Теракт, который изменил мир

13.09.2010 в 14:21

Подробности

 

11 сентября мир отмечает 9-ю годовщину атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Это событие всколыхнуло мир и ознаменовало начало новой эпохи – эпохи борьбы с терроризмом. Если раньше на повестке дня стояла борьба с диктаторскими режимами, борьба за права человека, то после 11 сентября 2001 года перед миром встала новая проблема – как победить тех, кто сеет зло и насилие, и как при этом самому остаться человеком.

 Начало ассиметричной войны

До того как самолеты, пилотируемые боевиками "Аль-Каиды", разрушили здание ВТЦ  и нанесли урон зданию Пентагона, концепция войн предусматривала наличие двух противоборствующих сторон, более-менее равных по силе, или хотя бы обладающих армиями и другими институтами обороны. Притом, государство теоретически могло обезопасить себя развивая собственную оборону, вкладывая в нее деньги, вооружая армию и полицию. Однако атака террористов на ВТЦ ознаменовала переход к новому типу войны – ассиметричному. С одной стороны – самая мощная держава в мире, с чьим военным потенциалом в 2001 году не могла сравниться ни одна страна в мире. С другой – горстка фанатиков, не имеющая и доли сил и средств, подобных силам и средствам их противников, но имеющая одержимость, перекрывавшую и то, и другое. Удар самолетов по башням ВТЦ был ударом по американским гражданам, которых потрясло не столько количество жертв теракта, сколько сам факт того, что их государство – безопасное, как им казалось, больше таковым не является. Можете тратить миллиарды долларов на вооружение и иметь лучшую по технической оснащенности армию, можете платить колоссальные налоги, которые пойдут на обеспечение безопасности – все тщетно. В один сентябрьский день небольшая группка фанатиков докажет, что любой человек в любой точке земного шара не может быть застрахован от того, что его убьют во имя чьих-то высоких идеалов. Атака "Аль-Каиды" показала террористам всех мастей, что для достижения своих целей не нужно атаковать военные базы, как это делала сама "Аль-Каида" до 11 сентября, не нужно атаковать посольства ненавистного вам государства – нужно лишь осуществить такой теракт, который повлечет как можно большее количество жертв среди мирного населения. Если народовольцы атаковали царя и царских чиновников, ИРА – лоялистов и членов правительства Великобритании, то "Аль-Каида" объектом террора выбрала мирных жителей. И до "Аль-Каиды" жертвами террора становились гражданские лица, но именно она показала, что данный вид терактов самый результативный. Выбор этот террористы обосновали так – раз правительство в демократичных странах формируется за счет выборов, значит, граждане этих государств опосредованно повинны в том, что совершает их руководство.

После 11 сентября по миру прокатится волна терактов, целью которых является в первую очередь устрашение. Чеченские боевики осознали, что вместо войны с федеральными силами можно взорвать дома в Москве, захватить заложников во время мьюзикла "Норд-Ост" или атаковать школу в Беслане. "Аль-Каида" совершает атаки в лондонском метро, взрывы четырех поездов в Мадриде – теракты, повлекшие за собой смерти многих мирных людей. Взрывы в Мадриде приводят к тому, что на выборах испанцы поддерживают политиков, выступающих против участия Испании в военных операциях в Ираке и Афганистане. Террористы понемногу начинают понимать, что лучшего средства воздействовать на внутреннюю политику их противников, чем теракты, - нет. Эпоха ассиметричной войны продолжается.

