Украина и Россия - душевный прагматизм
19 сентября в своем Twitter-е президент Российской Федерации Дмитрий Медведев написал: "О поездке в Украину. Не могу забыть радостные глаза тысяч людей, встречавших нас в Глухове. Очень добрые эмоции. Это надо ценить политикам". Российский гарант остался доволен визитом в нашу страну. Они тепло пообщались с украинским президентом Виктором Януковичем. Но, несмотря на такую "душевность" между первыми лицами Украины и России, российская власть отказывается смягчить свои позиции по ряду украино-российских проблем. Причина такого поведения северного соседа проста. Кремль опасается повторения белорусской ситуации, когда комплименты президента Беларуси Александра Лукашенко обошлись Москве во многие миллионы долларов, но при этом с белорусской стороны не было сделано ни одной уступки.
Теплые слова
Автопробег, в котором принимали участие российские и украинские экипажи, был посвящен столетию автомарафона Киев-Санкт-Петербург на приз императора Николая II. По словам Януковича, украинский и российский президенты запланировали его еще во время совместных торжеств по поводу Дня Победы. "Мы задумали этот автопробег еще ранней весной", - поделился с журналистами Янукович.
Как результат – Янукович и Медведев успели плотно пообщаться. И до автопробега, и во время. Поговорили обо всем. В том числе и об упрощении пересечения границы для граждан России и Украины. "Нам нужно сделать так, чтобы наши границы были как можно комфортнее для наших граждан, и чтобы они способствовали лишь порядку", - сказал украинский президент 17 сентября. "Нужно иметь нормальные коммуникации, это не только дороги, это еще и возможность спокойно пересекать границу", - поддержал его российский коллега и сообщил, что на следующий день главы государств продолжат решать наболевшие проблемы двух стран. "Мы продолжим обсуждение российско-украинских отношений, поговорим обо всем: об экономике, о социальной сфере, о культуре, о гуманитарном сотрудничестве", - сказал Медведев. От первых лиц государства не отставали и чиновники рангом пониже. "Наша задача, задача правительства и Министерства сделает все возможное, чтобы наша транспортно-дорожная инфраструктура соответствовала европейскому уровню. И в этом направлении на сегодняшний день мы эффективно работаем…Мы не хотим, чтобы данный автопробег был ударом по бездорожью и разгильдяйству. Мы хотим, чтобы данный автопробег символизировал успех, а также установление дружественных отношений между людьми", - сказал на концерте в ознаменование финиша автопробега в Киеве заместитель министра транспорта и связи Алексей Баранов.
Атмосфера автопробега способствовала "душевности" не только политиков, но и акул крупного бизнеса. Так, представитель "Газпрома" Сергей Куприянов, поздравляя участников с финалом автомарафона, заметил: "Надеемся, что такие события, как это станут одним из многих замечательных событий, которые не разъединяют, а сближают наши государства и народы". Такой тон одного из топ-менеджеров "Газпрома" мог бы обнадежить. Если бы не одно "но". Ранее эта компания заняла весьма жесткую позицию в отношении "Южного потока" и объединения НАК "Нафтогаз Украины" и ОАО "Газпром". И позиция эта Украине невыгодна. Да и российское политическое руководство тоже не настроено делать уступки нашей стране. Несмотря на теплые слова президента РФ, российское правительство не согласно демаркировать границу в Керченском проливе так, как было при СССР и как ныне выгодно Украине. "Душевность" Медведева идет рука об руку с жесткостью премьер-министра России Владимира Путина и главы "Газпрома" Алексея Миллера. И это понятно. Россия не хочет в который раз оказаться в дураках.
"Ожегшись" на Беларуси, "дуют" на Украину
"Южный поток" – проект российского газопровода в обход Украины уже не первый день тревожит украинскую власть. При этом, Российская Федерация устами своих официальных лиц не перестает уверять – это проект не направлен против Украины. "Цель "Южного потока", которым занимается Российская Федерация вместе со своими партнерами, очень простая – повысить энергетическую безопасность Европы. Реализация данного проекта не означает, что нынешние власти Украины рассматриваются как ненадежный партнер в газовой сфере. У нас даже мыслей таких нет. Достигнутые весной этого года договоренности подтверждают как раз обратное", - сказал 19 сентября министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. Его украинский коллега Константин Грищенко, напротив, считает такой проект опасным для Украины. "Мы рассчитываем, что сила аргументов, анализ этой ситуации подведет наших российских партнеров к осознанию того, что не стоит вкладывать многомиллиардные инвестиции в проект, который не имеет ни политического, ни экономического обоснования в нынешних условиях", - сказал Грищенко.
