Рада благословила тендерный дерибан
Рада благословила тендерный дерибан
Законодательство, регламентирующее госзакупки, - вечная проблема украинского парламента. После того, как европейцы раскритиковали некоторые нормы, Рада опять пообещала исправиться. С частью "тонких мест" 17 мая вышло разобраться, но вместе с этим в тексте закона появились и очень интересные новшества.
Коррупции – бой?
Правила, по которым осуществляются государственные закупки, десятилетиями остаются для Украины "больным местом". Каждая смена обитателей властного Олимпа обещает сделать их честнее, прозрачнее и более защищенными от коррупционных схем. Однако, несмотря на частый пересмотр тендерных норм, и замену одного закона другим, по мнению его авторов, все более совершенным, КРУ констатирует: "Миллиарды бюджетных средств продолжают разворовываться по ранее созданным схемам". В мае отечественные парламентарии решили еще раз зайти в знакомую реку и снова "подрихтовать" проблемное законодательство. Тем более, что стимул для активности был весомым: в начале года из-за спорных действующих и планируемых нововведений Еврокомиссия и Всемирный банк приостановили финансирование ряда совместных с Украиной программ. В марте конфликт был урегулирован, через первое чтение небесспорный законопроект прошел в том же месяце, но принять новую редакцию закона Верховной раде удалось только в мае.
Голосование за принятие законопроекта непростой судьбы во втором чтении народные избранники провели 17 мая. Несмотря на критику оппозиции, сторонники большинства смогли собрать нужное количество голосов. Правда, 231 "за" ошеломляющей победой назвать трудно. Но для того, чтобы новый закон вступил в действие солидарного порыва 179 "регионалов", всех коммунистов и "литвиновцев", нескольких "внефракционников" и двух "нунсовцев" (включая и давнего "совместителя" Владислава Каськива) вполне достаточно, если на то будет президентская воля.
На первый взгляд новый законопроект и в самом деле производит впечатление такого, который поможет утвердить в нашем государстве более высокие "антикоррупционные стандарты". Так, первым же вопросом, который регламентируется в тексте документа, является увеличение штрафа, накладываемого на должностные лица в случае нарушения норм "госзакупочного" законодательства: раньше таковой составлял 300-700 необлагаемых минимумов (до 11,9 тысячи гривен), а сейчас хотят сделать 700-1000 минимумов, а в случае повторного подобного деяния в течение года – разместить планку взыскания в промежутке между тысячей минимумов и полутора тысячами.
Легче станет и с публикацией. Раньше закон все лишь говорил о том, что дополнительную информацию о тендерах заинтересованные лица могут бесплатно получить (тогда как за ее размещение могли захотеть вознаграждение). Теперь же уточняется: публикация и объявления (что уже есть и в действующей версии), и документации торгов осуществляется на безоплатной основе. Другим важным элементом в войне с коррупцией могут послужить уточнения о том, что контролирующие органы не могут вмешиваться в ход процедуры. Кроме того, отдельно оговаривается, что в случае проведения закупки у одного участника, отменяется необходимость согласовывать ее условия с уполномоченным органом – Министерством экономразвития. "Сняты любые коррупционные нагрузки, которые могли быть, например, со стороны Министерства экономики и развития. Теперь министерство только фиксирует, наблюдает за проведением закупок, но не выполняет функции контролирующего органа, сейчас никто не может остановить тендерные торги, как это было раньше, и что вызвало нарекания со стороны экспертной среды", - считает "регионал" Алексей Плотников. По его словам, в Европе к нововведениям относятся одобрительно, хотя новый закон так окончательно и не ставит точку в одном из самых проблемных моментов – "бестендерной" закупке энергоресурсов. Хотя в новой редакции уточняется – вопросы, касающиеся ряда спорных "предметов торга": от ядерного топлива через электро- и тепловую энергию, нефть и сырые нефтепродукты, телекоммуникационные услуги (кроме мобильной связи и интернета), услуги почтовой связи до некоторых образовательных услуг – должны регулироваться отдельными законами. Как, впрочем, товары и услуги природных монополий, а также товары, работы и услуги, привлекаемые в рамках правительственной подготовки к "Евро-2012".
И не без сюрпризов
Обновленный парламентариями текст закона выправляет некоторые неточности, уточняет термины, подробно расписывает закупки по рамочным соглашениям (которые, к слову, могут подписываться на срок не более 4 лет). Но внимание критиков проекта привлекли несколько пунктов, вносящих интересные уточнения, которые вряд ли помогут легко совладать с коррупцией.
