Наш паралич — самый прогрессивный?

06.08.2010 в 14:37

Зеркало недели

 

Наверное, многие еще помнят бытовавшую во времена СССР традицию в преддверии революционных праздников печатать в СМИ призывы к трудящимся. Наш народ всегда обладал достаточным чувством юмора и текст этих призывов модифицировал. К примеру, для железнодорожников это звучало так: «Каждому дадим по мягкому месту», для медиков: «Наш паралич — самый прогрессивный» (имелась в виду терминальная стадия одного из осложнений распространенного в послевоенное время заболевания). Достижения медицинской науки, в частности фармакологии, позволили с этим заболеванием справиться, но шутка в профессиональной среде живет до сих пор.

Небезынтересно посмотреть с позиций сегодняшнего дня на некоторые наши «достижения» в здравоохранении, в частности в области медицинской техники. Но сначала небольшой экскурс в историю.

В 1991 г. Совет министров Украинской ССР по инициативе Сергея Комиссаренко провел открытый конкурс на разработку медицинской техники с привлечением оборонных отраслей промышленности. Двумя годами ранее Государственная комиссия Совета Министров СССР, Бюро Совмина по машиностроению издали постановление «Об основных направлениях развития медицинской техники на 1991—2000 гг. и на период до 2005 года». Им предусматривалось использовать высокотехнологичный потенциал оборонных отраслей для указанных выше целей и одновременно отрабатывать технологии для прямых задач, стоящих перед промышленностью. Некоторые образцы, произведенные в этот период, работают до настоящего времени.

Где теперь что-то подобное? В бюджете на 2009 год средств на разработку и закупку медицинской техники не было предусмотрено. Об этом заявило руководство Минздрава, посетившее в мае 2009 года выставку медицинской техники в Национальном выставочном центре (бывшая ВДНХ). Кстати, до этого программа развития медицинской техники также не утверждалась. Причина банальная — отсутствие финансирования государственного заказа.

Решить проблему медицинской техники можно, но для этого следует прежде всего решить вопрос стандартов. К сожалению, система стандартов в Украине до настоящего времени не гармонизирована ни с европейской, ни с международной, что позволяет «вітчизняному виробнику» выполнять не самые современные разработки и при этом на каждом углу декларировать свои достижения. И так продолжается на протяжении ряда лет.

Еще один наболевший вопрос касается программных продуктов, входящих в состав медицинских комплексов. Ведь по существу правильность результатов во многом определяется точностью обработки информационных данных. К сожалению, в Украине сертификация программных продуктов в медицине не узаконена, а ведь это интеллектуальный продукт (и собственность). Отсутствие финансирования не позволяет надлежащим образом обеспечить его защиту. Потому зачастую программы копируются, что-то в них изменяется или не изменяется и по Интернету продается за рубеж. Можно привести много примеров, когда программные продукты кочуют из одного изделия в другое. А ведь это интеллектуальная собственность, которая во много раз дороже всяких «железок». Отсутствие сертификации ЕС снижает конкурентоспособность наших продуктов. Поэтому не приходится удивляться, что на всемирно известной выставке «Медика» (г.Дюссельдорф) от нашей страны участвуют две-три фирмы, да и те не в первом ряду.

Какой же видится выход из этого неприглядного положения?

При разработке программы создания отечественной аппаратуры следует обязательно ориентироваться на самые современные западные разработки. Это прописано в ДСТУ, но на деле не выполняется.

Да, это сложно. Но смена стандартов заставит это осуществить. Появятся новые технологии, новые требования к работникам, а также ответственность у тех, кто ставит задачу. И нет необходимости создавать дополнительные советы «пикейных жилетов». Правда, этот процесс требует времени, а его у нас нет. Что же делать? На мой взгляд, следует пригласить руководителей мировых фирм в области медицинской техники и предложить им организовать филиалы по производству соответствующей аппаратуры, предоставив выгодные условия и гарантии. Современная, а не «второй свежести» аппаратура будет выпускаться в Украине и значительно быстрее попадать в лечебные учреждения. Кроме того, наши производители смогут в этом процессе участвовать.

Сегодня производитель чаще всего отстранен от потребителя посредниками. Что такое тендеры, в том числе и в медицине, думаю, комментировать не нужно. Значительно проще было бы сделать современный салон по выставке-продаже медицинской техники. Возможности компьютерной графики позволяют сегодня, ознакомиться с аппаратурой не привозя ее в магазин, методом визуализации. Производитель ставит цену, а покупатель может приобретать.

В последнее время увеличилось количество разрешительных документов, необходимых для сертификации изделий медицинской техники. И все за отдельную достаточно высокую плату.

Кстати, Минздрав России выдавал регистрационный сертификат на 10 лет, а в настоящее время бессрочный. У нас регистрационное свидетельство выдают на один год, затем, после проведения квалификационных испытаний, на пять лет.

Недавно в «ЗН» была публикация с красноречивым названием «Скорая немощь». Улучшить оказание медицинской помощи населению столицы не так уж сложно, если с умом использовать имеющиеся возможности и ресурсы. В Киеве есть четыре медицинских вуза и несколько медицинских колледжей. В этих учебных заведениях для студентов предусмотрены клинические занятия по курации, лечебная практика и др. Существует также такая наука, как медико-географическое описание региона, т.е. для Киева можно получить данные о характере преобладания патологий в отдельных районах. Если бы горгосадминистрация приняла решение о выделении жилищно-коммунальными предприятиями города небольших помещений для организации первой помощи населению того или иного района, то можно было бы привлечь для этих целей студентов под контролем преподавателей. Такие помещения должны быть оснащены аппаратурой для измерения давления и регистрации ЭКГ и небольшим набором лекарственных препаратов. Это в какой-то степени позволило бы избежать осложнений при сосудистой патологии. Кроме того, вероятно, назрела необходимость создания центра (или центров) анализа ЭКГ (технические возможности это позволяют), и таким образом исключить выдачу заключения на следующий день, что может привести к тяжелым последствиям.

Есть еще один, не менее важный вопрос медицинской техники и экспертизы, который я бы обозначил как нечеловеческое отношение к человеческому фактору.

В одной из песен есть такие слова: «не сама машина ходит — тракторист машину водит». Как ни странно, но в последнее время о трактористе забывают.

В переводе на формальный язык — это контроль и отбор специалистов, динамическая оценка по многим параметрам, врачебно-летная экспертиза, где введены новые требования ИКАО, спецподразделения, спорт и др. Достаточно сказать, что в самолете работу всех приборов регистрирует «черный ящик», а действия человека — только речевой анализатор. Но об этом отдельный разговор.

И последнее. Мне как человеку, организовывавшему работу Комиссии МЗ Украины при министре Ю.Спиженко, было досадно услышать по телевизору информацию о том, что в кредит будет закуплено большое количество импортной медицинской аппаратуры для наших лечебных учреждений. Бесспорно, необходимость в этом есть, но решение должно быть другим. Не знаю, какой советник по медицине это предложил. Думаю, что это не лучший совет, и вот почему. Во-первых, аппаратура быстро морально устаревает. Во-вторых, инвестировать следует свою промышленность. Поэтому в Украине должны быть филиалы современных фирм (об этом сказано выше). В цене на импортную аппаратуру уже заложено 20—25 % провизии. В-третьих, в Национальном техническом университете «КПИ» есть факультет медицинской техники и им необходимы рабочие места.

Таким образом, проблем, связанных с медицинской техникой, более чем достаточно. Для их решения – и это самое главное — должно быть реальное финансирование, конечно, и государственный заказ в разумных пределах. К решению этих вопросов должны быть привлечены ведущие производители медицинской техники, в том числе и зарубежные, через тендеры с публикацией открытой информации.

 

Борис ЛАЗАРЕТНИК, доктор медицинских наук, профессор

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив