Тимошенко взяли за долги

08.07.2011 в 15:13
Тимошенко взяли за долги

Тимошенко взяли за долги

Подробности

 

Список юридических претензий государства к Юлии Тимошенко растет. Пока Генпрокуратура интересуется премьерской деятельностью оппозиционерки, СБУ копнула глубже и открыла уголовное дело, посвященное знаменитым российским долгам ЕЭСУ перед Министерством обороны.

Наследство "газовой принцессы"

Уголовное преследование Юлии Тимошенко набирает обороты. Печерский райсуд столицы уже взялся за рассмотрение дела о газовых контрактах 2009 года, дела о "киотских" пенсиях и неправильных автомобилях скорой помощи ждут своей передачи в суд. Но пока фемида при помощи Генпрокуратуры интересуется результатами премьерских трудов бывшей главы правительства, Служба безопасности Украины с подачи Министерства обороны РФ решила освежить дела столь давно минувших дней, что не совсем ясна ситуация со сроками давности. Пятого июля стало известно, что СБУ открыла уголовное дело по факту "попытки расхищения 405 миллионов долларов бывшими должностными лицами Кабинета министров Украины, промышленно-финансовой корпорации "Единые энергетические системы Украины" (ЕЭСУ) и компании United Energy International Limited". В ближайшее время стражи государственного порядка планируют определить круг "должностных лиц, причастных к совершению преступления". А опыт предыдущих лет подсказывает, что в этом списке экс-премьер может снова занять одно из почетнейших мест.

Основной причиной вспомнить о долгах почти пятнадцатилетней давности стало недавнее письмо главы Министерства обороны РФ Анатолия Сердюкова, адресованное украинскому правительству. В этом документе, копия которого была обнародована СМИ, российский министр просит Кабмин рассмотреть вопрос погашения долговых обязательств ЕЭСУ в масштабе уже упомянутых четырехсот с "лишком" миллионов долларов. Первой реакцией украинской стороны стал отказ платить по чужим счетам. А второй, как оказалось, открытие уголовного дела за "присвоение и расхищение имущества в особо крупных размерах организованной группой", согласно части 5 статьи 191 УК грозящее виновникам заключением сроком от 7 до 12 лет, запретом занимать должности/заниматься определенным родом деятельности и конфискацией имущества.

Воспоминания о деятельности корпорации "Единые энергетические системы Украины", которая в середине девяностых не без помощи возглавляющего тогда правительство Павла Лазаренко играла ключевую (а временами – и монопольную) роль в поставках российского и среднеазиатского газа, не в первый раз оборачиваются проблемами для Юлии Тимошенко и ее ближайшего окружения. Стоит только вспомнить о событиях 2001 года, когда освобожденная от должности вице-премьера "газовая принцесса" провела более сорока суток в СИЗО. Претензии правоохранителей времен Леонида Кучмы к ЕЭСУ с течением времени менялись: руководство корпорации, на которую еще в конце девяностых были наложены значительные штрафы, обвинялось в контрабанде газа,  затем - злоупотреблении служебным положением путем завладения чужим имуществом, в результате чего государство, по мнению обвинителей понесло ущерб размером в несколько (суммы разнились от 5 до 8) миллиардов гривен. Однако со временем (и в судебной борьбе) эти претензии сошли на нет – последние дела против руководства ЕЭСУ (а их было несколько десятков) закрыли в начале 2005 года. Затем, по окончании первого премьерства Юлии Тимошенко, о долгах ЕЭСУ перед государством Виктор Ющенко вспомнил в сентябре 2005 – главным образом, в контексте списания этих долгов, которое произошло в период правления Юлии Владимировны. Дальнейшего развития президентская критика не получила, хотя за прошедшие годы (например, в 2007-м) Партия регионов несколько раз задавалась вопросом правомерности этого списания.

Теория о том, что после проигрыша на президентских выборах Юлии Тимошенко могут припомнить "все" – вплоть до ЕЭСУ-прошлого – получила подтверждение к началу судебного процесса по контрактам-2009. Вот только на этот раз отечественных правоохранителей больше заинтересовали зарубежные деяния корпорации, некогда возглавляемой нынешней оппозиционеркой. В основе финансовых требований Министерства обороны РФ лежат давние сложные договоренности, построенные на взаимозачетах и переуступках, процветавших в экономической деятельности в 1990-х. Тогда ЕЭСУ подписала бартерное соглашение: за газ, поставленный "Газпромом", она должна была расплатиться "продукции производственно-технического назначения" с Минобороны. Но, по свидетельству подозреваемых с российской стороны, компания успела погасить "натурой" (а крайние сроки по двум обязательствам истекали в 2000 году) только часть долга – 127 из 450 миллионов долларов. К концу 1990-х хозяйственная деятельность ЕЭСУ была практически прекращена. "Корпорация "ЕЭСУ" много лет держала нулевой баланс в расчетах с Россией. Но в какой-то период ЕЭСУ не выполнила определенные требования, в определенные команды не вошла, и корпорацию просто, как ластиком, стерли с лица земли. И как заморозили все деловые отношения в 1997 году, так они и остаются в таком состоянии", - объясняла в 2000-м Юлия Тимошенко. Как известно, положение дел с "оборонными"долгами стало поводом для открытия уголовного дела против Тимошенко Генпрокуратурой России и объявлением ее в розыск. Ее подозревали в даче взятки высокопоставленным армейским чиновникам РФ, которые позволили ранее подписать контракты о продаже пресловутой продукции по завышенным ценам. Но в декабре 2005 это дело было закрыто из-за истечения срока давности, а "уголовные" претензии Российской Федерации к Юлии Тимошенко сошли на нет. Зато финансовые (а с течением времени долг увеличился до 405 миллионов), похоже, остаются актуальны.

