КНДР стреляет "вхолостую"
КНДР стреляет "вхолостую"
23 ноября армия Корейской народной демократической республики подвергла обстрелу остров Йонпхендо, принадлежащий Республике Корея (РК). Конфликт между Северной и Южной Кореями из вялотекущего регионального противостояния превратился в мировую повестку дня. Пока некоторые политики пугают человечество новой мировой войной, эксперты успокаивают людей: артобстрел южнокорейских территорий – это очередная попытка КНДР потребовать у мира гуманитарную помощь.
Боевая неготовность
Несмотря на окончание войны между КНДР и РК 57 лет назад, Северная и Южная Кореи так и не пошли на сближение. Более того, несмотря на неоднократные переговоры, конфликты с применением силы между двумя государствами не прекращались. Справедливости ради стоит сказать, что почти всегда причиной таких инцидентов была КНДР. Так, со стороны северокорейцев предпринимались: нападение на южнокорейский военный корабль в 1968 году, покушение на президентов Южной Кореи в 1968 и 1983 годах - причем одно из этих покушений было совершено на территории Республики Корея, - взрыв южнокорейского лайнера. Во время всех этих атак гибли люди. В 2010 году КНДР отметилась потоплением южнокорейского корвета "Чхонан". Жертвой этой атаки армии Северной Кореи стали 46 южнокорейских военнослужащих. Несмотря на такое поведение соседей, РК всегда ограничивалась нотами протеста, не применяя силу. Однако артиллерийский обстрел островов Йонпхендо был первым артобстрелом южнокорейской территории после прекращения войны в 1953 году. Эти острова и раньше были проблемной зоной в отношениях между двумя Кореями. С 1990-х годов КНДР не признает суверенитет Республики Корея на этой территории, хотя в 1953 северокорейцы и согласились с линией, по которой между двумя государствами была проведена граница. До последнего артобстрела были, по крайней мере, два пограничных инцидента в данном районе – северокорейские военные суда вторгались в южнокорейские территориальные воды, что оканчивалось перестрелкой с южнокорейскими пограничниками. Да и потопленный северокорейской торпедой "Чхонан" был атакован как раз вблизи островов Йонпхендо. Однако массивных артобстрелов спорной территории до 23 ноября не было. Через 13 минут после начала обстрела армия Республики Корея ответила огнем противнику. Правда, из-за неготовности южнокорейцев к атаке задействованы были не все орудия. Южнокорейцы вынуждены были вести огонь по береговым укреплениям КНДР и военным казармам. До артиллерии "северян" они не доставали. Впрочем, РK могла ответить на артобстрел "по полной", благо в регионе проходили плановые военные учения. Но использовать авиацию для подавления артиллерии противника в армии Южной Кореи не стали – это было чревато полномасштабной войной.
Такая "мягкость" южнокорейцев в отношении своих северных соседей вполне объяснима. Если в 60-х годах большинство корейцев по обе стороны границы хотели воссоединения (правда, под разными флагами), то сейчас население обеих стран осознает свою неготовность к такому развитию событий. Среди вырвавшихся из КНДР перебежчиков есть определенный процент вернувшихся на родину, несмотря на наказание, которое их там ждет. Причина проста – многие "северяне" не вписываются в жизнь в Республике Корея. Более того, для самой Южной Кореи соединение с Северной Кореей будет невыгодным: КНДР по уровню развития экономики и промышленности находится на низком уровне. Фактически, там нужно начинать строительство экономики с нуля. Южным корейцам первое время придется содержать своих северных братьев, к чему они явно не готовы. Война же против "северян" обернется многомиллионными жертвами (столица РК Сеул находится в 50 километрах от границы с КНДР) и подорвет южнокорейскую экономику. С другой стороны, КНДР прекрасно осознает, что добровольно объединяться с ней Республика Корея вряд ли будет. Развязывать войну против "южан" – самоубийство, ведь тех поддерживает весь мир, а у США перед РК военные обязательства. Пусть и нанеся серьезный урон Южной Корее, армия КНДР будет разгромлена. Традиционный союзник КНДР Китай вряд ли будет вмешиваться. В последнее время КНР решительно выступает за урегулирование корейского кризиса. Поэтому приграничный конфликт между Кореями – это не начало войны, считают эксперты. У инцидента на Йонпхендо другие причины.
Снаряды в обмен на продовольствие и популярность
Артобстрел Йонпхендо совпал по времени с несколькими важнейшими событиями в северокорейской политике. Во-первых, незадолго до обстрела острова народу КНДР официально представили "наследника" главы Северной Кореи Ким Чен Ира. Им оказался сын последнего – Ким Чен Ун, выдвижение которого в лидеры Трудовой партии Кореи, находящейся "у руля" КНДР с момента основания республики, произошло на третьей конференции партии 28 сентября 2010 года. До этого конференции ТПК проводились в 1958 и 1966 годах после партийных чисток. Ким Чен Ун, слухи о назначении которого преемником нынешнего главы КНДР ходили с 2006 года, впервые официально был представлен публике как раз осенью 2010 года. Именно на третьей конференции ТПК его избрали членом ЦК партии. Более того, 27-летнего Ким Чен Уна назначили генералом армии КНДР. Ранее Ким Чен Ун возглавлял разведывательное ведомство КНДР. Военное противостояние с Югом сможет сплотить "северян" около фигуры нового вождя. Тем более, он среди рядовых "северокорейцев" он вряд ли сможет рассчитывать на популярность – к нему еще не привыкли. Кроме того, большинство жителей КНДР голодает, в то время, как Ким Чен Ун имеет весьма упитанный вид. "Мы не просим красивой одежды. Нам не надо плясок и веселья. Мы хотим одного – чтобы наши желудки были полны. Но каждое утро мы просыпаемся с одной мыслью – где достать еду на завтрак. Вторая задача – как достать еду на обед", - цитирует ВВС слова перебежчицы из КНДР Чо Юнг Хе. Как считает ряд мировых экспертов, Ким Чен Ун специально набрал вес и провел ряд пластических операций с тем, чтобы походить на своего деда – отца-основателя КНДР Ким Ир Сена.
Второй причиной, по которой КНДР провела обстрел Йонпхендо, может быть желание правящей верхушки Северной Кореи отвлечь внимание от ядерной программы страны. 12 ноября группа ученых Стэндфордского университета в соответствии с международными договоренностями между КНДР и ООН посетила Йонбён – центр ядерных разработок Северной Кореи. Делегации был продемонстрирован новейший цикл по созданию ядерного топлива на основе низкообогащенного урана, о котором, как оказалось, ничего не знала разведка США. И хотя американские ученые не увидели признаков производства необходимого для ядерного оружия плутония, они признали, что комплекс в дальнейшем может быть использован для военных целей. Это шокировало не только США, но и Китай, которого давно уже не устраивает опасный сосед. КНР выступила активным участником переговорного процесса между двумя Кореями в пору ядерного кризиса. Выступает она таковым и сейчас, предлагая незамедлительно начать переговоры по решению проблемы артобстрела Йонпхендо. Северокорейская ядерная проблема становится актуальнее на фоне обнародованных данных о сотрудничестве в военной сфере КНДР и Ирана. В частности, Иран подозревают в получении от КНДР ракет, которые могут достичь территории Европы. Сами иранцы факт данной сделки отрицают. В любом случае, наличие ядерного оружия у КНДР не выгодно никому. Впрочем, даже в случае создания ядерного оружия Северная Корея не намерена использовать его по назначению. Это государство, как и раньше, будет грозить миру, вымогая гуманитарную помощь. "Никто ни с кем воевать не собирается уже лет так сорок. Обычные местные дела. Северяне таким образом денег просят. Они их обычно именно так просят. Хорошо, что сразу не торпедой. Обычно, кстати, приводит к желаемому ими результату, хотя и не сразу", - пишет у себя в блоге известный кореевед Андрей Ланьков.
Войне на полуострове не бывать. Это самоубийственный шаг и для Северной и для Южной Кореи. Последней, в отличие от северного соседа, не выгодно даже нагнетание обстановки. На артобстрел 23 ноября болезненно отреагировала биржа, на которой акции южнокорейских компаний упали в цене. Сейчас руководству Республики Корея главное не раздувать конфликт. Вот почему "южане" и ограничиваются отставкой министра обороны страны и военными учениями с США. Демонстративный протест, а не вооруженное противостояние - пока лучший тактический ход. Но вряд ли мировое сообщество будет долго терпеть убийства мирных людей ради удовлетворения амбиций правящей верхушки КНДР. Даже давний союзник КНДР Китай порой задумывается о прекращении насилия на Корейском полуострове самыми радикальными методами.
Борис Рудь