"Перезагрузка" под французским соусом
"Перезагрузка" под французским соусом
На трехсторонней встрече в Довиле Саркози, Меркель и Медведев собираются обсудить отношения в сфере безопасности и ситуацию в мировой экономике. Перед ноябрьским саммитом НАТО в Лиссабоне, где Россия будет безгласным наблюдателем, Франция и Германия решили сделать реверанс в ее сторону, пишут СМИ. Другие страны ЕС и США несколько обеспокоены довильским "триумвиратом".
Привязать Россию к Европе - вот цель, которую преследуют Николя Саркози и Ангела Меркель на встрече в Довиле (Франция) с Дмитрием Медведевым. Как отмечает корреспондент Le Figaro Пьер Русселен, эта задача имеет историческое значение и не может быть решена в один день, но контекст наконец стал благоприятным, и эту возможность нельзя упускать.
"Европа и Россия поняли, что нуждаются друг в друге, если не хотят оказаться отодвинутыми на второй план усилившимися в результате глобализации державами. Для Кремля возвышение Китая - нешуточная угроза, усугубляемая призраком демографического спада", - пишет автор статьи, упоминая далее об уязвимости страны, где четыре пятых доходов от экспорта приходится на долю сырья, и ее потребности в европейских инвестициях и технологиях.
Россия выражает обеспокоенность в связи с натовским проектом ПРО и новой стратегической доктриной альянса, и "Франция и Германия как никто другой способны представлять европейские интересы, пусть даже другие страны Евросоюза обеспокоены довильским "триумвиратом", говорится в статье. Что касается Барака Обамы, то после отсутствия на 20-й годовщине падения Берлинской стены ему не стоит удивляться такому формату встречи, пишет корреспондент: во всяком случае "Америка больше не стоит у позорного столба, как во времена Ширака, Шредера и Путина в разгар войны в Ираке".
Париж и Берлин стремятся к "перезагрузке" отношений с Москвой, утверждает The Financial Times. На трехстороннем саммите, который пройдет сегодня и завтра, накануне ноябрьских саммитов G20, НАТО и ОБСЕ, Саркози, Меркель и Медведев собираются обсудить отношения в сфере безопасности и ситуацию в мировой экономике.
Саркози заявляет, что ЕС и России нужен "союз экономической безопасности", правда, пока не раскрывая подробностей, замечает газета. Он также ратует за сотрудничество в борьбе с терроризмом. Саркози хочет, чтобы на встрече G20 Медведев активно обсуждал регулирование на рынках сырья и энергоносителей, а Меркель - чтобы Россия поддержала ужесточение правил в финансовом секторе.
"Враг эпохи холодной войны и непростой сосед последних двух десятилетий, Россия должна стать партнером", - таким видит послание трехсторонней встречи во французском Довиле автор публикации в немецкой Sueddeutsche Zeitung.
Время для встречи выбрано самое подходящее - в середине ноября в Лиссабоне НАТО будет решать судьбу своей новой стратегии. "Россия, рухнувшая мировая держава и новый сырьевой гигант, не имеет здесь права голоса. В Лиссабоне Медведев будет лишь наблюдать, как решение принимают другие. И это не может не ранить Москву. В этой связи, - пишет журналист, - французы и немцы хотят заранее дать понять русским: вы важны для нас, мы стремимся к единому пространству безопасности и экономики в Европе".
Тем не менее германо-российско-французский треугольник в Довиле вызывает у многих в Европе недовольство. Так, итальянцы чувствуют себя исключенными из решения важных задач, поляки демонстрируют недоверие. "Однако особенно насторожились американцы, которые гадают, с каких это пор Берлин, Париж и Москва договариваются между собой о европейской безопасности". Германии и Франции издание рекомендует подчеркнуть, что они не планируют одиночных маневров, а играют роль первопроходцев на восточном направлении.
Перед встречей лидеров Германии, России и Франции в Довиле Москва обратилась с просьбой о регулярном участии в работе комитета Евросоюза, ответственного за формирование внешней политики блока, сообщает The New York Times. "Мы бы хотели, чтобы Россия и ЕС могли принимать совместные решения, - сказал в прошедшие выходные в телефонном интервью International Herald Tribune в Брюсселе Владимир Чижов, представитель Москвы при ЕС. - Должен быть какой-то механизм, который бы позволил нам предпринимать совместные шаги".
"Такие меры ознаменовали бы существенные подвижки в отношениях между ЕС и Россией, которые сдерживаются расхождениями среди 27 членов блока по вопросу о том, как взаимодействовать с Россией", - пишет автор публикации.
Большую аналитическую статью о перспективах отношений Европы и России публикует в Le Figaro Александр Адлер. Предстоящая встреча в Довиле должна конкретизировать новую стратегию развития Европы, которая, по мнению ее сторонников, призвана ознаменовать радикальный поворот для всего континента, пишет обозреватель.
Автор напоминает, что похожая встреча имела место в 2003 году, но тогда Владимир Путин, Жак Ширак и Герхард Шредер вместе выступили против британо-американской кампании в Ираке, а нынешняя встреча основана на конструктивных устремлениях. Франция вернулась в структуры командования НАТО, в Германии к власти пришли либерально-консервативные правые, а в России Путин, "хотя и продолжает играть решающую роль, но дает своему президенту-либералу Дмитрию Медведеву высказывать реформаторские идеи в сфере экономики, контрастирующие с китайским синдромом самых ярых московских национал-консерваторов". "Иными словами, мы перешли от глобальных громогласных амбиций к истинно-стратегическим", - полагает Адлер. Как только российские руководители осознали масштаб необходимых реформ и развеялась опасная иллюзия "опьянения природными ресурсами", вся российская стратегия модернизации сосредоточилась исключительно на Европе.