В ожидании новых крестовых походов

Одним из основных вопросов, которые поставил теракт 11 сентября, был: могут ли мусульмане мирно сосуществовать с представителями других вероисповеданий? Именно строками из Корана, призывающими к джихаду, Усама бин Ладен объяснял необходимость борьбы с США и в частности такого рода действия. "Аль-Каида" выпустила даже специальную фетву (решение по какому-либо вопросу выносимое либо духовным лицом, либо знатоком исламского права) "Джихад против евреев и крестоносцев", которая гласила: "Убийство американцев — как военных, так и гражданских, а также их союзников — это долг каждого правоверного мусульманина, который должен использовать для этого любую подходящую возможность, где бы он ни находился". Ряд мусульманских организаций с воодушевлением восприняли атаку на ВТЦ. И в то же время большинство мусульман горячо осудили действия "Аль-Каиды". Джихад, по мнению большинства представителей различный течений современного ислама следует сегодня понимать в первую очередь как внутреннюю решимость, усилие на пути Всевышнего, а не войну, в результате которой погибают мирные люди. Однако именно из-за бин Ладена сотоварищи теперь слово "мусульманин" у многих стало ассоциироваться со словом "террорист". Убийца Марвы аль Шербини – египтянки, переехавшей из Египта в Германию вместе с мужем–ученым, перед тем, как убить ее, назвал ее "террористкой" и "исламисткой". Вся вина Марвы была в том, что она попросила убийцу освободить качели для своего трехлетнего сына.

Европа, в 60-70-е годы принявшая много мигрантов из мусульманских стран, к 2010 году напоминает кипящий котел. В ряде государств набирают силы ультраправые партии. Связано это с постоянными конфликтами местного населения с мигрантами, которые в большинстве своем являются выходцами из мусульманских стран. Если раньше ультраправые были лишь небольшими и невлиятельными группировками, то теперь во всех областях Германии проходят полицейскийкие рейды против крупной неонацистской группировки, а во Франции значительная часть французов поддерживает ультраправые лозунги. В Австрии ультраправые группы побеждают на местных выборах, притом в тех землях, где велико количество мигрантов, в том числе и из Чечни. От кресла в австрийском парламенте Йорга Хайдера – лидера австрийских ультраправых отделила лишь смерть в результате несчастного случая. Европейцы все решительнее демонстрируют то, что не готовы принимать исламские ценности. Президент Франции Николя Саркози инициирует кампанию против ношения хиджаба – мусульманского платка. Канцлер Германии Ангела Меркель вручает датскому карикатуристу Курту Вестергаарту, против которого пять лет назад ополчился мусульманский мир, премию за отстаивание свободы прессы в Европе. В 2005 году он нарисовал карикатуру, которая изображала пророка Мухаммеда с тюрбаном на голове в виде бомбы. После этого в мусульманских странах прошли массовые акции протеста, в ходе которых погибло около 50 человек, а на автора скандальной карикатуры было совершено покушение. В России после убийства чеченцами в Москве Юрия Волкова, после многочисленных случаев преступлений, совершенных выходцами из Северного Кавказа в воинских частях, после инцидента в лагере "Дон", когда чеченские юноши среди прочих действий сорвали с флагштока флаг Российской Федерации, после терактов в Дагестане, Северной Осетии растут антиисламские настроения. И это при том, что в России проживает значительное количество мусульман, которые не только не поддерживают действия своих единоверцев, но и горячо осуждают их.

В самих США тоже продолжается связанный с мусульманами скандал. Если сразу после теракта по стране прокатилась волна нападений на мусульман, то теперь американцы грозят сжечь сотни экземпляров священной книги ислама – Корана. С подобным заявлением выступил недавно пастор Евангелической церкви Терри Джонс, которого разозлило одобрение президентом США Бараком Обамой идеи построить на месте ВТЦ мечеть. Следует сказать, что инициативу пастора поддержало множество американцев, возмущенных решением Обамы.

Преступление, которое совершила "Аль-Каида", огромно. Это преступление не только против Западного мира, столь ненавистного "Аль-Каиде", но и преступление против единоверцев–мусульман. Трагедия 11 сентября кроме того является и красноречивым напоминанием политикам всех мастей, от  идеалистов, до циничных прагматиков – сотрудничество с террористами, какими бы благими целями оно не оправдывалось, не только безрезультатно, но и чревато несчастьями для собственной страны.

Борис Рудь

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив