Янукович решил перетряхнуть

09.12.2010 в 14:51
Янукович решил перетряхнуть

Янукович решил перетряхнуть

Подробности

 

Разобравшись на первое время с налогами, власть обещает и дальше победоностно следовать по пути реформ. И первое место в начале длинной очереди вместе с пенсионными преобразованиями заняли административные перемены. Но какой будет эта реформа — пока еще неясно.

Реформа за реформой

С  принятием президентской версии Налогового кодекса Кабмин и парламентарии прикрыли одну из основных стратегических брешей. После этого разработка бюджета на следующий год, ориентированного уже на новые правила, пошла полным ходом и уже в пятницу, 10 декабря, правительство планирует познакомить Верховную раду с главной сметой страны. Но для того, чтобы гарантировать успех бюджетов последующих лет одних только налоговых перемен мало. Своей очереди ждет и обещанная МВФ пенсионная революция, первые этапы которой также обещают презентовать в виде уже готового законопроекта в ближайшее время. Кроме нее еще до конца года власть обещает всерьез заняться еще сферой — административной.

Административная реформа уже давно стала своеобразной проверкой серьезности намерений руководства страны. Провести ее обещал еще Леонид Кучма. Неоднократно заходил в эту реку и Виктор Ющенко, который еще на заре президентства собирался  устроить своего рода административно-территориальный переворот. Тогда, в 2005 году под эти цели был "выделен" специальный вице-премьер, которым стал Роман Безсмертный. Но, как известно, начинание, которое не встретило понимания у народа еще на территориальном этапе, довольно быстро сошло на нет. Очередной всплеск реформационной активности подобного характера Банковая продемонстрировала уже ближе к концу правления Виктора Андреевича. Тогда, напомним, главное слово мог бы сказать президентский проект Конституции, который заметно перераспределял права  между центром и регионами, а на страже реализации возможностей последних могла встать еще верхняя палата парламента... Но какими бы амбициозными ни были первоначальные планы, в большинстве случаев админреформаторские решения глав государства сводились к реорганизации некоторых органов власти — не более того.

С приходом к власти админреформу причислил к своим приоритетам еще один украинский президент. Решив проблему стабильности, к плотной реализации своих реформационных намерений гарант подошел к концу года. Провести ревизию в сердце государственного аппарата не так уж и просто — в Администрации президента признают, что внедрение админреформы должно пережить этап согласования наметившихся конфликтов интересов. Но на Банковой надеются, что много времени на это не уйдет. "… До конца 2010 года были планы показать основные направления, и, уверена, они будут реализованы", - допустила первый заместитель главы АП Ирина Акимова. Главная интрига заключается в том, какая же концепция (а во властном лагере признают, что их несколько) победит. И насколько скорыми и глубокими будут преобразования.

Темпы воплощения админреформы в жизнь власть имущих, похоже, интересуют чуть ли не в первую очередь. Во всяком случае, Николай Азаров надеется не без ее помощи серьезно сэкономить уже в 2011 году. "Расходы на содержание органов государственной власти по сравнению с 2010 годом сокращаются более, чем на 1 миллиард гривен", - сообщил премьер в ходе последнего "бюджетного" заседания Кабмина. Урезать траты в правительстве рассчитывают не только путем сокращения расходов, но и благодаря "оптимизации численности работников государственного и местного управления".

Такие "материально ориентированные" рассуждения руководства страны способствовали тому, что основным предметом интереса к реформе оказались обещанные структурные преобразования органов власти. Улучшение системы государственной власти и было одной из изначально заявленных целей. "Мы хотим упорядочить систему власти в стране, убрать дублирующие функции, которые есть между ветвями власти и, в том числе, в исполнительной власти – это в основном", - снова делился президент еще в ноябре. В силу этого, с момента провозглашения курса на админреформу наибольшее внимание приковано к теме "Кого и как сократят".

Преобразования и кадровые чистки обещают провести на всех "этажах" вертикали власти. Но пока громче всего анонсируют вероятные преобразования центрального аппарата. Такое намерение выглядит логично — эксперты неоднократно отмечали, что для сравнительно небогатой страны у Украины слишком много министерств и неоправданно масштабный Кабмин. Именно поэтому, наибольшей популярностью пользуются новости админреформенного фронта, которые касаются грядущего уменьшения количества министерств. Со слов министра Кабмина Анатолия Толстоухова, в политикуме циркулирует версия о том, что админреформу "переживут" лишь 12 министерств (сейчас их 20), а вице-премьерам придется совместить свои обязанности с министерскими. К числу организационных "смертников" специалисты часто относят Министерство промполитики, несколько реже — Министерство экономики, которое в ближайшее время рискует оказаться обезглавленным. Кроме того, не утихают слухи об оптимизации "древа" министерств: объединение Минсемьи и молодежи с Минкультуры, Минуглепрома с Министерством топлива и энергетики, Минрегионстроя с МинЖКХ, МЧС и МВД и тому подобные варианты оптимизации по сходству функций.

Расформировать, да не обидеть...