Одна из главных претензий к плоду парламентско-кабминовских усилий заключается в небольшом уточнении по поводу сферы действия гипотетического закона. Сейчас статья 2 гласит, тендерные нормы применяются в тех случаях, когда заказчик (а это не только госорганы, но и предприятия, в уставном капитале которых государственный или коммунальный пакет акций составляет более 50%) рассчитывает на товары/услуги стоимостью от 100 тысяч гривен или работы – стоимостью от 300 тысяч. Но после майского голосования в тексте может появиться небольшое уточнение: "Этот закон применяется к предприятиям… в случае закупки за счет государственных средств". То есть, в том случае, если покупатель докажет, что закупку он собрался делать из собственных, а не бюджетных средств, - из-под действия закона он освободится.
Следующую волну возмущения вызывают своеобразные дополнения нескольких статей закона. Поправки к той же второй статье уточняют, на какие случаи закон не распространяется в принципе. В число новшеств вошли безобидные и, пожалуй, логичные пункты, вроде бестендерной закупки корма для цирковых животных. Но хватает и более интересных поблажек. Так, от тендеров будут, например, освобождены Аграрный фонд, Госрезерв (в тех случаях, когда покупает товары на биржах). Кроме того, по мнению парламентариев, тендерам не должны быть подвластны товары и услуги, предназначенные для обеспечения мероприятий и официальных приемов при участии президента Украины, главы Верховной рады Украины и членов Кабинета министров". Также свободной зоной хотят сделать авиаперелеты официальных делегаций. Власть имущим – так проще, зато власть не имущим намного сложнее проконтролировать траты "верхов".
Другие оживившие политикум новеллы затронули текст 39 и 40 статей. В первом случае уточняют правила проведения закупки у одного участника. По сравнению с нынешней версией закона снимается необходимость утверждать "конкурс" в Минэкономразвития (о чем выше уже упоминалось), а также расширяется перечень условий, на которых позволяются безальтернативные закупки. Раньше таких возможностей для маневра было четыре: при покупке предмета искусства, объекта авторского права или подписании договора, к примеру, с архитектором; при отсутствии конкуренции по техническим причинам, при острой необходимости, возникающей в рамках чрезвычайных ситуаций или в подобных случаях; и тогда, когда тендер уже дважды срывался. Теперь же народные депутаты переформулировали третий пункт, введя в него понятие "особые экономические и социальные обстоятельства", но не уточнили, кто и при каких условиях станет определять эту "особенность". А заодно и пополнили перечень новыми нормами. Покупать у одного участника можно будет тогда, когда понадобится дополнительная закупка у того же поставщика, в тех случаях, когда товары/услуги потребуются при банкротстве или если будут приобретены через товарную биржу…
При обсуждении законопроекта в сессионном зале громкие споры вызвали поправки к статье 40, которая перечисляет требования к договору о закупках. Если быть точнее, то возмущение парламентариев-оппозиционеров вызвало расширение списка обстоятельств, при которых условия договора могут поменяться уже после его подписания. Раньше единственную возможность переиграть уговоренное предоставляло сокращение объемов закупки вследствие уменьшения финансирования. Но если президент подпишет обновленный закон, возможностей отредактировать "посттендерный" договор будет больше. Парламентарии полагают, что пересмотр допустим тогда, когда цена на товар изменилась – но не более, чем на 10 процентов, не ранее, чем через 3 месяца, после его подписания и если перемены не повлияют на общую сумму; в случае форс-мажоров; а также тогда, когда часть закупок "переносится" с конца одного года на начало следующего. Самым же популярным у парламентариев пунктом оказалось небольшое уточнение о том, что договор может быть отредактирован при "улучшении качества предмета закупки при условии, что такое улучшение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре". По мнению оппозиционеров, такое нововведение чревато злоупотреблениями. "Эта норма ведет за собой коррупцию. Предприятие может проводить тендер на закупку 10 автомобилей Skoda, а затем за ту же сумму по факту приобрести 1 Merсedes. И это будет полностью соответствовать закону", - убеждена нардеп от НУ-НС Ксения Ляпина, которая призывает президента ветировать свежепроголосованный закон.
Помимо этого у оппозиционеров хватает замечаний к еще не вступившему в действие нормативному акту. Вице-спикера Николая Томенко беспокоит сокращение объямов информации, которая должна быть обязательно обнародована. "Бютовец" Сергей Терехин допускает, что идея об обязательном страховании рисков в случае, если масштабы сделки превышают 10 миллионов гривен, чревата определением четкого перечня страховых фирм, допущенных к заманчивой сфере деятельности. А представители правящего лагеря, со своей стороны, настаивают на том, что теперь госзакупки станут только краше и прозрачнее. Хотя трудно не заметить, что закрывая одни лазейки, новый закон намекает: где можно поискать новые.