Арбузов сделал ставку на Китай

18.11.2011 в 11:17
Арбузов сделал ставку на Китай

Арбузов сделал ставку на Китай

Цензор.НЕТ

Проблему валютного голода в стране НБУ пытается решить за счет… российских рублей и китайских юаней. Ими же собирается наполнять еще и… золотовалютные резервы Украины! "Просто уже не знаешь, чего ожидать завтра. Арбузов – человек молодой, увлекся постоянными заграничными вояжами".


«Креативные» решения Нацбанка последние пару месяцев все больше изумляют своей непредсказуемостью и непоследовательностью. Они не только еще больше пугают население Украины, но и повергают в шоковое состояние отечественных экономистов. Ну, а у политических оппонентов появляется лишний повод громко заявить о сдаче национальных интересов. Именно такую реакцию вызвало недавнее сообщение в прессе о том, что мы переходим на расчеты с Россией и Китаем в национальной валюте.

   - Нынешнее руководство страны и Нацбанка практически каждый день «радует» нас непредсказуемыми поступками, - язвит директор Института трансформаций общества Олег Соскин. – Просто уже не знаешь, чего ожидать завтра. Я понимаю, Арбузов (глава НБУ, - Авт.) – человек молодой, увлекся постоянными заграничными вояжами. То он был в Австрии, затем отправился с делегацией в Китай. Именно там и было принято решение, что Украине нужно часть золотовалютного запаса сформировать в китайских юанях. Очевидно, чтобы нам жилось лучше. Договорились о том, что наши страны будут обмениваться соответствующими свопами – гривна-юань. Китай вообще предложил обмениваться национальными валютами на весь торговый оборот. Наши, правда, пока остановились на уровне 30% товарооборота. Это чревато тем, что 8% нашего золотовалютного запаса теперь будет в юанях!
 
  Эксперт пытается объяснить, что когда речь заходит о юане, все мы должны четко понимать, что китайская валюта не является свободно конвертируемой. Кроме того, следует отчетливо разделять конвертируемый юань и народный юань, который используется в средине государства. Правила обращения национальной валюты в Китае достаточно авторитарны. К примеру, иностранцу поменять доллары или евро на юани можно запросто, а вот операции в обратной последовательности официально практически невозможны. Купить СКВ в Китае можно только на черном рынке. Именно эти «особенности обращения» китайской валюты не позволяют считать ее свободно конвертируемой.
 
 - В Китае существует государственная монополия на валюту, - утверждает Олег Соскин. - Власть самостоятельно определяет условия формирования курса, рыночного курса юаня там нет. Он – штучный. Этот курс устанавливается фактически так же, как в свое время устанавливал его Советский Союз по отношению к доллару. Когда в 46-м году экономисты произвели расчеты, то соотношение советского рубля к американскому доллару составляло 40 к 1. Сталин посмотрел на это соотношение и сказал: будет 4 и зачеркнул нолик. Затем, вы помните, что 1 американский доллар у нас стоил и 90 советских копеек, а временами и меньше. Мы видим, что этим же путем сегодня пытается идти и Набцанк Украины, изобретая сдерживающие механизмы для конвертации гривны.

  - Хочу отметить, что ни Китай, ни Россия не являются сегодня нашими стратегическими партнерами. В России мы покупаем сырье, а у Китая – ширпотреб. Сотрудничество с ними вредно для экономики Украины. От торговли с этими странами нужно избавляться, - считает Соскин. - А НБУ предлагает часть золотовалютных резервов создавать из рубля и юаня. Более некомпетентного решения я не припомню.

  К слову, наши официальные резервы НБУ сформированы в основном в конвертируемых валютах – около $33 млрд., причем, в ценных бумагах – около 20 млрд. долларов. То есть, значительная часть наших резервов сегодня в свободно конвертируемых валютах. По логике вещей накануне новой волны кризиса Нацбанк должен был бы заняться накоплением наиболее ликвидного ресурса – банковского золота и серебра, или же приобретать специальные права заимствования (СДР) - это наиболее стабильная на сегодняшний момент безналичная валюта МВФ. Кстати, в украинском резерве на сегодняшний момент золота находится всего на 1 млрд. 452 млн. долларов (из 34,16 млрд. долларов золотовалютных запасов по состоянию на 1 ноября), а часть СДР составляет лишь 0,03%.
 
 Ну а все предположения о том, что когда-то, в обозримом будущем, китайский юань станет мировой резервной валютой, могут остаться лишь пустыми разговорами. Ведь даже в самом Китае при самом удачном стечении обстоятельств предполагают, что для этого потребуется минимум 15 лет.

  - Наполнение резерва юанями и рублями это, прежде всего, увеличение рисков и подрыв стабильности в стране, - убежден директор Института трансформации общества. – Этого нельзя делать еще и потому, что у нас с этими странами существует отрицательное торговое сальдо.

