об энергосбережении и желании максимально ужать поставки российского газа. Но в разгар бурного обсуждения "Нафтогаза" и "Газпрома" по поводу того, какие же объемы Украина обязана выкупать в 2012 году, позиции спорщиков откорректировало появление нового "игрока" — серьезных для России и нередко экстремальных для Украины и Европы морозов.
Как и можно было ожидать, резкое похолодание вынудило Украину увеличить масштабы энергопотребления — газа, угля, электроэнергии, экспорт которой оказался под вопросом. Положение дел заставило правительство искать понимание у народа. "Хочу призвать граждан мобилизоваться в такой сложной ситуации, максимально экономить тепло, горячую воду и электроэнергию, беречь оборудование", - обратился к украинцам премьер во время заседания Кабмина 1 февраля. Но в любом случае, расходы энергии в стране сейчас огромны. "Одного газа мы за трое суток сожгли миллиард кубов. Очень трудно сейчас стране", - рассказал Николай Азаров 3 февраля.
При этом в Кабинете министров продолжают считать, что смена концепции — то есть планов купить в этом году у "Газпрома" лишь 27 миллиардов кубометров "голубого топлива" — Украине пока не угрожает. Разница между нынешним уровнем закупок и рекордным потреблением, постоянно напоминают члены правительства, покрывается за счет прежних накоплений. "ГТС Украины работает в штатном режиме, без сбоев и аварийных ситуаций. В течение последних суток с ПХГ "поднято" 138 миллионов кубометров газа, импортные поступления составили 128 миллионов кубометров. В целом использовано 325 миллионов кубометров. Ресурсов природного газа достаточно не только для прохождения зимнего максимума, но и на весь отопительный сезон", - делился 1 февраля цифрами первый вице-премьер Андрей Клюев. Но хотя в Украине считают, что потребление "свежеимпортного" газа не покидает границы нормы, поставщики, похоже, с этим несогласны. Во всяком случае, возникшие энергетические проблемы Европы российская корпорация готова объяснить, в том числе, и "украинским следом".
Кто-кто Европу морозит?
Разгулявшаяся стихия требует большего расхода энергоресурсов не только от Украины. Потребление газа увеличилось и во многих европейских странах. И ряд из них в последние дни наперебой жалуются на недопоставки "голубого топлива" со стороны "Газпрома".
Одной из первых на неудовлетворение планов увеличенных поставок посетовала Италия, которая в последние дни получает на 7-20 процентов меньше желаемых объемов. О недостаче до 30 процентов необходимого также жалуются энергетические корпорации Австрии и Словакии. В Польше, в свою очередь, 2 февраля заявляли о 7-процентном дефиците. Во всех случаях местные "газораспределители" паниковать не спешат — сейчас все дополнительные потребности удовлетворяются за счет запасов в газохранилищах. Специалисты нынешнюю ситуацию чаще всего оценивают сравнительно спокойно. "Если посмотреть на ситуацию локально, не исходя из временных зимних проблем с газом, то на самом деле ничего страшного не происходит. Летом 2011 года в ожидании высоких цен на газ европейские страны накопили в подземных хранилищах достаточное количество газа. Поэтому сейчас Италия, например, с легкостью может компенсировать недостачу в 20-30 миллионов кубометров газа в сутки. Но вот если морозы продолжатся дальше до середины февраля, то европейским странам придется урезать свой зимний газовый паек,так как поставок газа от "Газпрома" будет не хватать", - поясняет эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.
Насколько бы ни затянулись морозы, они уже сейчас могут привести, как минимум, к очередному "похолоданию" в переговорном процессе между Украиной и Россией. Слухи о том, что "Газпром" готов сократить поставки в Европу, поскольку не без проблем покрывает возросшие энергетические потребности России, распространились еще в конце января. Однако 2 февраля такие сведения попытался опровергнуть генеральный директор "Газпром экспорта". "В условиях суровой зимы в России и Европе наша компания максимально нарастила поставки газа не только в европейские страны, но и в страны СНГ - в частности, в Беларусь и на Украину...", - уверял Александр Медведев. При этом без камня в украинскую сторону дело не обошлось. "Кроме того, сидя на транзитных трубах, Украина отбирает сейчас газ на уровне годового объема в 60 миллиардов кубометров, что значительно больше контрактных объемов", - предупредил Медведев.
В Киеве такую точку зрения на происходящее встретили без энтузиазма. Второго же февраля сообщение об увеличенных объемах отбора российского газа опровергли в пресс-службе Министерства энергетики и угольной промышленности. "Национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины" гарантирует выполнение графиков поставок природного газа в страны Европы и потребителям внутри страны", - гласило заявление, в котором снова напоминалось о решающей роли ПХГ. На следующий день схожим образом высказался и сам министр. "Основная проблема в том, что есть существенное похолодание в России и существенно снизился заход в страну (Украину, - "Подробности") газа. При техническом соглашении в 490 миллионов кубометров в сутки у нас сегодня поставки идут на уровне 415 миллионов кубометров в сутки", - 3 февраля уточнил Юрий Бойко.
