Грузия меняет свое мнение относительно вступления России в ВТО
Грузия меняет свое мнение относительно вступления России в ВТО
27 октября Грузия объявила о своем согласии позволить России вступить во Всемирную торговую организацию, изменив, таким образом, свою давнюю позицию по этому вопросу. Источники STRATFOR утверждают, что такая перемена мнения стала результатом давления со стороны США. Соединенные Штаты искали своего рода искупительную жертву для России в свете увеличивающегося напряжения между странами по вопросу размещения систем ПРО в Европе. Неожиданное развитие ситуации – вступление в ВТО – возможно, заставит Россию по-новому оценить экономические связи, которые она наладила со странами бывшего Советского союза.
Анализ
Заместитель министра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе заявил 27 октября, что его страна приняла предложение Швейцарии одобрить вступление России во Всемирную торговую организацию. Ранее в этот же день глава российской делегации в Женеве Максим Медведков сообщил, что переговоры прошли неудачно, поскольку Грузия пытается связать запрос Москвы на вступление с «территориальными спорами» между двумя странами – в особенности с оккупацией Россией двух грузинских сепаратистских территорий, Абхазии и Северной Осетии, которые вместе составляют 20% всей площади Грузии. Но, как оказалось, Грузия в последнюю минуту поменяла свое мнение и внезапно отказалась от своего требования, чтобы российские вооруженные силы покинули эти регионы.
Поскольку Россия оставалась крупнейшей в мире экономикой, которая до настоящего времени не была частью ВТО, она пыталась стать ее членом в течение почти двух десятилетий. Однако в последние годы на ее пути твердо стояла Грузия. Противодействие запросу Москвы на вступление в ВТО было одним из немногих политических рычагов, которые имелись у Грузии против ее мощного соседа. Согласно источникам STRATFOR, решение переменить свои позиции стало результатом давления со стороны США, которые находились в поиске искупительного дара Москве в условиях возрастающего напряжения по поводу размещения систем ПРО в Европе. Очевидно, что США нашли эту искупительную жертву в вопросе вступления России в ВТО. Однако Россия не предполагала такого развития событий и создавала вместо этого свои собственные экономические альянсы, правила которых противоречат правилам ВТО. Вероятно, России придется скорректировать политику внутри своих торговых союзов, чтобы стать полноправным членов ВТО – в случае, если она до сих пор хочет стать полноправным членом.
Безотносительно вопросов Абхазии и Северной Осетии Грузия использовала свое влияние, чтобы исключить Россию из ВТО, даже до войны 2008 года, которая и привела к оккупации этих территорий Россией. Россия ответила суровым осуждением Грузии – и Запада – за нежелание принять ее в организацию. Тем не менее, за последний год Евросоюз и Соединенные Штаты все чаще открыто высказывались о необходимости принять Россию в ВТО. Грузия была последним контрольно-пропускным пунктом на пути России, однако, казалось, что Грузия непримирима в этом вопросе.
По данным источников STRATFOR в Москве, руководство Грузии находилось под чрезвычайным давлением со стороны Вашингтона по этому вопросу – это то, что Тбилиси отрицает. Эти источники указывают, что США стараются достичь относительно теплых отношений с Россией, поскольку Москва высказывает все большее недовольство размещением систем противоракетной обороны на территории Центральной Европы. В последнее время переговоры между США и Россией носили враждебный характер, и Москва обвиняла Вашингтон в агрессивным намерениях. США не могли полностью игнорировать Россию, потому что они зависят от Москвы в таких важных вопросах, как, например, удерживание Ирана от наращивания военных мощностей и помощь в перемещении поставок в Афганистан.
Источники STRATFOR заявляют, что Вашингтон, таким образом, ищет способ уберечь отношения с Россией от разрыва в ближайшем времени. Вопрос вступления в ВТО стал одним из немногих козырей США, но на пути стояла Грузия. По сообщениям, Вашингтон рассматривал возможность обойти Грузию на голосовании в ВТО и принять Россию в организацию большинством голосов, а не в результате анонимного голосования. Подобных прецедентов еще ни разу не случалось за всю историю ВТО. Руководство Грузии приняло решение согласиться.
Теперь ответственность за этот вопрос лежит на России, чего она совсем не ожидала. За последние несколько лет Россия пришла к выводу, что ей никогда не удастся вступить в ВТО, поэтому она вместе с государствами бывшего Советского союза создала свои собственные торговые союзы, включая Свободную торговую зону СНГ и Таможенный союз. В настоящее время в центре внимания этих двух союзов остается торговля, но у Кремля есть планы создать нечто большее из этих объединений – так называемый Евразийский союз, который является попыткой России сформировать союз бывших советских республик, не восстанавливая при этом Советский союз или Российскую империю. Для России значение этого союза заключается не просто в принадлежности к некому объединению или отсутствие препятствий для торговли, но доказывает, что Россия сохраняет свое доминирование на территории бывших советских государств.
Правила этих торговых союзов, в особенности Таможенного союза, противоречат политике ВТО. Например, средняя тарифная станка Таможенного союза больше 10,8%, что значительно превышает ставки ВТО для многих бывших советских государств. В прошлом месяце Россия начала пересмотр деталей Таможенного союза с целью обеспечить их совместимость со стандартами ВТО. Но Москва делала это вовсе не для того, чтобы подготовиться к вступлению в ВТО. Вместо этого Россия готовилась расширить Таможенный союз за счет государств, которые уже являются членами ВТО, как, например, Киргизия. Пока неясно, сколько из существующих правил Таможенного союза нужно будет изменить, для того чтобы Россия вступила в ВТО.
Тогда возникает вопрос, захочет ли Россия менять принципы в своих собственных экономических альянсах, которые служат также политическим целям, чтобы вступить в ВТО. Российский премьер-министр Владимир Путин 17 октября отступил от своих оптимистичных позиций по поводу вступления в ВТО, заявив о том, что Россия, вероятно, не извлечет выгоду – а может даже понести урон – из вступления в ВТО. Тем не менее, Москве необходимо сопоставить возможную выгоду от принятия предложения Вашингтона и свое желание контролировать политику своих собственных торговых клубов.
"Stratfor", США