  Правда, существует и иное мнение на счет данного решения Нацбанка. К примеру, заслуженный экономист Украины Виктор Суслов считает, что и у правительства, и у НБУ попросту нет другого выхода в данной ситуации. Решение о «сотрудничестве» с рублем было принято в ходе газовых переговоров с Газпромом, Центробанком и Минфином России. 26 октября была достигнута предварительная договоренность о возможном переходе в оплате за газ в рублях уже начиная с ноября. Ну а 6 ноября делегация Нацбанка побывала в Китае, где также договорились о возможном заключении соглашения операций типа своп по обмене украинской национальной гривны на юань с тем, чтобы во взаимных расчетах использовать не доллары, а национальные валюты.
 
  - С одной стороны эти решения являются вынужденными, потому что, к сожалению, Украина так и не смогла достичь соглашения о продолжении кредитования по программе стэнд-бай с МВФ, - поясняет Виктор Суслов. - Деньги МВФ предназначались как раз для поддержания платежного баланса и тем самым для обеспечения внешних расчетов. События последнего времени показали, что Украина испытывает большие сложности: резервы начали сокращаться. И уже при расчетах с Россией за газ за октябрь собственных денег у «Нафтогаза» не было, не смогло оказать ему валютную поддержку и правительство Украины. Пришлось прибегнуть к кредиту в 550 млн. долларов у «Газпромбанка». Конечно, кредит, взятый у России, почти под 9% годовых – это не кредит МВФ под 3,5%. Но, валютный голод и угроза дальнейшей потери резервов, конечно же, объективно заставляет правительство и Нацбанк искать варианты. Я думаю, что принятые решения и в отношении использования рубля, и в отношении использования юаня были правильными.

Экономист предполагает, что, вероятнее всего, в виду заключенного соглашения о зоне свободной торговли СНГ, внутри этой зоны сфера обращения рубля между государствами-участниками постоянно будет увеличиваться. Хотя не скрывает, что торговое сальдо с Россией, как впрочем, и с Китаем в Украине отрицательное.

   - Конечно, политическая реакция на эти решения в стране достаточно острая, - не скрывает экономист. – Но, переходя на расчеты в рублях, нужно понимать, что Украина не будет накапливать у себя чужую национальную валюту. И то, что Россия соглашается принимать не доллары, а рубли, это на самом деле очень большая уступка со стороны России в пользу Украины. Ведь у нас с долларом ситуация не очень…В России ведь никто не настаивает, что доллары приниматься не будут. Переход на расчеты в рублях выгоден не только Украине, выгоден он и России. Появляется возможность кредитовать украинский импорт и российский экспорт российскими рублями. Речь не идет о том, что нужно продавать доллары, чтобы покупать российские рубли. У нас просто нет долларов, чтобы покупать на них российский рубль. Но есть возможность получить большие объемы кредитов в ходе операций типа своп, при которых не нужно будет платить проценты. Тогда рассчитываться с Россией можно рублями, плюс – если Россия получает украинскую гривну, она сможет больше закупать в Украине товаров на нашу валюту. Возможно, это приведет к уменьшению дефицита торгового баланса. Это плюс для Украины.

  Естественно, такие решения приведут к изменению структуры валютных резервов, и доля рубля должна быть там значительной. Если исходить из того, что сегодня доля товарооборота Украины с Россией – это одна треть в сравнении со всеми остальными странами мира, то такое же соотношение, по мнению экономиста, можно позволить и в структуре своих резервов. Хотя Виктор Суслов сомневается, что золотовалютные запасы на треть будут состоять из рубля, вероятно – значительно меньше. Не видит экономист ничего дурного и в комбинациях с китайским юанем, несмотря на то, что и с Китаем мы тоже имеем негативный торговый баланс. В перспективе, например, Украина сможет увеличить экспорт в Китай. - Если эти соглашения будут реализованы, у нас появится возможность использования рубля как валюты в торговых контрактах. Если цены будут устанавливаться не в долларах, а в рублях, а рубль помаленьку также девальвирует, это может оказаться достаточно выгодным для Украины, - говорит экономист. Поэтому в использовании национальных валют при взаимных расчетах, думаю, выиграет и Украина, и Россия, и Китай. Главное, чтобы у субъектов предпринимательской деятельности сохранялось право выбора, в какой валюте вести расчеты. Конечно, должно быть разрешено и в долларах, и в евро, и в рублях. Кому, в чем выгодно.
 
  Правда, при всей экономической целесообразности не учитывается политический нюанс. Данные решения по рублю и юаню подталкивают Украину к евразийскому вектору. Как же при этом можно рассчитывать на ассоциативное членство в Евросоюзе?..

 

Виктория Владина

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив