Власть в Украине начинает соответствовать
Власть в Украине начинает соответствовать
После того, как КСУ признал политреформу-2004 неконституционной, Украина вошла в состояние законодательной неопределенности. Решить наметившиеся проблемы несоответствия обычных законов Основному власть обещает в кратчайшие сроки. А Кабмин и ВРУ уже готовятся жить "по-новому".
Вся президентская рать
Последствиями экстренного возвращения к Основному закону образца 1996 года служит грядущее перераспределение полномочий по оси парламент-правительство-президент. Причем, если судить по ряду заявлений власть имущих, главная проблема, которая на сегодня стоит перед Верховной радой – внести необходимые поправки в перечень законодательных актов (спикер говорит о списке из 40 пунктов). И все – после этого начинается новая жизнь.
Первый постреформенный рабочий день Кабинет министров встретил с умонастроениями, больше всего похожими на принцип "Своя рубашка ближе к телу". Обновленная редакция закона, регламентирующего правительственную деятельность, прошла "обкатку" и была зарегистрирована в парламенте уже 4 октября.
В случае принятия ВРУ представленного законопроекта (а в его приемлемости для парламентариев сомневаться трудно) законодательная история вернется на круги своя. На страницах подготовленного Министерством юстиции документа (немалую часть которого занимают переходные положения, вносящие поправки в смежные нормативные акты, включая помогающие расширению контроля главы государства над силовиками) зафиксировано возвращение к давно знакомым правилам игры, ориентированным на президента. Согласно новым старым нормам, несмотря на то, что формально Кабмин остается "подконтрольным и подотчетным" Верховной раде Украины, вся полнота власти над ним передается президенту. Напомним, в случае фиксации реанимированных норм именно глава государства получает право предлагать кандидатуру премьера для одобрения парламентом, утверждать по премьерскому представлению членов правительства, отправлять Кабмин в отставку "оптом или в розницу" (к тому же перед новоизбранным президентом высший орган исполнительной власти по умолчанию слагает полномочия) и фактически управлять правительством в полуручном режиме через указы и распоряжения. С увеличением президентской власти автоматически уменьшилась власть над правительством Верховной рады. Возможность так или иначе воздействовать на Кабмин (хотя бы через механизм недоверия) народные избранники, разумеется, могут сохранить. Но, например, шансов всерьез повлиять на кадровую политику (кроме как упорно игнорировать президентские вкусы в премьерском вопросе) депутаты лишаются. И, в случае утверждения знакомых правил игры парламентская забава "Отставим министра" рискует уйти в прошлое – "поштучно" члены Кабмина смогут увольняться или сами, или по "просьбе" премьера или президента.
Несмотря на впечатляющие перемены трудно заподозрить, что нынешний состав Кабинета министров к ним совсем не готов. Напротив, глава правительства с первых дней своего назначения не отрицал, что воля президента для него стоит на первом месте, и Кабмин Николая Азарова по факту является Кабмином Виктора Януковича. Что ж, после вердикта КСУ, закрепленного затем в профильном законодательстве, дух сегодняшних правил игры станет буквой. А президент, в свою очередь, сможет вершить правительственные судьбы, не слишком отвлекаясь на мнение 450 депутатов.
Судя по всему, в полной мере испытывать новые рычаги власти глава государства пока не будет. И ждать отставки Кабмина в целом в ближайшие недели, по мнению экспертов, не стоит. Напротив, Николаю Азарову, похоже, предстоит взвалить на себя тяготы не только экономических сложностей и предвыборных реалий, но и адаптации вертикали власти к новым реалиям. Во всяком случае, проследить за укреплением оной премьера просит президент. И все же, Кабмин не сможет обойтись без кадровых треволнений вовсе. Согласно Конституции и предложенном Минюстом законопроекту, в ближайшее время предстоит сократить правительственную верхушку и из шести вице-премьеров оставить при исполнении четырех. По словам президентского окружения, гарант к решительному шагу почти готов – обсуждение предварительно намечено на пятницу, 8 октября. Но мнения специалистов, по поводу того, кто же именно является кандидатом на вылет, разделились. Большинство теоретических построений предполагает, что наиболее прочными выглядят позиции первого вице-премьера Андрея Клюева. Наиболее шаткими же – "силового" вице-премьера Владимира Сивковича, круг обязанностей (и целесообразность присутствия в правительстве) которого периодически подвергается сомнениям. С другой стороны, есть основания подозревать, что и другие заместители Николая Азарова могут лишиться своих кресел. Так, вопросы остаются к "аграрному" вице-премьеру Виктору Слауте, особенно на фоне череды продовольственных кризисов и ситуации в посевной. С другой стороны, летом резкой критике из уст главы государства подвергся другой зам премьера – ответственный за региональную политику Виктор Тихонов… В то же время еще одним вице остается куратор "Евро-2012" Борис Колесников. Заметных претензий к его деятельности, по всей видимости, нет, да и отставка видного представителя той группы влияния в Партии регионов, которую связывают с именем самого богатого украинца, может существенно повлиять на баланс сил. Однако, можно предположить, что сама "тематика" вице-премьерства допускает выделение ее в какую-либо отдельную структуру, как, к слову и было ранее. Наконец, едва ли не наиболее интересным выглядит положение вице-премьерских дел Сергея Тигипко, хотя он убежден в незыблемости своих позиций. Теоретически, именно он и является главным претендентом на увольнение, в том числе и потому, что на таком решении уже неоднократно настаивали коммунистические соратники нынешней власти. Но удаление такого "инородного тела" прямо сейчас выглядит не слишком разумным. Такой шаг может поспособствовать росту электоральных симпатий к "Сильной Украине" в канун местных выборов. Если это, конечно, не та цель, достижение которой запланировано изначально…
Жить стало веселее…
Если в правительстве пока готовятся к поредению рядов и переходу под президентскую руку, то в парламенте становится веселее с каждым днем. Как и члены Кабмина, парламентарии готовы с места в карьер выполнять решение КСУ – приводить законодательную базу в соответствие с Конституцией-96. И важной вехой на этом пути остается коррекция правил парламентского общежития.