Аналогичные улучшения могут ждать и другие центральные органы власти. В начале декабря внимание привлек обнародованный СМИ проект президентского указа, которым предполагается уточнить структуру существующих органов власти и, что немаловажно, их функции. Если эта информация соответствует реальности, то на Банковой собираются твердо разграничить полномочия министерств, государственных служб, государственных инспекций и государственных агентств. Так, например, предполагается, что госслужбы осуществляют контрольные функции и могут предоставлять услуги, но не могут участвовать в нормативно-правовом  регулировании и, кроме отдельных случаев, не могут управлять государственным имуществом. Главная задача инспекций, как и подсказывает название, - контроль; нормативные акты, услуги и распоряжение собственностью государства для них заказаны. А вот агентства должны заниматься по большей части этой самой собственностью, но не контролем и не услугами. Такие преобразования обещают небольшую функциональную революцию. Как минимум — по части передачи нормативно-правовых полномочий от накрытых реформой органов к профильным министерствам. Да и в целом, рычаги влияния на реальность заметно перераспределятся.

При всей значимости перераспределения инструментов (что может послужить неплохим аргументом на ниве противостояния коррупции), больше всего внимания привлек другой пункт гипотетического указа. Тот самый, которым ликвидируется четыре десятка центральных органов власти: от Госкомитета по делам национальностей и религий до Государственной гидрометеорологической службы, от Социальной службы для семьи, детей и молодежи до Государственного департамента пожарной безопасности... Что интересно, наибольший резонанс вызвало потенциальное расформирование Института национальной памяти. С "резким и категорическим осуждением" выступила "Наша Украина", раскритиковал решение и "заукраинец" Вячеслав Кириленко. С одной стороны, такая последовательная "организационная" неприязнь к гуманитарным инициативам предыдущей власти в исполнении власти нынешней действительно выглядит несколько странно. С другой стороны, судя по планам, УИНП — это одна из немногих структур, которым не собираются создавать замену.

Ликвидация сорока органов власти — инициатива, которая выглядит радикальной лишь на первый взгляд. На деле тем же указом предполагается основать свыше двадцати новых институций (а также — пообъединять и попереименовывать), которые переберут на себя большую часть "освободившихся" функций. Теоретически, само намерение сократить число управляющих и контролирующих органов выглядит похвально, но еще неизвестно, чем именно оно обернется: существенно ли уменьшится чиновничий аппарат (или подавляющее большинство "сокращенцев" будет тут же трудоустроено), хорошо ли справиться реформа с борьбой с дублированием полномочий, что считается одним из главных бичей существующей административной системы, не появятся ли в скором времени новые органы власти на месте "выкорчеванных". Да и на экономию бюджетных средств в краткосрочной перспективе рассчитывать трудно. Как справедливо заметил спикер, сокращение чиновничьих штатов может вылиться в немалые расходы. "Проще для бюджета содержать госслужащих, нежели их уволить в связи с ликвидацией учреждения или сокращением штата. Ведь в таком случае нужно выплатить огромные суммы или нужно отменить те законы, которые действуют на сегодняшний день", - напомнил Владимир Литвин.

Еще одним подводным камнем возможной админреформы остается кадровый вопрос. Вернее, то, как именно будут распределяться полномочия уже не между органами власти, а между флангами властного лагеря. Вполне вероятная борьба за власть в конечном счете может свести на нет многие благие начинания. И некоторые специалисты опасаются развития сценария именно по этому пути. "Сокращение министерств, ведомств и агентств может превратиться в элементарную чиновничью профанацию и стать исключительно еще одним этапом во внутренней борьбе в нынешней власти", - допускает заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий. Подобного мнения придерживается и вице-спикер. "Очевидно, и дальнейшие кадровые назначения будут назначениями по признакам преданности или партийной принадлежности", - считает Николай Томенко.

Прицельные перестановки кадров — эта тактическая задача властей. Куда больший интерес вызывает стратегический характер возможных перемен. Вопросом вопросов остается широта намерений руководства государства. Сейчас еще неизвестно, станут ли перетряхивание (почти по Александру Лукашенко) чиновничьей армии и оптимизация министерств — одним из этапов административной реформы или ими все и закончится. Ведь изначально, по примеру других президентов, окружение Виктора Януковича говорило о всеобъемлющих преобразованиях. В октябре Сергей Левочкин уверял, что значительная часть государственных функций будет передана на места. А еще в августе президент анонсировал возможные изменения Конституции — как раз с точки зрения усиления позиций местного самоуправления. Такие планы быстро реализовать невозможно. Но именно так, через уточнение полномочий власти, выбранной на местах, через определение судьбы местных администраций, через некоторую "развертикализацию" властной системы и может реализоваться административная реформа в полном значении этого словосочетания. Желание сократить расходы на госаппарат — похвально. Но интересно, станет ли власть говорить "Б" после того, как в ближайшее время планирует сказать "А", а если станет — то каким образом. Ведь именно глубокая админреформа может показать, насколько высоко Партия регионов ставит интересы этих самых регионов.

Ксения Сокульская

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив