Чавес и Янукович угодили друг другу
Два президента смогли угодить друг другу
Число друзей Украины на международной арене увеличилось. В октябре, посетив Москву и Минск, в Киев впервые заехал президент Венесуэлы. Между Уго Чавесом и "другом Виктором" установилось полное взаимопонимание. В том числе – и в нефтяном вопросе.
Турне боливарианца
Посещение Украины одним из самых одиозных политиков в мире – событие нерядовое. В канун приезда высокого гостя пресса полнилась оценками предстоящего визита. Оптимисты, как водится, рассчитывали на будущие экономические успехи потенциального сотрудничества – в первую очередь, в сфере энергетики, во вторую – всех остальных, среди которых громче всего вспоминали об авиастроении и тихо, но настойчиво – о продукции военно-промышленного комплекса. А вот пессимисты более всего опасались (и продолжают опасаться – на таких позициях стоит, например, экс-глава МИД Борис Тарасюк) возможных последствий для имиджа нашей страны: Уго Чавес – политик очень известный, но назвать его популярным в международной среде весьма затруднительно.
Формально, дружба с главным боливарианцем (идеология, предполагающая в конечном итоге создание объединенного социалистического государства латиноамериканских стран) репутации руководства страны повредить не должна. Против Венесуэлы не введены международные санкции, западные страны с ней активно сотрудничают, а что Уго Чавес склонен временами называть геополитических оппонентов "дьяволами" или "властителями тьмы" (таких титулов от него удостаивались Джордж Буш-младший и Барак Обама соответственно) – так с кем ни случается… И все же президент Венесуэлы, надо полагать, не лучший образец для подражания с точки зрения международного сообщества. В его активе проведение референдума, позволившего ему избираться неограниченное количество раз, неоднозначные подходы к партийному строительству вкупе со сложными отношениями с оппозицией, тяжелые взаимоотношения с соседней Колумбией, руководство которой неоднократно обвиняло Каракас в поддержке повстанцев, национализация ряда отраслей экономики, включая энергетику и телекоммуникации, в пику корпорациям-"кровопийцам", привычка высылать или не впускать в страну послов неприятных ему государств или надгосударственных объединений и попытки выстроить социалистическую и антиамериканскую "ось добра", основу которой составляют еще и Куба братьев Кастро и Боливия Эво Моралеса… Но если на Западе отношение к достижениям венесуэльского лидера, мягко говоря, неоднозначное, то у соседей Украины сотрудничество с ним идет полным ходом.
Перед тем, как приехать в Киев, Уго Чавес успел посетить столицы Российской Федерации и Беларуси. Каждый из визитов, по оценкам руководства стран, прошел с большим успехом. Так, например, в Москве, экономические взаимоотношения Венесуэлы с которой углубляются год от года (а политическим очень способствовало признание независимости Абхазии и Южной Осетии), глава южноамериканского государства договаривался о дружбе на "почве" сельского хозяйства, автомобилестроения, развития ЖКХ, дальнейших поставок вооружения; подписал соглашение о строительстве россиянами первой в стране атомной электростанции на два энергоблока; а заодно пообещал продать "Роснефти" принадлежащий Венесуэле 50-процентный пакет акций немецкой компании Ruhr Oel, который обещает стать первым европейским активом российской госкорпорации. В Минске же во главу угла был поставлен топливный вопрос. Как известно, весной 2010 года после обострения "нефтяных" отношений с Кремлем в рамках Таможенного союза, белорусы вплотную занялись проблемой диверсификации поставок энергоносителей. Подписанные в итоге договоренности с Венесуэлой были достигнуты в "объеме" тридцати миллионов тонн нефти, которые должны быть поставлены в 2011-13 годах по десять миллионов тонн ежегодно. По оценкам экспертов, этот контракт покрывает практически половину белорусской потребности в "черном золоте". А честь помочь с транспортировкой венесуэльско-белорусской нефти возлагается, в том числе, и на Украину.
Аверс наступает?
Как и предыдущие этапы турне, киевский визит Уго Чавеса прошел в атмосфере полного взаимопонимания и желания руководства стран угодить друг другу. В ходе традиционного обмена любезностями гость рассыпался в комплиментах хозяину, выходя за привычные протокольные рамки. "Мне очень приятно было услышать о вашей победе, о твоем возвращении, которое обеспечил украинский народ. В тот день я себе сказал: "Больше времени терять нельзя, надо ехать в Украину, надо ехать и пожать руку Виктору Януковичу, надо обнять и передать самые теплые пожелания украинскому народу", - с энтузиазмом рассказывал лидер латиноамериканской страны. И хотя фразы, вроде "Украина и Венесуэла борются за одно дело", могут несколько смутить, все же стоит отметить, что украинская риторика Уго Чавеса была заметно сдержаннее его речей в Минске, в которых "строительству альтернативы империализму" отводилось заметное место.
Разворачивание дружбы Киева и Каракаса обещано на многих фронтах: от дипломатического (намерение организовать представительство Венесуэлы в Киеве и подготовить визит Виктора Януковича в эту страну уже к началу следующего года) до, как и следовало ожидать, экономических. Анонсируя грядущее сотрудничество, обе стороны лучились энтузиазмом. Так, Уго Чавес высказывался в адрес отечественных достижений в самолетостроении с большим одобрением. А вот тема возможных поставок вооружения так и не прозвучала, хотя специалисты и допускают вероятность проведения неофициальных переговоров на этот счет. Главное же место в общении первых лиц двух стран было отведено нефти.
В ходе итоговой пресс-конференции государственных лидеров выяснилось, что украинский президент принял предложение высокого гостя принять участие в разработке нефтегазоносных месторождений в бассейне Ориноко. Правда, достижение принципиальной договоренности еще не означает ее скорейшего воплощения в жизнь. Украинские эксперты между тем считают, что при всей интересности предложения (а в Венесуэле уже работают россияне и туда же Уго Чавес настойчиво зовет белорусов), всерьез взяться за него Киеву будет непросто. Нынешнее состояние "Нафтогаза" едва ли позволяет подобные капиталовложения, да и стоимость добытой в Венесуэле нефти может быть для Киева слишком велика…
Другим запоминающимся моментом переговоров стала попытка организовать транзитную судьбу пресловутых поставок нефти в Беларусь. Как известно, действующая на сегодня схема предполагает морскую транспортировку до Одессы, а уже из украинского порта – цистернами по железной дороге. Но в октябре Виктор Янукович повторил прозвучавшее было весной предложение – развернуть ток нефтепровода "Одесса-Броды". Изначально протянутая с мыслью о перекачке каспийской нефти в Европу труба, как известно, работает в реверсной режиме, отправляя российскую нефть в Одессу, где ее разливают по танкерам. Главным способом использовать нефтепровод по назначению до недавних пор считалось его продление до польских Плоцка и Гданьска, заинтересованность в чем неоднократно подтверждала Варшава, как недавно вспоминал и Николай Азаров. Но блестящие планы Виктора Ющенко регулярно разбивались об отсутствие поставщика "черного золота", который смог бы наполнить трубу. Теперь он, возможно, найден. И пусть венесуэльские поставки в Беларусь вряд ли сразу задействуют все мощности нефтепровода (часть законтрактованных объемов, по всей видимости, планируется ввозить через Балтику), но такие планы все же выглядят хорошим подспорьем для кампании "Даешь аверс!". Впрочем, Виктор Янукович заверяет, что нефтепровод будет "развернут" в любом случае. Если, конечно, ни у кого не найдутся возражения…
Аверс "Одесса-Броды", по мнению специалистов, - хороший вариант, благодаря которому Минск может достичь хотя бы частичной независимости от энергетической политики Москвы. Но немало зависит и от последовательности позиций украинского руководства. Формально, украинская труба – украинское дело, у россиян, по словам Чавеса, никаких возражений нет, пока вопросы вызывает разве что намерение использовать часть нефтепровода "Дружба", но кто знает, насколько далеко могут зайти их возражения, а главное – на чьей стороне будет официальный Киев. Опыт недавнего польско-российского кризиса показал, что отказаться от поддержки интересов Кремля во имя сотрудничества с другими стратегическими партнерами Украине Виктора Януковича бывает очень непросто. Но, возможно, соображения целесообразности вкупе с посулами друзей из Минска и Каракаса смогут перешибить обух мнения Москвы. В большинстве случаев обещания реализовывать взвешенную и прагматичную внешнюю политику объясняли пророссийские порывы украинских властей. Теоретически, ситуация может быть откорректирована. Вот только будущее такой коррекции предсказать сложно. Тем более, что дружба с Венесуэлой – это обстоятельство не то, чтобы совсем уж порочащее, но с точки зрения Запада – довольно подозрительное. А киевский гость тем временем оправился путешествовать дальше. Следующим пунктом турне его ждет Иран.
Ксения Сокульская