С учетом конституционных пертурбаций порыв народных избранников к срочному переписыванию регламента ВРУ выглядит вполне логично. Ведь ВРУ предстоит не только лишиться права на деятельное участие в формировании Кабмина, но и пересмотреть принципы организации своего существования.
Судя по всему, за переписывание регламента парламентарии готовы взяться всерьез. Но 4 октября первой была зарегистрирована сравнительно невинная "поправочная" инициатива нескольких парламентариев, задача которой – разобраться с самыми насущными проблемами. Согласно предлагаемым изменениям, новую форму должна обрести глава 11 многострадального законопроекта – та самая, что носит емкое название "Формирование депутатских фракций в Верховной раде Украины". Ставший привычным механизм предполагается обратить вспять: партийно-блочная роль депутатских объединений снижается (на ее долю остается скромная оговорка "как правило"), а законодатели получают право безбоязненно покидать ряды фракций политических сил, которые привели их в парламент, и уходить в самостоятельное плавание. В случае принятия обновленных правил игры фракционный процесс в украинском парламенте рискует превратиться в нечто непрерывное, ведь фракции из "невходильцев" или изгнанников могут быть сформированы "на любом этапе деятельности Верховной рады". Все, что для этого нужно – мобилизовать не менее 14 избранников народа.
Предложение обеспокоенных парламентариев оставляет за собой впечатление незавершенности. Так, например, неясно, почему обходится стороной, как минимум, следующая глава регламента – "Коалиция депутатских фракций", которая регламентирует нормы, Конституции-96 незнакомые. Но, должно быть, этот момент (как и процедура избрания спикера), будет учтен позднее. Пока же срочность решения фракционного вопроса можно пояснить тем, что депутаты пытаются законодательно закрепить уже вовсю действую практику. Напомним, вслед за восстановлением старой версии Основного закона председатель ВРУ сделал пессимистичный прогноз. "Понятно, что новые реалии могут привести к тому, что начнется броуновское движение - вхождение, выход, формирование новых депутатских фракций", - уверен Владимир Литвин. Предсказание спикера уже частично исполнилось, во всяком случае, по состоянию на утро 5 октября фракция Партии регионов успела пополниться семью новобранцами (включая пятерых экс-"бютовцев"), а парламентское представительство Блока Литвина стало весомее на бывшего "нунсовца" Станислава Довгого.
В случае принятия требуемых поправок будни Верховной рады определенно оживятся. В ближайшее время можно ожидать, что позиции Партии власти еще несколько укрепятся. В то же время маловероятно, что все, недавно еще внефракционные, коалицианты и сочувствующие стремятся влиться в Партию регионов. Напротив, логика политического торга предполагает, что на осколках НУ-НС и части БЮТ может быть сформировано несколько фракций, некоторые из которых радостно примут участие в погоне за властью. И пусть коалиции в "старом" понимании уже не существует, а просто "большинство" было оформлено заново, но лояльность сателлитов власти еще понадобится. Особенно в свете уже озвученного желания еще разок отредактировать Конституцию.
Другой причиной для активизации процесса формирования фракций остается потенциальное желание участников торжества приобщиться к разделу внутрипарламентских (представительство в которых готовы сделать строго пропорциональным) кресел и должностей за стенами ВРУ. Еще один элемент интриги вносит намерение части "региональных" кругов поменять спикера: и Рада уже слегка не та, и в бытность Владимира Михайловича главой парламента в прошлый раз политреформа принималась… Дальнейшие особенности парламентского круговорота во многом зависят от того, как именно будет выглядеть окончательная версия регламента. Но уже сейчас одна "деталь" настойчиво привлекает внимание. По всей видимости, нардепы считают, что с решением конституционных судей они обязаны подчиняться логике дореформенных правил игры. То есть – свободно мигрировать между фракциями, создавать новые объединения без оглядки на былой "недоимперативный" мандат. Одновременно же парламентарии по какой-то причине убеждены, что срок их полномочий должен определяться в полном соответствии с редакцией Основного закона, действительной на момент их избрания. Получается интересно: как коалицию упразднять и по фракциям путешествовать – работает Конституция-96. Но как только вспоминают о четырехлетнем правлении – Конституция-2004 мгновенно берет верх. Не исключено, что подобное затруднение (а ведь оппозиция не устает настаивать – выборы должны пройти в 2011 году) парламентарии решат довольно просто: примут новую порцию поправок к КУ, где пропишут в переходных положениях "срок годности" нынешнего созыва. Как это и предполагали эксперты изначально… Пока же можно констатировать: сезон нескучной политической жизни продолжается.
Ксения Сокульская