Сын депутата. Неприкасаемый. Часть 1
Вердикт судьи Ирины Григорьевой прозвучал как гром среди ясного неба – обвиняемый по статье 115 УК Ч 2 – «преднамеренное убийство с отягчающими обстоятельствами» был отпущен из зала суда, а дело отправлено на доследование…
Это тяжкое преступление могло бы стать одним из многих в череде ужасных убийств, которые каждый день происходят в нашей стране. Однако «простым преступлением» убийство бизнесмена Василия Кривозуба не стало в силу ряда причин, одной из которых, возможно – самой значимой, является личность того, кто спланировал и осуществил похищение, а потом утопление человека. Главный «герой» этой дикой истории - Сергей Владимирович Демишкан является сыном народного депутата Украины, главы корпорации «Укравтодор» Владимира Демишкана.
Начиналось все, как банальный хозяйственный спор. В 2005 году фирма Сергея Демишкана взяла в лизинг у авиакомпании «Крунк», принадлежащей 62-летнему ветерану войны в Афганистане Василию Кривозубу, самолет АН-26. Демишкан платил по счетам, но на определенном этапе случилась между партнерами размолвка. Сын нардепа посчитал, что «переплатил» за имущество, которое, в свою очередь, сдавал в аренду. Как впоследствии объяснял Демишкан на допросах, он посчитал себя обманутым.
С другой стороны, если бы все было так, как потом путано рассказал подследственный, что помешало ему на этапе, когда он начал «переплачивать», обратиться в суд? С документами о выплатах на руках, да с админресурсом в виде такого влиятельного родственника, Демишкан однозначно был бы вердиктом удовлетворен. Судя по всему, Сергей Владимирович почему-то избрал совсем другой путь. Возможно, это был путь убийства. Что повлияло на принятие решения о похищении Кривозуба?
На этот счет имеется несколько версий. Согласно одной из них, Демишкан решил «окончательно избавиться» от партнера, дабы завладеть лизинговым имуществом, то бишь, самолетом АН-26. И с оплатой за самолет все было вовсе не так безоблачно, как затем пытался представить сын депутата на допросах. Согласно второй версии, истинным мотивом убийства послужили вовсе не финансовые отношения, к ужасному финалу привели странные особенности характера Демишкана, особенности его мировоззрения.
К примеру, некоторым знакомым Сергей Владимирович рассказывал о том, как воевал в Афганистане. Это удивительно, так как к моменту вывода войск из республики ему было 19 лет, и он… учился на втором курсе летного училища. В горнило войны курсанта никто не отправил бы, и уж конечно, не дал бы ему штурвал боевого самолета. Однако Демишкан настолько вжился в роль героя-афганца, что, по словам людей, присутствовавших на процессе, он отрицал очевидное даже перед лицом свидетельств однокурсника!
Чуть позже мы взглянем на показания соучастников преступления. Обратите внимание на то, как группа лиц (куда, судя по материалам дела, входил и Демишкан) измывалась над человеком, которого вот-вот убьют. Они как будто возбуждались от вида беспомощной, связанной по рукам и ногам жертвы. У каждого были свои психологические роли. Кто-то молчал, а кто-то постоянно оскорблял уже приговоренного человека, ежеминутно напоминая тому о его незавидной участи. Говорить об особенностях психики таких людей может специалист, но на бытовом уровне подобного рода граждан чаще всего именуют садистами. Бывает, что человек ничего из себя не представляет, но ради повышения социального статуса хотя бы в своих собственных глазах, начинает придумывать истории («я мастер спорта по боксу», «я – герой Афганской войны» и т.д.).
При этом такие люди зачастую всерьез завидуют тем, кто чего-то достиг на самом деле, реальным героям (Кривозуб награжден боевым орденом Красной звезды), не прощают чужого успеха и испытывают наслаждение от ощущения власти. Власть вершить чью-то жизнь – не это ли желанная мечта любого слабого человека? В концентрационных лагерях нацистской Германии работало чрезвычайно много эсэсовцев, в прошлом - рядовых клерков, скромных бухгалтеров, застенчивых и забитых писарей. И не было страшнее таких людей, дорвавшихся до власти распоряжаться чужой жизнью!
По материалам дела, в конце 2007 года в голове Демишкана созрела шальная идея выкрасть Василия Кривозуба. Для помощи в осуществлении плана он привлек своего кума Сергея Левченко (бывшего сотрудника МВД) и некого Александра Курдина. Личность Курдина, на сегодняшний день являющегося «паровозом» дела об убийстве, также весьма примечательна. Это парень из разряда «могу копать – могу не копать». На момент совершения преступления ему едва исполнился 21 год, он занимался спортом, не пил, не курил, и мысли его, судя по протоколам допросов, были сродни мыслям подростка или даже ребенка. По-видимому, то, что произошло в самом конце «спецоперации», к исполнению которой он был привлечен, стало для него шоком.
С помощью источников в правоохранительных органах нам удалось получить протоколы допросов подозреваемых. Из протокола допроса Курдина: «В августе 2005 года я устроился на работу в частную фирму охраны «Феникс» в городе Брянка Луганской области, в должности старшего инспектора охраны. Там генеральным директором указанной фирмы был Левченко Сергей Геннадиевич. В процессе работы у нас с Левченко стали более дружеские отношения».
После увольнения из «Феникса» Курдин намеревался идти по контакту в армию. Но однажды ему позвонил «друг» Левченко и предложил «легкую» работу в Киеве. Какую именно – не уточнил. Курдин приехал в столицу, и на даче у Демишкана последний поведал парню из провинции о должнике, который «висит» ему 360 тысяч долларов. По плану, Левченко с Курдиным должны были привезти «должника» на разговор к Сергею Демишкану.
19.11.2007 г. Курдин и Левченко начали следить за «дедом» (так называл Василия Кривозуба в своих показаниях Курдин), и уже в 15 часов ветеран Афганистана был насильно усажен в машину похитителей неподалеку от собственного дома на Виноградаре. Кривозуба отвезли в лесополосу, куда приехал сам заказчик преступления Демишкан. Выкраденного бизнесмена пересадили в другую машину, и вся компания отправилась на дачу к Демишкану в Барышевку.
На даче сын народного депутата долго «тер» с Кривозубом о финансовых делах и взаиморасчетах. В конце концов порешили на том, что Кривозуб остается в заложниках до завтрашнего дня, а завтра Демишкан привозит на дачу юриста, в присутствии которого «дед» подпишет документы о передаче самолета АН-26 своему похитителю.
Но план дал трещину ночью. Пристегнутый к кровати наручниками Кривозуб извлек из-под одежды мобильный телефон, не обнаруженный при обыске, и отправил несколько смс с текстом «меня похитили. Барышевка». Наутро дочь бизнесмена, получившая от отца такое сообщение, обратилась с заявлением в Голосеевский райотдел милиции, где ей в доступной форме объяснили – «погуляет и вернется». Находясь в шоковом состоянии, дочь Кривозуба совершила роковую ошибку – она позвонила Демишкану и поинтересовалась – не знает ли тот, где ее отец? При этом рассказала об смс.
Демишкан сказал, что ничего не знает, сам же набрал Левченко. Левченко дал задание Курдину обыскать похищенного бизнесмена еще раз.
Обнаружили телефон, начали звонить Демишкану с целью получения инструкций – что делать дальше. Однако Демишкан пропал из эфира. Появился он вечером с планом убийства.
Троица усадила Кривозуба в машину и отправилась искать место, где его можно убить. Причем, как следует из показаний обвиняемых, первоначально они думали Кривозуба… закопать. Живьем.
Впоследствии был придуман более гуманный способ лишения жизни – утопление. В багажнике машины Демишкана уже лежала чугунная батарея.
В первом протоколе допроса от 19. 12. 2007 года Курдин рассказал, как Демишкан предложил убить «деда», как они его вывезли, как ждали сумерек, как топили. В протоколе от 09.04.2008 он пошагово описал весь процесс преступления, с интересными цитатами, произносимыми Демишканом: «При этом Демишкан говорил Кривозубу, что тот уже свое отжил».
«По дороге я дал Кривозубу В.И. водку. Он еще сильнее опьянел, стал что-то бормотать, петь, и говорить мне, что я хороший человек. Это злило Демишкана С.В. Он ругался и несколько раз сказал по дороге «Передашь привет Кусто!»
Найдя подходящее для утопления место в селе Ровжи, Демишкан отправил Левченко на разведку – последнему следовало узнать – глубоко ли под мостом.
«Кривозуб еще не был привязан к батарее, но сильно нервничал, так как, очевидно, понимал, что его убьют». В него вливали водку, по-видимому, тогда и сломали хрящ в горле. Однако Кривозуб оставался жив и продолжал мучиться. Из показаний Кудрина: «до этого, когда Демишкан С.В. привязывал Кривозуба В.И. к батарее, чтобы было плотнее, он наступил ногой на Кривозуба В.И., который лежал на батарее спиной. От этого Кривозуб В.И. аж «крякнул».
Впоследствии судмедэксперт опишет, из-за чего «крякнул» Кривозуб. Демишкан, наступив на грудную клетку своей жертвы, сломал последней два ребра. «Когда я помог Демишкану С.В. положить Кривозуба В.И. с батареей на перила моста, Кривозуб В.И. был живой, и что-то говорил невнятно».
Продолжение следует…