Принцип (не)доверия
В конечном итоге, факт недополучения газа Европой был признан официально. О том, что Польше, Австрии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Греции, Италии не хватает "голубого топлива" 3 февраля на брифинге заявила представительница Еврокомиссии Марлене Хольцнер. После чего в ЕС пообещали пристально наблюдать за ситуацией. Теперь же интрига будет заключаться в том, кого же назовут виновником происходящего — поставщиков или все же транзитеров? О полномасштабной "газовой" войне образца конца 2008 — начала 2009-го речь пока не идет. Тем более что того же 3 февраля в "Газпром экспорте" все же сообщили: энергетические "аппетиты" Европы сейчас выплескиваются за изначально установленные рамки. "Они просят больше, чем мы обязаны поставлять. Есть разница между хотелками и согласованными контрактными количествами - максимальными количествами, которые определены и на месяц, и на каждый день", - разъяснил разницу начальник управления структурирования контрактов и ценообразования компании Сергей Комлев. Однако предыдущее заявление Александра Медведева обстановку все-таки накалило.
По мнению ряда экспертов, в ситуации, когда России и в самом деле не хватает газа, чтобы покрыть внезапно выросшие потребности — и собственные, и покупателей, - нет ничего из ряда вон выходящего. Несмотря на амбициозные планы, "Газпром" пока далек от того, чтобы бить собственные былые рекорды по добыче газа (а потому и массированные закупки среднеазиатских энергоносителей порой оказывались весьма нелишними). При этом руководство российской корпорации, которая сейчас так активно пытается осваивать новые пути транзита, сохраняет убежденность в том, что их позициям ничто не угрожает. "Россия уверенно занимает первое место в мире по добыче газа. И, на наш взгляд, в этой позиции мало что изменится. Так называемая революция сланцевого газа — это американский "Голливуд". Наши прогнозы выглядят по-другому. Так, потребление газа в Европе будет продолжать расти, тогда как собственное производство существенно упадет. Для меня ясно: у рынка газа большое будущее", - заявил в недавнем интервью председатель правления монополиста Алексей Миллер. А в таких условиях признавать существование некоторых проблем, вероятно, непросто...
В сложившейся ситуации, пожалуй, наименее имиджево-травматичным вариантом развития событий для Москвы действительно выглядело бы перекладывание хотя бы части ответственности за происходящее, если не на нерадивых покупателей, то хотя бы на страны-посредницы. У последних (и у Украины — едва ли не в первую очередь) и репутация небезупречная, и своя борьба с морозами сложно дается.
Кроме того, в очередной раз проиллюстрировав "транзитную" неблагонадежность Украины, "Газпром" может одним выстрелом убить нескольких родственных "зайцев"-проблем. Даже ненавязчивые подозрения в украинской вине, с одной стороны, помогают объяснить необходимость прокачки газа альтернативными путями и еще раз настоятельно подчеркнуть значимость строительства новых газопроводов. Ведь о том, что Россия поспешит максимально увеличить неукраинский транзит, эксперты говорят немало. А уменьшение прокачки автоматически снижает и "товарную" привлекательность ГТС Украины... С другой стороны, снижение этой самой привлекательности и возможное ухудшение имиджа Украины в глазах Европы, может сказаться на переговорных позициях официального Киева, который всеми силами пытается демонстрировать собственную самостоятельность и уповать на трехсторонний формат гипотетического консорциума. "Они ("Газпром", - "Подробности") стремятся сделать все, чтобы у Еврокомиссии появились претензии к Украине. Как только это случится, можно навязать любые условия контрактов, даже самые невыгодные для нас", - цитирует "Коммерсант-Украина" предположения нардепа-"бютовца" Сергея Пашинского. "Газово-имиджевый" вопрос сейчас особенно важен потому, что Украина хочет привлечь представителей Еврокомиссии к участию в переговорах с Россией. Брюссель, судя по всему, не против. Но последнее слово все-таки остается за не слишком доброжелательно настроенной Москвой. И тут не следует забывать, что испытание холодами может еще существенно сказаться на всех участниках возможного переговорного процесса. Особенностью зимнего транзита остается не только сопоставление потребностей потребителей и возможностей поставщиков, но и обсуждение вопроса доверия. И доверия к транзитерам — не в последнюю очередь.
Затянувшееся похолодание неминуемо отразилось на болезненной для российско-украинских отношений "газовой" теме. Украина начала использовать больше "голубого топлива". А в "Газпроме" намекнули на возможную ответственность Киева за проблемы с теплом в Европе.
Ксения Сокульская