Главное – вовремя взыскать

Желание Министерства обороны стратегического партнера взыскать в свою пользу несколько сотен миллионов долларов выглядит вполне оправдано. Вот только в Украине к этому порыву отнеслись крайне сдержанно. Юлия Тимошенко существование такого долга отрицает. "Я бы хотела, чтобы вы посмотрели законодательства Украины и России, и вы поймете, что 15 лет ни один долг не может исчисляться и учитываться. Кроме того, безусловно, в тех суммах, которые указываются, даже и близко такого долга не было", - поясняла она в июне, когда было получено письмо Кабмину. Власть тоже не спешит брать на себя ненужные ей обязательства. "Ведь это серьезное обращение, претензия ко всем украинцам, к государству, если этот долг будет нами признан. Я знаю, что предварительно Азаров сообщил, что не признает долги Тимошенко как долги всей Украины", - уточняет "регионал" Владимир Олийнык. И на сегодня главная задача заинтересованных лиц заключается в том, чтобы определить: кто именно понесет ответственность за давнюю неуплату. Неясностей в ситуации много: стороны так и не выяснили, существует ли ЕЭСУ сейчас (предположительно, корпорация была ликвидирована в 2009-м); они расходятся в "показаниях" по поводу того, был ли долг обеспечен госгарантиями; а также потенциально интересным вопросом остается история с фальсифицированными (по мнению суда) векселями "Нафтогаза", которыми пытались погашать долги… Но пока деталями будет заниматься следствие, политикум больше будоражит вопрос: почему сейчас?

"Российский след" в прошлом Юлии Тимошенко в последнее время ищут с большой настойчивостью. Так, в середине июня о результатах своих изысканий докладывала парламентская комиссия, занимающаяся газовыми договоренностями. Оглашенный главой комиссии Инной Богословской вывод не прозвучал неожиданно - к подобным выводам правящий лагерь уже приходил. По мнению части парламентариев, именно долги (ЕЭСУ и еще одной компании, связываемой с экс-премьером, - "Босфор") перед РФ стали причиной сговорчивости Юлии Тимошенко в январе 2009 года. Деяния бывшей главы правительства в ВРУ попытались классифицировать как государственную измену. А вскоре после этого – о долгах "вдруг" снова заговорили россияне.

В БЮТ очередную атаку против своего лидера трактуют однозначно – старые дела понадобились после того, как новые начали "разваливаться". "Янукович не может справиться с Тимошенко самостоятельно, поэтому пригласил гуманитарную помощь", - убежден народный депутат из фракции БЮТ-"Батьківщина" Сергей Пашинский. Своевременность инициативы россиян и в самом деле выглядит подозрительно. "Это письмо Минобороны РФ появилось в то же день, когда дело Юлии Тимошенко было передано в суд. Случайным такое совпадение быть не может, поэтому, я считаю, что его основной целью было усиление давления на Тимошенко в начатом против нее процессе. Скорее всего, письмо имеет под собой чисто политическую подоплеку – Москва просто подыграла определенным лицам на украинской территории", - полагает эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. Возращение к теме долгов ЕЭСУ может сослужить службу власти и за рубежом. Ведь одно дело – когда руководство страны подозревают в угнетении оппозиции. И немного другое – если к этой оппозиции существуют серьезные претензии со стороны еще одного государства…

Дополнительную угрозу сторонники оппозиционерки пытаются использовать в свою пользу: если долги по-прежнему актуальны, то нет причин подозревать экс-премьера в изменнических поступках. "… Если письмо Сердюкова не фальшивка, то все, кто врал о "руке Москвы" и списании долгов, должны извиниться. На газовых переговорах Юлия Тимошенко отстаивала национальные интересы Украины, и эта очевидная истина доказана сегодня новой провокацией", - защищает главу БЮТ Сергей Пашинский.

Что интересно – памятливость российского Минобороны может отразиться не только на судьбе бывших должностных лиц ЕЭСУ. Некоторые специалисты не исключают, что "долговая" угроза может быть адресована и руководству нашего государства. "… Из публичных источников мы видим, что переговоры о пересмотре газовой формулы пока уперлись в тупик. Не исключено, что Россия сделала предостережение для действующей украинской власти о том, что документы не имеют срока давности, и долги надо погашать", - допускает эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут. Если Кремль действительно разыгрывает подобную многоходовку, то возвращение темы долгов ЕЭСУ, с одной стороны, служит намеком на незыблемость взятых на себя обязательств (а россияне не устают повторят: контракт есть контракт, и поводов пересматривать его они не видят). С другой стороны, если события будут развиваться по сценарию, который все-таки предполагает взыскание 400-миллионного долга с Украины, а не с фирм-участниц, - риск таких трат вполне может стать аргументом при выяснении осложнившихся отношений двух стран. Пока же выгоду из всплывшей вдруг темы пытаются извлечь все прямо или косвенно заинтересованные лица. Но вряд ли это удастся каждому.

Ксения Сокульская

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив