Белоруссия скатывается к восточной агрессивности
Белоруссия скатывается к восточной агрессивности
В воскресенье в Белоруссии прошли президентские выборы. В воскресенье вечером белорусская милиция вынесла свой вердикт. К полуночи десятки тысяч людей были вытеснены с главной площади в центре Минска, сотни арестованы и сотни жестоко избиты. Молодежь с трудом расходилась после демонстраций со сломанными руками и окровавленными головами. Семь из девяти кандидатов в президенты Белоруссии оказались в тюрьме. Одного из них, Владимира Некляева, избили до потери сознания, а затем вынесли из больницы, завернутого в одеяла. На данный момент его местонахождение неизвестно.
Милиция также проводила аресты журналистов, вламываясь в редакции и запрещая им работать. Позднее она начала производить по домам аресты художников и артистов. Для ровного счета кибермилиция закрыла вебсайты и социальные сети, такие как Twitter, Facebook и их белорусские эквиваленты, а также заблокировала доступ к иностранным сайтам, где сообщались новости о событиях в Минске. Позаимствовав методы работы у своих молдавских коллег, белорусские спецслужбы, до сих пор носящие вызывающее отвращение название КГБ, вывели на улицы бандитов, которые присоединились к демонстрациям в день выборов, а затем начали бить окна в здании парламента и бросать камни. Милиция получила основание для того, чтобы ужесточить свои действия.
В целом это было ошеломляющее проявление слабости режима. Действительно, применение силы после четвертой «победы» Александра Лукашенко на президентских выборах можно назвать лишь свидетельством провала белорусского диктатора. Когда закрылись избирательные участки, Лукашенко объявил, что набрал почти 80% голосов. Но популярным политикам нет нужды избивать, арестовывать и преследовать своих оппонентов, засылать в толпы людей провокаторов и закрывать вебсайты.
На самом деле, количество голосов в поддержку Лукашенко намного меньше 80 процентов. Находящаяся в Польше и вещающая на Белоруссию телевизионная станция «Белсат» считает, что поддержка Лукашенко ближе к 30 процентам. При этом она основывается на данных опросов, проводившихся в течение нескольких месяцев. Некоторые другие независимые источники называют цифру 38 процентов. Но оба показателя наглядно объясняют, почему появились многочисленные сообщения о фальсификациях, почему на подсчет голосов не пускали наблюдателей, почему государственные средства массовой информации 90 процентов эфирного времени отдали Лукашенко, почему «Радио Свободная Европа» с самого раннего утра начало собирать данные о нарушениях на выборах. Этим также объясняется и то, почему грузовики с милицией по охране общественного порядка были отправлены в центр Минска еще до того, как там начали собираться демонстранты.
В данных обстоятельствах «победа» Лукашенко также означает, что после длительного флирта с либеральным Западом и авторитарным Востоком белорусский диктатор сделал свой выбор. В прошлом месяце министры иностранных дел Германии и Польши (да, я замужем за вторым) отправились в Минск с предложением. В обмен на проведение свободных выборов Евросоюз предложил Белоруссии крупный пакет помощи, большую открытость границ и возможность для углубления экономических и политических взаимоотношений. Но после этого Лукашенко наладил свои испортившиеся отношения с Кремлем и подписал с Москвой соглашение о поставках нефти, обеспечив, по крайней мере, частичное сохранение старой экономической модели в стране. Почти все прошедшее десятилетие Белоруссия импортировала из России дешевую нефть, а затем экспортировала в другие страны ту же нефть и нефтепродукты по более высокой цене, обеспечивая тем самым сбалансированность бюджета и благосостояние своих политиков. Сейчас условия соглашения менее благоприятные, но все равно они лучше того, что Белоруссия могла получить на открытом рынке.
На этот момент все. Прозвучат заявления, могут быть введены санкции. Лукашенко будет трудно получить визу в Берлин или в Лондон. Но если говорить откровенно, у Запада мало стимулов, которые он может предложить непопулярным диктаторам – даже тем непопулярным диктаторам, у которых общие границы с Европой. Единственное, что он может предложить – это свободная торговля и отдаленная перспектива интеграции и экономического роста. Европейские министры иностранных дел не могут гарантировать Лукашенко личное благосостояние. Они не в состоянии предложить ему нечистые нефтяные сделки. Они могут говорить о свободе (что они и делают), но им приходится соперничать с теми, кто говорит о «китайской модели», кто предлагает более предсказуемые формы трудовой занятости, кому наплевать на аресты. В понедельник утром, после того как милиция совершила нападения на оппозицию, Дмитрий Медведев заявил, что прошедшие выборы это «внутреннее дело» Белоруссии.
Вот так и выглядит «упадок Запада» в восточной половине Европы. Соединенные Штаты Америки и Европа, которым не хватает денег и идей, практически не финансируют белорусскую оппозицию. Россия, у которой снова появились кучи нефтяных денег, согласилась поддержать Лукашенко и профинансировать его режим. Будем надеяться, что ей это обойдется намного дороже, чем она ожидает.
Энн Аппельбаум, "The Washington Post", США