Не обошел Лавров и вопрос, связанный с газотранспортной системой Украины. "Что касается сотрудничества по газотранспортной системе Украины, то по данному вопросу между нашими соответствующими министерствами и газовыми компаниями ведутся переговоры. Они рассматривают это профессионально, на основе экономической целесообразности, с учетом всех факторов, которые обычно принимаются во внимание в такого рода делах. Убежден, что наше взаимодействие по этим вопросам будет продолжаться и дальше таким же образом", - заметил российский министр. При этом,политическое руководство России, непосредственно заинтересованное в "Южном потоке" и в поглощении "Нафтогаза", дало уже неоднозначно понять: строительство газопровода остановят только в том случае, если Украина как можно скорее решится на слияние НАК "Нафтогаз" с ОАО "Газпром". Однако позже министр энергетики РФ Сергей Шматко заметил, что даже если Украина и поступится газотранспортной системой и "Нафтогазом", "Южному потоку" – быть. "Я считаю, что нашим украинским коллегам нужно привыкнуть жить в условиях конкуренции, в постоянной рыночной среде", - сказал Шматко 16 сентября. Такой же жесткой позиции изначально придерживался глава "Газпрома" Алексей Миллер. А это значит, что газопровод в обход Украины, который Россия строит совместно с французской компанией Electrecite de France, будет все-таки построен. Он обойдется сторонам в 10 миллиардов долларов. Мощность новой газопроводной системы планируется в объеме до 63 млрд кубометров в год. Россия уже подписала соглашения со всеми странами-транзитерами: Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Австрией.
Таким образом, в будущем Украина окончательно утратит рычаги влияния на российскую ценовую политику в области энергоносителей. Это стало понятно уже сейчас, когда "Газпром" озвучил цену на газ для Украины. Она осталась без изменений. Тем не менее, украинское руководство уверено, что цену на такой важный для Украины энергоноситель удастся снизить. "У нас абсолютно надежная финансово-экономическая ситуация, экономика начала выходить из кризиса, у нас есть ресурс времени и у нас появились козыри для переговоров с Москвой", - сказал украинский премьер-министр Николай Азаров в пятничном эфире телеканала "Интер". Тем не менее, судя по заявлению Лаврова, которое прозвучало позже, чем заявление Азарова, козыри у украинской власти если и есть, то она их пока не используют.
Что касается Керченского пролива, то и здесь ситуация далеко не идеальная. Российский посол в Украине Владимир Ельченко сказал, что в отношении данной проблемы "позиции России и Украины весьма далекие". 19 сентября его поддержал и российский мининдел Лавров.
Подобная политика РФ вызывает аналогию с проблемами в российско-белорусских отношениях. Минск много лет демонстрировал расположение к РФ, поговаривали даже о создании единого государства Беларуси и России. Под это дело, "старшая" сестра выдавала "младшей" кредиты. Но дальше разговоров о "Союзном государстве" дело не пошло. Более того, белорусское руководство усиленно и довольно успешно препятствовало российской экономической экспансии в республику. Россия не получила даже "моральной" компенсации за неудачи на "белорусском фронте" во внешней политике. Александр Лукашенко после войны в Грузии в 2008 году так и не признал на официальном уровне Южную Осетию и Абхазию, сохранив таким образом поле для маневра в случае осложнения отношений с Россией. А они не замедлили осложниться – устав от неудачных попыток завладеть нефтетранспортной системой Беларуси, Россия попыталась достаточно жестко надавить на республику. В ответ получила жесткую отповедь белорусского президента. После того, как Лукашенко при помощи фильма на НТВ попытались намекнуть, как могут выстраивать отношения с руководством бывшей "сестры", Беларусь и вовсе заняла оппозицию по отношению к России. Лукашенко не только принял у себя президента Грузии Михаила Саакашвили, но и начал жестко критиковать внешнюю и внутреннюю политику бывших союзников. Минск даже позволил себе критиковать в европейском ключе политику России в Чечне. Так, лидер непризнанной республики Ичкерия Ахмед Закаев был назван белорусским телевидением "главой Чечни".
Россия справедливо опасается подобного варианта развития событий и в Украине, где представители крупного капитала – извечные конкуренты российских компаний. Украинским металлургическим баронам, имеющим рычаги влияния на президента и правительство Украины, поглощение украинской ГТС и утрата Украиной рычагов влияния на Россию в вопросе формирования цен на газ грозит поражением в борьбе с российскими металлургическими компаниями, имеющими сильное лобби в правительстве РФ. Именно поэтому, при всей своей благодушной риторике, Россия жестко обороняет свои экономические интересы и не согласна ни на малейшие компромиссы.
Борис Рудь